Если б я был Минкульт...

Попробую опять плюнуть против ветра, хотя надежды мало.
Что бы я сделал, если бы был Минкультом?
Я бы делал примерно то же самое, с двумя отличиями. Первое – я бы был разборчивее в оценке качества проектов (то есть давал бы лучшим, по мнению экспертов). И сделал бы прозрачными и понятными критерии оценки. Второе – я бы делал это не в результате сумбура и недоразумения, как сейчас, а в результате ОСОЗНАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.
Я исхожу из того постулата, что поддержка авторской анимации НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИОРИТЕТНОЙ ЗАДАЧЕЙ. Авторского кино (и хорошего!) у нас больше, чем необходимо, но его ПОЧТИ НИКТО НЕ СМОТРИТ, и СМОТРЕТЬ НЕ БУДЕТ (в массовом порядке). А приоритетной задачей (по моему мнению) является поднятие художественного уровня массового кино (т.е. полных метров и сериалов), потому что ИХ СМОТРЯТ и СМОТРЕТЬ БУДУТ, а значит – их качество ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ МАССОВОГО ВКУСА.
Поэтому, будь я Минкультом, я эти постулаты высек бы в граните, и следовал бы им при распределении средств. А именно:
1. Сократил бы финансирование авторского кино, ограничившись десятком имен режиссеров, которые действительно являются национальной гордостью и достойны господдержки (Бронзит, Демин, Максимов, и им подобные).
2. Сделал бы приоритетной поддержку фильмов в формате сериала и полного метра, ИЗМЕНИВ КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ. То есть оценивал бы именно такие проекты, претендующие на поддержку, не столько по коммерческим, сколько по ХУДОЖЕСТВЕННЫМ критериям (как авторское кино!). Есть идейно-художественный уровень (пользуясь советской терминологией) – получи господдержку или дотацию. Нет уровня, а есть только желание заработать бабла – ищи средств у частных лиц и фондов. И по той же шкале (открыто и прозрачно) оценивал бы РЕЗУЛЬТАТ. От которого зависит дальнейшее финансирование…
Такая политика могла бы привести к тому, что многие достойные художники, привыкшие «ваять авторскую нетленку», обратились бы к форматам, популярным в народе, и создали бы такой синтез творческого и одновременно зрелищного кинематографа, который мы и ценим до сих пор как главное достижение советского мультипликационного наследия.
Разумеется, к этим мерам нужны были бы и другие, дополнительные. Например, надо оградить творческих работников от продюсерского произвола, а для этого – четко прописать в законе отличие авторского и коммерческого кино (не по признакам «короткометражный-полнометражный» или «экспериментальный-коммерческий», а по ЕДИНСТВЕННО СПРАВЕДЛИВОМУ критерию: КТО АВТОР ПРОЕКТА – РЕЖИССЕР или ПРОДЮСЕР, с четким распределением: под авторское кино деньги выдаются автору, под коммерческое – продюсеру) и дать творцам авторского (даже полнометражного!) кино право выбирать продюсера ПОД СВОЙ ПРОЕКТ, на свое усмотрение. Еще одной мерой могла бы стать переориентация системы образования режиссеров и художников анимации с обучения авторскому кино на основы производства зрелищной продукции (без потери оригинальности стиля и мышления художника). И т.д., и т.п.
Ясно, что этого не будет. Не потому что этого не нужно, а потому что на это НЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОЛИ. И нет понимания, что просто продолжение финансирования авторского кино (в том виде, в котором оно сейчас существует), и оставление массовых форм кино на откуп дельцам, думающим о прибыли больше, чем о творчестве, приведет к самым плачевным результатам. Мы потеряем зрителя. Авторское кино навсегда останется в той «интеллектуальной резервации», в которую оно себя загнало, оторвавшись от интересов массовой аудитории. А публика будет валить на зарубежную продукцию, догнать и перегнать которую сил уже не хватит…
И не будет оригинальной и всенародно любимой школы отечественной анимации, которой мы привыкли гордиться.
|
</> |