"Если птице отрезать руки...", или Как власти скрывали "физическую


- Господи Иисусе! – скажете вы. – Это что еще за ершик для мытья бутылок?
О том, что это за странная птица, прямым текстом сказано на печати княжества Смоленского. Той самой, которой было заверено письмо смоленского воеводы князя Федора Куракина к князю Никите Одоевскому о присылке в Смоленск двух разбойников в 1664 году. Именно эта печать и является первым известным изображением современного смоленского герба, ставшим основой для "Титулярника".

Полустершаяся подпись «птиц Гам…» означает именно то, что вы подумали – птицу Гамаюн.
Несмотря на распространенное мнение, птица Гамаюн появилась вовсе не в древнерусских источниках. Впервые это слово в русском языке фиксируется в переводах книги «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, о которой я уже упоминал, когда рассказывал про бабра.
Путешественник в Индию упоминает, что на острова в восточном море, близкие к Раю, залетают птица Гамаюн, птица Фениз (Феникс) и птица Харадр (Каладрий, римская птица-вещун). Согласно описанию, у птицы Гамаюн нет ни крыльев, ни ног, однако она чудесным образом летает всю свою жизнь, а на землю опускается только мертвой.
В общем, популярное в годы моего детства юмористическое стихотворение Аркадия Арканова как про птицу Гамаюн писалось:
Если птице отрезать руки,
Если ноги отрезать тоже,
Эта птица умрет от скуки,
Потому что сидеть не сможет...
Сами понимаете, изобразить птицу без крыльев и ног – задача очень нетривиальная, поэтому одно из первых изображений птицы Гамаюн мы находим только в XVII веке в «Букваре славянороссийских письмен» Кариона Истомина. Именно там на букву «Г» гравер Леонтий Бунин изобразил птицу, очень похожую и на печать князя Куракина, и на изображение в «Титулярнике».

Примерно такую же птицу мы видим и на много раз упомянутой «печати Корфа», изобразившего в 1698-99 годах Большую российскую печать времен молодости Петра I.

И на жалованной грамоте Акинфию Демидову, составленной уже глубоко в XVIII веке, в 1726 году.

И даже на проекте знамени Смоленских полков, составленном герольдмейстером Ф. М. Санти в 1724—1727 годах.

Впрочем, уже на «гербовой» тарелке царя Алексея Михайловича 1675 года у Гамаюна появились крылья

Появлялись они и на других вариантах герба, пока не закрепились на первом официально утвержденном смоленском гербе 1780 года. Но ног по-прежнему не было.

А на официальном гербе Смоленской губернии 1856 года Гамаюн обрел уже и ноги.

С тех пор смоленский Гамаюн - уже вполне обычная птица, как на сегодняшнем гербе, а ее "физическая альтернативность" прочно забыта.

А жаль. "Ёршик" мне нравится гораздо больше.
____________
Это отрывок из новой главы моей книги "Царский титул в картинках". По ссылке вы можете найти текст полностью - https://author.today/work/76682
|
</> |