Еще пару лет назад такое было трудно представить
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Погожим осенним днем на улицы Ткуарчала вышло практически все население города, уменьшившееся после войны без малого в двадцать раз (с 22 до примерно 1-1,5 тысяч). Нарядные школьники в белых рубашках, строго одетые взрослые, цветы, многочисленные абхазские флаги… «Уберите! Не надо здесь российских флагов!» - прозвучал строгий голос откуда-то из-за спины: учительница строила в колонну своих подопечных из младших классов. Почти каждый сжимал в руке маленький государственный флажок.
На площади перед Домом культуры не было ни одного российского флага. Лишь на одной из примерно трех десятков картинок мелом на асфальте, участвовавших в конкурсе детского рисунка, присутствовал российский флаг и Россия как таковая. На всех остальных – «Апсны», «Победа», «Нет войне!», Абхазия, Абхазия, Абхазия… Как будто Россия не имела к этой победе никакого отношения.
На следующий день Абхазия праздновала семнадцатый день Победы – тогда абхазские войска полностью освободили страну и вышли на Ингур, поставив точку в военной части грузино-абхазского конфликта. Роль официальной и неофициальной (многочисленные добровольцы) России в этой победе широко известна и как минимум не должна преуменьшаться. Надо отдать должное, на улицах празднующего Сухума продавались не только абхазские, но и российские флажки - вот только покупателей практически не было. Перед сухумским Домом правительства также прошел конкурс детского рисунка и на этих картинках России было чуть больше, чем в Ткварчале. Понятно, что детские каляки-маляки отражают коллективное подсознательное – то, что молодое поколение абхазов ежедневно слышит в школе, на улице и дома – и в некотором роде являются проекцией будущего Абхазии. Будущего, в котором России отведено достаточно скромное место.
Невозможно не заметить и изменение отношения к ближайшему союзнику – Южной Осетии, плечом к плечу с которым Абхазия шла к независимости, преодолевая сопротивление как московских, так и международных прогрузински ориентированных сил. Вместе с абхазами мне довелось праздновать на сухумских улицах пятнадцатую годовщину Победы. Через месяц после признания Россией Абхазии и Южной Осетии и полтора месяца спустя после окончания «пятидневной войны» общественные настроения здесь были совсем иными. «За осетин, благодаря которым Россия признала нашу независимость», - поднимая этот тост, абхазские бойцы, прошедшие трагедию 1992-1993 годов и не понаслышке знающие, что такое война, бомбардировки, гибель товарищей и мирных жителей, как будто ощущали свою вину за то, что признание досталось Абхазии чужой кровью. Один из офицеров, герой Абхазии, именно так и сформулировал это чувство, которое испытывали тогда, без преувеличения, очень многие абхазы. Поминальные тосты по цхинвальцам звучали во многих абхазских семьях.
Сейчас о крови Южной Осетии никто не вспоминает. Пара-тройка осетинских флагов на абхазских улицах – скорее, дань традиции и официальному союзничеству, чем искреннему уважению и памяти. Остается стойкое впечатление, что дороги Сухума и Цхинвала медленно, но верно расходятся: представить в Южной Осетии подобную ситуацию с российскими флагами попросту невозможно.
Изменения в сознании (и подсознании) абхазского общества вербализуются и выплескиваются наружу в том числе и на научных мероприятиях, одним из которых стала проведенная недавно в Сухуме Институтом стран СНГ конференция «Исторический выбор Абхазии. К 200-летию присоединения к России». «Мы не должны все время брать под козырек, – заметил, говоря об отношении к России, бывший прокурор и премьер-министр Абхазии Анри Джергения. – Не надо забывать, что, хотя мы очень обязаны России, у нас есть свои национальные интересы, о которых мы должны помнить… Нам надо дорожить отношениями с Россией, но мы… не должны давать возможности ущемлять интересы нашего государства».
Этот призыв тем характернее, что прозвучал он из уст русскоговорящего политика, известного в бытность его во власти своим интернационализмом, ориентацией на Москву и не слишком хорошим знанием абхазского языка.
«Внешняя политика Абхазии приобретает более циничный, прагматичный характер», - признался на конференции молодой министр иностранных дел РА Максим Гвинджия, имея в виду, прежде всего, ее намечающуюся «многовекторность» (отметим, что подобная политика уже довела Армению если не до беды, то до серьезных проблем, в том числе до определенной напряженности в отношениях с Россией). А давно служащий в Абхазии российский генерал, говоря о российско-абхазских отношениях, и вовсе воскликнул: «Надо еще посмотреть, кто кому что должен!» Он напомнил, как абхазы остановили банду Гелаева и стойко сражались за российские геополитические интересы, иначе «где были бы войска НАТО?».
