Еще один морской эрзац-разведчик

топ 100 блогов taskforce8205.07.2023
Еще один морской эрзац-разведчик

Хорошо известен факт применения аргентинскими ВВС в войне за Фолклендские (Мальвинские) острова пассажирских авиалайнеров «Боинг-707» для ведения дальней морской разведки. Здесь разговор пойдет об использовании для решения разведывательных задач над морем другого типа пассажирского самолета, а именно Локхид L-188 «Электра» авиации ВМФ Аргентины.

У командования авиации ВМФ Аргентины имелась давняя и долгое время остававшаяся несбыточной мечта — обзавестись американскими базовыми патрульными самолетами P-3 «Орион». Этот самолет, созданный фирмой «Локхид», был принят на вооружение ВМФ США в 1962 году и по основным ТТХ существенно превосходил имевшиеся у аргентинцев американские машины предыдущего поколения SP-2 «Нептун». Однако это было столь дорогим делом, что поначалу являлось немыслимым приобрести не только новые, но даже подержанные «Орионы». А когда на рынке появились сравнительно доступные предложения на списанные самолеты из наличия ВМФ США, воспользоваться ими помешало введение Вашингтоном эмбарго на военно-техническое сотрудничество с Буэнос-Айресом.

Базовый патрульный самолет P-3A «Орион» ВМФ США
Базовый патрульный самолет P-3A «Орион» ВМФ США

В Фолклендском конфликте авиацией ВМФ Аргентины использовались следующие типы морских разведывательных самолетов:
SP-2H «Нептун». Четыре самолета этого типа поступили на вооружение морской разведывательной эскадрильи в 1977–1978 годах, однако к апрелю 1982 года в строю находилось только два, причем с изрядно выработанным ресурсом, что заставило в середине мая прекратить их использование.
S-2E «Треккер». ВМФ Аргентины располагал пятью боеготовыми машинами в составе палубной противолодочной эскадрильи. После того, как авианосец «25 мая» был поставлен в порт на прикол, «Треккеры» осуществляли разведывательные полеты с  аэродрома Рио-Гальегос, однако их тактического радиуса было недостаточно, чтобы заменить «Нептуны».
EMB-111A «Бандейрулья» — морской патрульный самолет созданный авиастроительным концерном «Эмпреса Бразилейра де Аэронаутика» на основе легкого пассажирского самолета EMB-110 «Бандейранте». Две машины были арендованы у Бразилии в качестве экстренной меры для восполнения парка морской патрульной авиации после выбытия «Нептунов». EMB-111A превосходил «Треккер» по летно-техническим характеристикам, но по тактической дальности полета все равно вдвое уступал «Нептуну», и при полете на малой высоте ее не хватало для осуществления слежения за британской авианосной группой в восточной части 200-мильной военной зоны.

Самолет «Боинг-707-372C» № TC-92 из состава 2-й эскадрильи 1-й транспортной авиагруппы ВВС Аргентины
Самолет «Боинг-707-372C» № TC-92 из состава 2-й эскадрильи 1-й транспортной авиагруппы ВВС Аргентины

Попытка применить в качестве морского разведчика грузопассажирский самолет Локхид L-188 «Электра» была продиктована двумя факторами: заразительный опыт океанских разведывательных полетов «Боингов-707» аргентинских военно-воздушных сил и успешное участие самолета № 5-T-1 в розысках спасшихся с крейсера «Генерал Бельграно» 3–6 мая 1982 г.

Первая морская транспортная эскадрилья авиации ВМФ Аргентины под командованием капитана 3 ранга Л.К. Лупори располагала тремя L-188PF 1959–1960 годов выпуска, использовавшимися аргентинцами с 1974 года и носившими бортовые номера: 5-T-1, 5-T-2 и 5-T-3. Основным их предназначением являлись транспортные перевозки для тылового обеспечения сил флота. Четырехмоторный турбовинтовой авиалайнер, на базе которого, кстати сказать, был создан P-3 «Орион», имел довольно продвинутую навигационно-метеорологическую РЛС «Примус 90», доплеровскую систему самолетовождения и радионавигационную систему «Омега», однако, как любой гражданский самолет, был лишен средств радиотехнической разведки, что делало невозможным его применение в зоне активных боевых действий.

