ЭШ 4290

И, конечно же, этот паровоз в таком количестве снимался исключительно для нашего паровозного фаната и популяризатора Владимира


Самые богатые традиции среди трудовых коллективов города имеют железнодорожники Вязьмы.


В октябре 1917 года они вместе с солдатами-большевиками местного гарнизона задерживали и разоружали белоказачьи эшелоны. В апреле 1919 года – вышли на один из первых коммунистических субботников в России. В 1941 году из Вязьмы ушел в свой легендарный поход знаменитый «дядя Костя» - К.С.Заслонов. Он формировал в депо боевые группы, ставшие потом ядром партизанского соединения. Подпольщиками железнодорожного узла руководил маневровый диспетчер Я.М.Ларионов, в декабре 1841 года организовавший здесь несколько крушений фашистских поездов. В 50-е годы железнодорожники возглавили соревнование трудовых коллективов Смоленщины за коммунистический труд, в 70 - 80-е – за досрочное выполнение планов пятилеток.



Вяземское локомотивное депо награждено орденом Трудового Красного Знамени. Символом трудового и ратного героизма железнодорожников является паровоз ЭШ 4290, вставший на постамент рядом с вокзалом 9 мая 1980 года.


Странный текст, да? Советский, 1989 года. Где я его взяла? Об этом где-то в следующем рассказе, а пока скажу, что Вязьма крепко окунула меня в советское время, она будто застыла: не ушла из СССР, не пришла в современную Россию. Примет современности обнаружить почти не удалось, разве что реклама на фасадах да мальчишки, безбашенно скачущие на паровозе-памятнике, раньше такого не позволялось…


Внимательные заметили, что за паровозом, в непосредственной близости от заботливо отреставрированного советского фасада вокзала, красуется куча неживописных развалин какого-то бывшего здания. Так вот это – типичная картина Вязьмы: разрушенные, полуразрушенные, сохранившие только скелет здания. Их жаль просто до слез, они красивы и не очень, но они – история, они – то, что осталось от катастрофических последствий планомерного уничтожения города фашистами (за время 17-месячной оккупации было взорвано 476 домов), они – стыд города, области и страны. Так – нельзя! Не можете восстановить - снесите, расчистите место, позвольте городу и так с тяжкой историей быть живым городом, а не архитектурным кладбищем!
Вот такие у меня получились три вводных поста о Смоленской земле, поста больше грустных и гневных, поста, какие у меня бывают нечасто. Что ж, будем считать, что это была печальная присказка, а красивая сказка пока впереди…
|
</> |