Это столь ясно чувствующееся раздражение, которое пока еще нельзя назвать антироссийским, но уже можно – не-российским, находит выход и в изменении отношения рядовых жителей Абхазии к российским туристам, от которых во многом зависит процветание страны. Россияне, большинство которых принимало решение об отдыхе в Абхазии, руководствуясь в том числе сравнительной его дешевизной и русскоязычием страны, в итоге испытывают серьезное разочарование. Туристические форумы в Интернете полны историями, которые еще несколько лет назад встречались только в качестве исключений. По итогам минувшего лета, пожалуй, до 80% отзывов об отдыхе в Абхазии – скорее, отрицательны, и это очень тревожный звонок, учитывая, что нынешний курортный сезон, по общему мнению, провалился.
Претензии россиян в большинстве своем повторяются: это существенный, по сравнению с прошлым годом, рост цен при крайне низком уровне сервиса, повсеместное хамство и непонятное высокомерие абхазов по отношению к приехавшим отдохнуть людям. К сожалению, приходится признать, что эти оценки соответствуют действительности: цены действительно выросли, как, впрочем, и уровень хамства, а также преступности, о чем говорят сами местные жители.
Многих раздражает обязательная «страховка», которую необходимо приобрести при въезде в Абхазию. В этом году она обходится уже в 250 рублей, что становится существенным, когда едешь отдыхать всей семьей. Не нравится и продажа туристам, которых легко отличить от местных, любого товара значительно дороже (при том, что цены в Абхазии и без того совсем не маленькие), что является повсеместной практикой.
Неоднократно встречается и такая жалоба: «Несколько раз слышала фразу: "Не нравится – домой езжай" или "Не нравится - отдыхайте в своем Сочи"». Увы, и это чистая правда, причем подобная отповедь нередко следует в ответ на вполне дружелюбное замечание или даже обычный вопрос. Создается ощущение, и его в полной мере прочувствовали многие туристы из России, что в Абхазии им вовсе не рады и вообще – едва терпят из соображений политеса. Однако никаких других туристов в этом государстве в обозримом будущем не появится, и самодовольная ухмылка «Ничего, другие приедут – Россия большая!» вскоре может смениться озабоченным выражением лица. Масса отрицательных отзывов не только о средненьких пансионатах Гудауты и Гагр, но и достаточно дорогой и пафосной пицундской «Самшитовой роще» и подобных домах отдыха уже привели отнюдь не к увеличению потока отдыхающих. Непонятное высокомерие многих абхазов, как блестяще сформулировала одна из разочарованных отдыхающих: «Такое впечатление, что они обиделись, а за что - не говорят» также не будет способствовать улучшению уровня их жизни за счет российских туристов.
Низкому уровню курортной инфраструктуры и сервиса можно найти историческое объяснение: во времена СССР абхазы практически не занимались этим бизнесом, в котором распоряжались грузины, армяне и греки. Но прошло уже достаточно много времени, чтобы понять, наконец, что клиент всегда прав – если, конечно, Абхазия действительно ставит перед собой задачу развития туристической и курортной сфер. Впрочем, судя по очень распространенной позиции – «те, кто приезжает сюда, должны уважать наши обычаи» (имеется в виду и слишком вольная, по мнению многих, одежда многих отдыхающих, и их поведение и многое другое) – в Абхазии до сих пор не поняли, что совместить несовместимое не получится. Нравится это или нет, но абхазам придется или идти навстречу курортникам и туристам, принимая их такими, какие они есть (а среди них, понятно, встречаются самые разные люди), или забыть о развитии массового туризма. Ну а об элитном и говорить не приходится…
Впрочем, если непонимание абхазами простых законов туристического бизнеса выглядит достаточно странно, ибо тут всё лежит на поверхности, то вызывающие определенную настороженность новые явления в абхазской политике имеют достаточно серьезные причины. Однако это - тема отдельного разговора.
Оставим пропагандийское "город находился в блокаде", "Ткуарчал" - вместо Ткварчели, о вечно "жертвующих своими жизнями" российских военных ради "спасения мирного населения", если уж и жертвовали то о "мирном населении" эти великодержавные имперцы думали в последнюю очередь.
Были времена, когда русские отрицали всяческое участие в этой войне, с пеной у рта на всех форумах доказывали что российские войска не участвовали в войне 1992-1993. Я уже не говорю о роли России в "победе Абхазии". А если быть точнее в победе над Абхазией, ведь Абхазия это только для русских и их гудаутских выкормышей - территория, а для нас Абхазия - 80% ее изгнанных и казненных жителей.
Теперь пришли другие времена, и русским доказывать банальную правду о той войне и роли России в той войне, лишено смысла.
Все поменялось на 180градусов.
Теперь очередь русских доказывать абхазо-адыгам известную истину, что Россия воевала с Грузией. Что результат той войны без участия Россия был бы невозможен.
А результат той войны этническая чистка грузин, которая была признана международным сообществом, которая была признана в том числе Россией в лице тогдашнего представителя РФ в Абхазии господина Чурыкина, да-да, именно того Чурыкина который сейчас является послом РФ в ООН, для которого сейчас позиция "я не я, кобыла не моя" является превалирующей.
Русские так убедили славное племя апсуа в их победе, что теперь им трудно будет доказать обратное.