Самолет L-188PF «Электра» № 5-T-3 из состава 1-й морской транспортной эскадрильи авиации ВМФ Аргентины, 1978 год
Самолет L-188PF «Электра» № 5-T-3 из состава 1-й морской транспортной эскадрильи авиации ВМФ Аргентины, 1978 год

Командование морской авиации подобных задач на него и не пыталось возлагать, но решило задействовать для поиска британского эсминца «Эксетер», который, по сведениям аргентинской военно-морской разведки, должен был прибыть на театр военных действий, пройдя из Тихого океана вокруг мыса Горн (на самом деле «Эксетер» шел к Фолклендам атлантический маршрутом). С этой задачей борт 5-T-1 с экипажем капитана 3 ранга М.Р. Боведы в 13:50 7 мая 1982 г. поднялся в воздух с авиабазы Альмиранте Кихада (Рио-Гранде, о. Огненная Земля). Произведенный разведывательный вылет оказался неожиданно результативным: вместо искомого одного вражеского эсминца был обнаружен целый отряд.

Эсминец УРО «Эксетер» ВМФ Великобритании
Эсминец УРО «Эксетер» ВМФ Великобритании

В 14:55, следуя на высоте 3600 м, самолет установил радиолокационный контакт с групповой надводной целью. Пользуясь хорошими метеоусловиями, капитан 3 ранга Боведа произвел сближение с ней для визуального опознавания. На дальности 23 морских миль в точке с координатами 55º31′ ю.ш. и 61º06′ з.д., примерно в 105 морских милях OSO о. Эстадос, удалось рассмотреть «пять кораблей с узким корпусом светло-серого цвета», шедших строем клина курсом вест, по направлению к Огненной Земле. Вне всякого сомнения, они могли быть только военными, ибо гражданские «в этих широтах имеют ярко-красную полярную окраску и уж точно не ходят строем». Доложив о сделанном обнаружении — предположительно, отряда эсминцев — на командный пункт в Рио-Гранде, Боведа, дабы не угодить под зенитные ракеты, отвернул на запад и продолжил полет по назначенному маршруту патрулирования. Доразведка и окончательная классификация контакта была поручена экипажу самолета «Нептун» № 2-P-111, поднявшемуся в воздух в 16:41, а на Огненной Земле объявлена боевая тревога. Что из всего этого дальше получилось, расскажу в другой публикации.

Самолет L-188PF «Электра» № 5-T-й в полете
Самолет L-188PF «Электра» № 5-T-й в полете

Остаток полета «Электры» не был сопряжен ни с чем интересным. В 18:30 по выполнении летного задания лайнер приземлился в Ушуае. В целом этот вылет продемонстрировал, что такой самолет малопригоден для выполнения задач морской разведки. В отсутствии РЛС обзора земной поверхности и аппаратуры РТР он имел слишком ограниченные возможности по поиску и особенно классификации морских целей. Поэтому большого развития данная инициатива не получила. 8 и 9 мая борт 5-T-1 снова летал на поиски спасательных плотов с крейсера «Генерал Бельграно». По завершении поисково-спасательной операции, 10 и 11 мая, «Электры» № 5-T-1 и 5-T-3 с экипажами капитана 3 ранга М.Р. Боведы и капитана 2 ранга Э.А. Кампоамора совершили еще по одному разведывательному вылету из Ушуаи, произведя поиск кораблей противника к востоку от Огненной Земли. В ходе первого было обнаружено одно торговое судно, во втором — два рыболовных траулера.

Тем не менее после окончания Фолклендской войны, когда аргентинцам понадобился самолет для патрулирования исключительной экономической и рыболовной зоны, к идее использования грузопассажирских лайнеров вернулись. ИЭС приносила стране значительный доход от взимания платы с рыбаков за ведения промысла. Флот и береговая охрана ревностно, временами со стрельбой и погонями, боролись с браконьерами. Эта деятельность требовала воздушной поддержки, а предполагавшаяся покупка базовых патрульных самолетов «Орион» из-за действовавшего эмбарго откладывалась на неопределенный срок.

Базовый патрульный самолет P-3B «Орион» № 6-P-56 ВМФ Аргентины
Базовый патрульный самолет P-3B «Орион» № 6-P-56 ВМФ Аргентины

Шесть подержанных P-3B «Орион» были приобретены Аргентиной только в 1997–1999 годах, а до этого момента в морской патрульной авиации использовались «Электры». В 1982–1983 годах в дополнение к трем имевшимся L-188PF авиация ВМФ Аргентины пополнилась пятью L-188 (двумя L-188C, двумя L-188PF и одним L-188AF). На заглавном фото — лайнер L-188AF, будущий аргентинский борт 6-P-101, запечатленный в аэропорту Майями, штат Флорида, США, в августе 1983 года. Эти самолеты были 1959 года постройки, со значительным налетом (33–38 тыс. часов). Одна машина сразу выделена для каннибализации, остальные включены в состав морской разведывательной эскадрильи, получив бортовые номера 6-P-101 – 6-P-104. Для несения морской патрульной службы первые две или три (по борту 6-P-103 нет точных данных) в 1983–1984 гг. прошли модернизацию, будучи оснащены поисковой РЛС APS-705 «Си Спрей», новой метеорологической РЛС «Примус 400», станцией предупреждения об облучении, а также приспособлениями для пуска сигнальных ракет и сброса радиогидроакустических буев. «Электры» этой модификации именовались в Аргентине L-188E (Electrón). Из них борт 6-P-101 разбился в сентябре 1989 года, 6-P-102 и 6-P-103 списаны в 1995 и 1998 годах. 

