Еще раз об этике
progenes — 27.06.2012 У меня сложилось впечатление, что не все понимают до конца, что такое этика. В первую очередь представляется этикет, нормы поведения в социуме. А это все не так, или не совсем так. Точные и естественные науки изучают и описывают окружающий мир. А этика - это наука о нас самих, о том, почему мы поступаем так, а не иначе, о морали.А мораль - это не занудное морализаторство, а всего лишь поведенческие паттерны, которых может быть много самых разных. Вопрос этики - почему и как формируется у нас самих тот или иной поведенческий паттерн. Мне кажется, что тут главное понимать, что этика и мораль это не аксиома и не нормы (хотя, потом, и об этом будет тоже), это прежде всего вопросы: "почему и как?" Эти вопросы мало отличаются от тех, которые мы задаем окружающему миру, просто в этике мы их задаем сами себе относительно нас самих.
Например, в основе немецкого школьного учебника 5го класса лежат три кантовские вопроса:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
В рамках этих вопросов рассматривается феномен сознания (кто я?), как работает мозг, что такое чувства и ощущения, свобода выбора, справедливость, мотивация к действию, принуждение к действию, высшее благо (счастье, удовольствие, власть, удовлетворение потребностей, свобода), добродетель, последствия действий, на какие наши действия и поступки могут влиять врожденные особенности, а на какие нет, редукицонистские попытки объяснить феномен зла и т.д.
Из описательной этики рождается аналитическая метаэтика, которую занимают вопросы объективности и субъективности наших моральных ценностей. И на стыке морализма, антиморализма, релятивизма и нигилизма рождается важный вопрос: должен ли я быть моральным? и если да, то почему?
И рядом с описательной и метаэтикой находится нормативная этика, которая тоже, не утверждает, а скорее спрашивает, почему из двух или нескольких различных моральных паттернов один становится более предпочтительнее в какой-то ситуации (обществе). И только в конце, после того, как немножно разобрались в этих всех моралях, можно переходить к прикладной этике - свод каких-то норм и советов в конкретной области: биоэтика, социальная этика, конфликтная этика, медицинская этика. И уже после всего этого из этики вырастают ответвления: право и социология.
Как мы видим - этика, это прежде всего умение ставить вопросы о себе и о мотивах поступков других. Как можно изучать обществознание или право, но при этом не задумываться, кто же я вообще и почему я так веду или должен вести себя в этом обществе? Как можно учить право, при этом не зная, что такое справедливость и в каких взаимоотношениях находятся правовые нормы и мораль?
|
</> |