Еще раз о "научности" для "чайников"
creator74 — 01.01.2022 Наткнулся в топе на пост известного Панчина по поводу скандала с финансированием Институтом философии РАН исследований об аде https://scinquisitor.livejournal.com/198382.html. Написал комментарий, который как раз уложился в 4300 символов. Ну, про ад я там ничего не говорю, обсуждаются общие мировоззренческие основания, отталкиваясь от которых "просветители" шельмуют религию, философию и так далее. Достаточно кратко и ясно объяснено, в чём заключается несостоятельность этих оснований.Что касается самой проблемы зла и ада, то я могу только сказать, что писАния на подобные темы не в меньшей, но и не в большей степени вздорны, нежели подавляющее большинство современных "гуманитарных" исследований. То, что некоторые люди пытаются такие проблемы обсуждать, можно зачесть этим людям в плюс, минусом же является то, что они не овладели настоящей научной основой подобных исследований, которой, как мои читатели могут знать, является, по моему мнению, система Шеллинга. Ну а нападки "просветителей" на таких авторов - это, конечно, и есть самое натуральное мракобесие.
Итак, о "научности":
Интересно, что аффтар обвиняет сочинителя статьи в том, что его произведение — апологетика. Но чем в таком случае являются его собственные писАния? Разве в них он ставит под сомнение основания собственной позиции? Разве методом его не является шельмование оппонентов при помощи протухших жупелов?
Разумеется, на сегодняшний день мракобесием являются именно такая апологетика "науки". В основании здесь лежит не какое-то конкретное знание, а именно вера, противоречащая актуальным выводам науки. При этом целью является мобилизация невежд, которые должны своим воем заглушить аргументы.
Предметом веры науколюбивых авторов является философия Эпикура (3 век до нашей эры). Это то, чего они требуют придерживаться от всех остальных. Хотя абсурдность (самопротиворечивость) этой системы была доказана и всеми признана еще в древности. Впоследствии, в т.н. Новое время эти воззрения были актуализированы и модернизированы в механицизме и действительно долгое время служили эвристическим принципом развития науки, однако к началу двадцатого века такое развитие наткнулось на свои пределы. В итоге были сформулированы фундаментальные теории, полностью отвергнувшие механицизм и благодаря этому оказавшиеся способными истолковывать гораздо более широкий круг явлений.
Суть философии Эпикура Гегель сводит к утверждению о том, что все явления и само бытие могут быть истолкованы в терминах нашего повседневного опыта. Именно это обусловливает энтузиазм невежд в отношении такой "научности".
Что же касается модернизированной теории механицизма, то А.Н. Уайтхед в своей книге "Наука и современный мир" выделяет два её главных принципа: 1) простая локализация в пространстве и 2) доктрина внешних отношений. Попросту говоря, механицизм утверждает, что существуют элементарные объекты, в каждый момент занимающие определенное место в универсальной конструкции абсолютного пространства, и что эти объекты могут соединяться (по определенным правилам, именуемым "законами природы") в некоторые комплексы, включение в которые никак не изменяет сущность элементарных объектов.
Все эти пункты были полностью отвергнуты неклассической физикой. Во-первых, теория относительности утверждает, что никакого абсолютного пространства нет, а пространственные отношения, фиксируемые в так называемых "системах отсчёта", представляют собой имеющие лишь относительное значение схемы взаимного согласования СОБЫТИЙ, выступающих подлинными атомами реальности.
Во-вторых, квантовая теория прямо утверждает, что фундаментальные объекты В ПРИНЦИПЕ не могут быть истолкованы в терминах нашего повседневного опыта. Они НЕ НАХОДЯТСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ и могут вступать в пространственные отношения, индексируемые нашими обычными приборами, лишь с определенной вероятностью. Заполняющая пространство материя не является агрегатом абсолютно жестко зафиксированных элементов, а создаётся действием идеальных структур (описываемых квантовыми операторами) на некоторую текучую материю (в квантовой теории поля именуемую "волновой функцией вакуума"). При этом включение элементарных объектов в коллективные образования коренным образом изменяет их собственное "поведение" (эффекты так называемого квантового спутывания и так далее). Гайзенберг, сыгравший главную роль в создании квантовой теории, читал специальный курс лекций под названием "Физика и философия", в котором разъяснял, каким именно образом квантовая физика опровергла Демокрита и Эпикура и подтвердила правоту Платона.
Упразднение пустого пространства и летающих по нему "атомов" приводит к тому, что мир надо строить не из материальных частиц, а из событий, что делает актуальным возрождение учения Лейбница о монадах как ментальных сущностях, аккумулирующих события и теперь уже оказывающихся не пассивными "апперцепциями", а центрами взаимно согласующихся в ходе мирового процесса активностей.
Короче говоря, уже сто лет как "научность", которую защищают "просветители", находится в подвешенном состоянии. Её защита, являющаяся поэтому мракобесием, вынуждена использовать соответствующие методы.
Ну и весь "научный атеизм", конечно, полностью лишается всякой почвы под ногами. Никаких оснований объявлять всё человечество прошлых веков, включая величайших учёных и мыслителей, дураками у вас больше нет, друзья. Так что "ненаучность" исследования ада вам обосновывать нечем.
|
</> |