Базовый патрульный самолет L-188E № 6-P-102 из состава морской разведывательной эскадрильи авиации ВМФ Аргентины
Базовый патрульный самолет L-188E № 6-P-102 из состава морской разведывательной эскадрильи авиации ВМФ Аргентины

«Электре» № 6-P-104 предназначалась роль самолета радиотехнической разведки. В 1983 году она была оснащена соответствующим оборудованием, а в 1990–1991 гг. прошла основательную модернизацию с участием специалистов израильской авиастроительной компании IAI — с установкой радиоэлектронного комплекса IAI SIGINT 240, включая станцию РТР Эльта EL/L-8300. Этот самолет получил обозначение L-188W (Wave) и прослужил дольше всех — до 2002 года.

Самолет радиотехнической разведки L-188W № 6-P-104 из состава морской разведывательной эскадрильи авиации ВМФ Аргентины
Самолет радиотехнической разведки L-188W № 6-P-104 из состава морской разведывательной эскадрильи авиации ВМФ Аргентины

Из трех «Электр», входивших в состав 1-й морской транспортной эскадрильи, борт 5-T-3 был списан в 1995 году, а 5-T-1 и 5-T-2 позже переданы морской разведывательной эскадрилье, получив новые бортовые номера 6-P-105 и 6-P-106, и последний был также модернизирован в L-188E. Оба списаны в 1998 году.

Военно-транспортный самолет L-188PF № 5-T-3 заходит на посадку в Ушуае (1995 год)
Военно-транспортный самолет L-188PF № 5-T-3 заходит на посадку в Ушуае (1995 год)

В настоящее время в музее военно-морской авиации в Баия-Бланке экспонируется две «Электры»: L-188E № 6-P-106 и L-188W № 6-P-104. Еще одна уцелевшая машина, бывший борт 6-P-102, по некоторым сведениям, выставлена в разукомплектованном виде в аэроклубе в г. Трелью.

Самолет L-188W № 6-P-104 в качестве экспоната музея военно-морской авиации в г. Баия-Бланка
Самолет L-188W № 6-P-104 в качестве экспоната музея военно-морской авиации в г. Баия-Бланка
Бывший борт 6-P-102 в ходе буксировки на хранение в аэроклуб Трелью (ноябрь 2021 года)
Бывший борт 6-P-102 в ходе буксировки на хранение в аэроклуб Трелью (ноябрь 2021 года)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
15.10.2015, 10:16 --> Forbes: швейцарские банки UBS и Сredit Suisse массово закрывают счета российских клиентов Крупнейшие швейцарские банки UBS и Сredit Suisse начали массово закрывать счета российских клиентов, рассказали Forbes три источника на рынке private banking. Отмечается, что ...
Вдогонку по вчерашней теме насчет срока жизни у батарейки в MacBook Air 13". В обсуждении была высказана по этому поводу масса соображений, от самых нелепых до вполне справедливых. Из фэнбойских мифов меня больше всего рассмешила рекомендация ...
1. Наружа 2. 04.04.2020 Тыц 3. 05.04.2020 Тыц 4. Правильно Тыц 5. РБ Тыц 6. при эндокринологических заболеваниях Тыц 7. за спецпропусками Тыц 8. Зонирование клиники. Тыц 9 Спекулянты 10. ...
© petr lovigin,“Большой рот”,2012 -А слышали что я за вашего дрочилу могу пойти? -Чего это он дрочила? -Так кто ж не знает!? – все знают: самый первый в столице рукоблуд, но дело не в этом… из к/ф «Даунхаус» Бывшая вотчина Пабло Эскобара , град ...
Кому вы бы дали в долг или в кредит под выгодные условия? И какую сумму? Близкому и родному дали бы?   А если сумма 15 млрд американских долларов, как обещания нашей страны Украине? На саммите Россия-ЕС среди прочих вопросов и обсуждения ситуации на Украине в целом,  этот конечно ...