Есенин путал хаты с избами?

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
С. Есенин, 1914
И подумал:
получается, деревенский паренёк Сережа Есенин не знал, что хат на Руси (в Великороссии) отродясь не водилось. Их строили в южных и западных областях. В России область "хатостроения" ограничена с юга — Воронежом и Доном, с запада — Смоленской землей.
Даль даёт областные значения слова "хата" — твер. изба, зимовка, скотная изба во дворе, для дойных коров и телят. Но ведь Есенин из Рязани, а в рязанских говорах хата — это клеть.
Это, кстати, не единственная оплошность "последнего поэта деревни". Еще Бунин ехидно прошелся по "глубокому" знанию Есениным русской природы. Например, в одном известном стихотворении сирень и черемуха цветут у него одновременно.
Анализ словоупотребления "хата" в Национальном корпусе русского языка даёт самые ранние примеры — Гоголь, Шевченко и др. писатели, писавшие на малороссийские темы.
Есть, впрочем, некрасовское: "Всегда у ней тёплая хата". Но ведь Николай Александрович черпал знания народного быта на охоте и за карточным столом.
Хата в общем значении "сельское жилище" еще терпима. Но обобщающий взгляд на русские просторы — "хаты, в ризах образа" — это чистая Украина получается.
P.S.
Кстати, по-русски:
"Изба моя с краю, ничего не знаю — вот девиз каждого Молчалина".
М. Е. Салтыков-Щедрин — «Господа Молчалины».
|
</> |