Если мы такие духовные, то почему такие жестокие?
Елена Хохлачева — 18.12.2013
Объяснять суть конфликта с внешними противниками - это то,
что у нас получается лучше всего. Гораздо труднее нам дается
понимание наших внутренних конфликтов.
И нет понимания - который из конфликтов опаснее для нас и для
страны. И есть желание и привычка уходить от трудных разговоров,
неприятных для нашего великорусского самолюбия.
И все-таки, хочется надеяться, что время пришло! Вопрос - какие
ценности нам нужно сохранять и что же на самом деле лежит в основе
пресловутой русской духовности - он давно уже назрел и
перезрел.
Не хочу говорить о том, что "вообще" и "в принципе". Буду говорить
о конкретных проблемах, с которыми я сталкивалась лично.
Бог с ним - с советским наследием! Бог с ним - с царизмом! Бог с
ними - с идеями и идеалами! Меня поразило сообщение о том,
что Россия находится в первых строчках в рейтинге "бытовое насилие
над женщиной".
Я верю не рейтингам, я верю русским писателям. Достоевский в
"Записках из мертвого дома" подробнейшим образом описывал
страшные сцены истязания женщины в русской семье и вне ее.
Островский подтвердил - русской женщине лучше бросится
головой в омут, чем оставаться в патриархальной семье.
На фоне этих исторических документов рассуждения о великой
православной культуре, которая оживляла жизнь и освещала потемки,
выглядят по крайней мере странно. Но кровь в жилах у меня
застыла не во время чтения этих очерков, а когда я услышала
от современного мужчины восторженное: "Вот она - настоящая русская
женщина! Настоящий образец духовности! Ее бьют, истязают, режут а
она молчит. Потому что любит мужчину, верит в Бога и целиком
подчиняется их воле".
Я знаю, что женщины в России подвергаются насилию. Знаю потому, что слышала от других женщин. Знаю потому, что видела эти синяки. Знаю еще и потому, что сама ежедневно подвергаюсь насилию в Сети. Удивительно! Среди множества мужчин - умных и не очень, образованных и мало образованных, воцерковленных и невоцерковленных - практически нет НИ ОДНОГО, который бы хоть раз случайно не обронил: "Баба, шла бы ты щи варить!" И это - самый нежный из всех возможных вариантов - за ними следуют "закуси", "выкуси" и "отсоси".
Или вот известное высказывание о том, что Россию можно уничтожить, развратив русскую женщину. Все бы ничего, кабы точно знать - что подразумевает автор под женской нравственностью. У меня - плохие предчувствия. А ну как это его "нравственное состояние" - наручниками к батарее и "отдайся на волю мою и Бога".
С некоторых пор у меня сформировался условный рефлекс - когда я слышу глЫбокомысленные рассуждения о нравственности и духовности со ссылками на Бога и историческое наследие, мне хочется бежать и прятаться - столько в этих рассуждениях ненависти к людям. Выглядит это всегда одинаково: либо ты любишь Бога, либо людей; либо ты служишь людям, либо выслуживаешься перед Богом и Церковью.
Приходилось наблюдать и детей из семей священников. Меня поражала их агрессивность и готовность получать удовольствие от унижения человека иных взглядов. Это всего лишь дети. Они еще не умеют унизить человека так красиво и изящно, как это умеют делать их папы и мамы - с прозрачными намеками и с цитатами из Библии (типа, "не мечи бисер перед СВИНЬЯМИ"), но суть они уловили: есть мы и те, кто с нами, а есть - те, которые против нас - они же свиньи, которых МОЖНО и НУЖНО изничтожать ЛЮБЫМ способом, потому что это и называется борьбой Добра со Злом.
Так что же такое - эта наша духовность? Что мы берем с
собой из прошлого, а что из прошлого тащим, не имея возможности от
этого отвязаться?
Я понимаю, что такое "построить храм" и понимаю, чем оно отличается
от "разрушить храм". Я не понимаю, как строительство общего дома
можно начинать со слов, обращенных к строителям и своим
соотечественникам: "Вы - не наших корней".
Конечно, можно законодательно запретить говорить друг другу
гадости, потому что это легко и опять же приятно поиздеваться потом
над нарушителем. Но поможет ли это построить и построенное
сохранить?
Почему я так много и нелицеприятно говорю о Церкви и о религии? Да потому что я считаю, что наша жестокость и нетерпимость - результат многовекового религиозного воспитания. Кстати, яростным защитникам духовных ценностей и обличителям сталинизма напомню - товарищ Сталин получил богословское образование, проучившись ни много, ни мало 8 лет в духовной семинарии. Гуманистом не стал, но тех, которые "с нами" от тех, которые "против нас" отличал быстро и отделял решительно.
Очень правильное решение - изучать в школе НЕ основы ОДНОЙ религии, а историю ВСЕХ религий. Сын относится к этим занятиям с интересом, с удовольствием рассказывает мне о разных Богах, а я не боюсь, что ему станут объяснять про "свиней" и научат находить соринки в глазах других людей, игнорируя многочисленные бревна в своих собственных.
Вот бы еще женщину поддержать... Знаете... Я бы поставила памятник Русской Женщине. Вот просто в память о моих бабушках, вынесших на своих могучих плечах всех и всё. Помню Сергей Минаев (ведущий "Честного понедельника") "пошутил", представляя такой памятник: "В одной руке - автомат, а в другой - наручники...". (типа, символ тоталитаризма - почему-то) Дурачок! Даже, если в одной руке у нее автомат, то в другой руке у нее - ребенок и не один. Это и есть символ русской духовности. Разумеется, такую женщину трудно будет загнать в стойло, но зато спрятаться за ее широкой спиной, поучая оттуда (её же) нравственности - вполне!