Если немного отвлечься от суеты, состоящей из утренника


***
В магазине мужчина с сосредоточенным лицом швыряет в тележку коробки конфет по акции. На его челе заметна тень печали, но нет ни тени сомнения. Сахар в шоколаде, сахар с кокосовой стружкой, сахар с маслом и сгущенкой. Судя по отточенному жесту, которым мужчина мечет с полок коробки конфет, он давно и прочно уверен в том, чего хочет женщина.
***
Утренник в детском саду. Малышей интервьюируют на предмет того, от чего, по их мнению, больше всего устают мамы. Дети, конечно, говорят про домашнюю работу. Что мамы устают от мытья полов и посуды, от приготовления ужинов и стирки, от глажки папиных рубашек и прочего. Мое же дитя, ни секунды не смутившись, говорит: "Мама устает, потому что лечит людей." А на вопрос, что мама любит больше всего, заявляет: "Мыть полы."
А я что - я и правда люблю мыть полы. Очень медитативное занятие.
***
Детские утренники - вообще особый жанр. В России появляются новые феминистские движения, все больше женщин будто просыпается и понимает, что им нужны и образование, и хорошая работа, а вот абстрактные понятия "домашний очаг" и "удачно выйти замуж" - штука опциональная и вовсе в жизни не обязательная...
И только на детских утренниках продолжается трэш и угар патриархата образца 19 века. Мамам желают быть милыми и нежными (то есть быть удобными), рекомендуют почаще дарить всем улыбки (то есть быть удобными), радовать близких пирогами и другими кулинарными изысками (то есть быть удобными), поддерживать и понимать решительно всех вокруг (то есть быть удобными).
Далее чудесный маленький мальчик читает юмористическое стихотворение в стиле "Как утомили эти бабы - даешь им денег, им все мало", внезапно делая взрослое лицо сорокалетнего мужика-бытового пьяницы, зависимого от игры в танчики. Завершается сцена танцами девочек в фартуках с поварешками.
Мир меняется, и только детские утренники бережно хранят самые вкусные патриархальные традиции.
***
Утренние профосмотры в поликлинике. Работаю быстро и сосредоточенно - народу много. В мой кабинет заходит мужчина средних лет.
- Здравствуйте, дорогие мои! Милые наши женщины, самые наши красивые и нежные, с праздником восьмо...
- Вы записаны на сегодня?
- Нет. Но примите меня сейчас,
как могут меня не принять такие красивые, хорошие девчонки!
- Девчонки в бане.
- А кто же вы тогда?
- Всего хорошего. Запишетесь и придете по записи.
- Позвольте дать вам совет...
- Обойдемся без ваших советов. До встречи.
Воздушный шарик сексистских поздравлений, который перед входом в кабинет будто бы проглотил мой посетитель, резко сдувается. Мужчина выходит, недовольно бормоча о женской неблагодарности и стервозности. Он к ним всей душой! А они!.. Вот она, бабская сущность. Зашел попросить об одолжении, привычно нахамил, сделал мастерский заход сверху (пусть баба не забывает свое место), не пожалел непрошенного совета - и что вместо благодарности?..
***
Всюду поздравления с весенним теплом - они были напечатаны задолго до праздника, - кто ж думал, что в начале марта все еще будут стоять трескучие морозы. И оттого вспоминается Оруэлл и его Министерство Правды, в которое будто бы превращается в преддверии Международного женского дня мой провинциальный городок.
Когда метель называют "весенним теплом". Когда дарят женщине восьмого марта тюльпаны и шоколадку, разок приносят завтрак в постель, - и она почти верит, что так теперь будет всегда: он готовит еду, она моет посуду, он помогает ребенку с уроками, она ходит на родительские собрания в школу... Мечты, мечты. Когда под видом поздравлений женщину учат, как быть еще немножечко поудобнее для всех вокруг.
Но мир меняется. Когда-то наступит настоящая, теплая весна. Возможно, и праздник, смысл которого - напомнить о правах женщин, тоже когда-нибудь наступит, вытеснив ярмарочную вакханалию сексистских поздравлений.
|
</> |