Еще один морской эрзац-разведчик
taskforce82 — 05.07.2023Хорошо известен факт применения аргентинскими ВВС в войне за Фолклендские (Мальвинские) острова пассажирских авиалайнеров «Боинг-707» для ведения дальней морской разведки. Здесь разговор пойдет об использовании для решения разведывательных задач над морем другого типа пассажирского самолета, а именно Локхид L-188 «Электра» авиации ВМФ Аргентины.
У командования авиации ВМФ Аргентины имелась давняя и долгое время остававшаяся несбыточной мечта — обзавестись американскими базовыми патрульными самолетами P-3 «Орион». Этот самолет, созданный фирмой «Локхид», был принят на вооружение ВМФ США в 1962 году и по основным ТТХ существенно превосходил имевшиеся у аргентинцев американские машины предыдущего поколения SP-2 «Нептун». Однако это было столь дорогим делом, что поначалу являлось немыслимым приобрести не только новые, но даже подержанные «Орионы». А когда на рынке появились сравнительно доступные предложения на списанные самолеты из наличия ВМФ США, воспользоваться ими помешало введение Вашингтоном эмбарго на военно-техническое сотрудничество с Буэнос-Айресом.
В Фолклендском конфликте авиацией ВМФ Аргентины использовались
следующие типы морских разведывательных самолетов:
SP-2H «Нептун». Четыре самолета этого типа
поступили на вооружение морской разведывательной эскадрильи в
1977–1978 годах, однако к апрелю 1982 года в строю находилось
только два, причем с изрядно выработанным ресурсом, что заставило в
середине мая прекратить их использование.
S-2E «Треккер». ВМФ Аргентины располагал пятью
боеготовыми машинами в составе палубной противолодочной эскадрильи.
После того, как авианосец «25 мая» был поставлен в порт на прикол,
«Треккеры» осуществляли разведывательные полеты с аэродрома
Рио-Гальегос, однако их тактического радиуса было недостаточно,
чтобы заменить «Нептуны».
EMB-111A «Бандейрулья» — морской патрульный
самолет созданный авиастроительным концерном «Эмпреса Бразилейра де
Аэронаутика» на основе легкого пассажирского самолета EMB-110
«Бандейранте». Две машины были арендованы у Бразилии в качестве
экстренной меры для восполнения парка морской патрульной авиации
после выбытия «Нептунов». EMB-111A превосходил «Треккер» по
летно-техническим характеристикам, но по тактической дальности
полета все равно вдвое уступал «Нептуну», и при полете на малой
высоте ее не хватало для осуществления слежения за британской
авианосной группой в восточной части 200-мильной военной зоны.
Попытка применить в качестве морского разведчика грузопассажирский самолет Локхид L-188 «Электра» была продиктована двумя факторами: заразительный опыт океанских разведывательных полетов «Боингов-707» аргентинских военно-воздушных сил и успешное участие самолета № 5-T-1 в розысках спасшихся с крейсера «Генерал Бельграно» 3–6 мая 1982 г.
Первая морская транспортная эскадрилья авиации ВМФ Аргентины под командованием капитана 3 ранга Л.К. Лупори располагала тремя L-188PF 1959–1960 годов выпуска, использовавшимися аргентинцами с 1974 года и носившими бортовые номера: 5-T-1, 5-T-2 и 5-T-3. Основным их предназначением являлись транспортные перевозки для тылового обеспечения сил флота. Четырехмоторный турбовинтовой авиалайнер, на базе которого, кстати сказать, был создан P-3 «Орион», имел довольно продвинутую навигационно-метеорологическую РЛС «Примус 90», доплеровскую систему самолетовождения и радионавигационную систему «Омега», однако, как любой гражданский самолет, был лишен средств радиотехнической разведки, что делало невозможным его применение в зоне активных боевых действий.
Командование морской авиации подобных задач на него и не пыталось возлагать, но решило задействовать для поиска британского эсминца «Эксетер», который, по сведениям аргентинской военно-морской разведки, должен был прибыть на театр военных действий, пройдя из Тихого океана вокруг мыса Горн (на самом деле «Эксетер» шел к Фолклендам атлантический маршрутом). С этой задачей борт 5-T-1 с экипажем капитана 3 ранга М.Р. Боведы в 13:50 7 мая 1982 г. поднялся в воздух с авиабазы Альмиранте Кихада (Рио-Гранде, о. Огненная Земля). Произведенный разведывательный вылет оказался неожиданно результативным: вместо искомого одного вражеского эсминца был обнаружен целый отряд.
В 14:55, следуя на высоте 3600 м, самолет установил радиолокационный контакт с групповой надводной целью. Пользуясь хорошими метеоусловиями, капитан 3 ранга Боведа произвел сближение с ней для визуального опознавания. На дальности 23 морских миль в точке с координатами 55º31′ ю.ш. и 61º06′ з.д., примерно в 105 морских милях OSO о. Эстадос, удалось рассмотреть «пять кораблей с узким корпусом светло-серого цвета», шедших строем клина курсом вест, по направлению к Огненной Земле. Вне всякого сомнения, они могли быть только военными, ибо гражданские «в этих широтах имеют ярко-красную полярную окраску и уж точно не ходят строем». Доложив о сделанном обнаружении — предположительно, отряда эсминцев — на командный пункт в Рио-Гранде, Боведа, дабы не угодить под зенитные ракеты, отвернул на запад и продолжил полет по назначенному маршруту патрулирования. Доразведка и окончательная классификация контакта была поручена экипажу самолета «Нептун» № 2-P-111, поднявшемуся в воздух в 16:41, а на Огненной Земле объявлена боевая тревога. Что из всего этого дальше получилось, расскажу в другой публикации.
Остаток полета «Электры» не был сопряжен ни с чем интересным. В 18:30 по выполнении летного задания лайнер приземлился в Ушуае. В целом этот вылет продемонстрировал, что такой самолет малопригоден для выполнения задач морской разведки. В отсутствии РЛС обзора земной поверхности и аппаратуры РТР он имел слишком ограниченные возможности по поиску и особенно классификации морских целей. Поэтому большого развития данная инициатива не получила. 8 и 9 мая борт 5-T-1 снова летал на поиски спасательных плотов с крейсера «Генерал Бельграно». По завершении поисково-спасательной операции, 10 и 11 мая, «Электры» № 5-T-1 и 5-T-3 с экипажами капитана 3 ранга М.Р. Боведы и капитана 2 ранга Э.А. Кампоамора совершили еще по одному разведывательному вылету из Ушуаи, произведя поиск кораблей противника к востоку от Огненной Земли. В ходе первого было обнаружено одно торговое судно, во втором — два рыболовных траулера.
Тем не менее после окончания Фолклендской войны, когда аргентинцам понадобился самолет для патрулирования исключительной экономической и рыболовной зоны, к идее использования грузопассажирских лайнеров вернулись. ИЭС приносила стране значительный доход от взимания платы с рыбаков за ведения промысла. Флот и береговая охрана ревностно, временами со стрельбой и погонями, боролись с браконьерами. Эта деятельность требовала воздушной поддержки, а предполагавшаяся покупка базовых патрульных самолетов «Орион» из-за действовавшего эмбарго откладывалась на неопределенный срок.
Шесть подержанных P-3B «Орион» были приобретены Аргентиной только в 1997–1999 годах, а до этого момента в морской патрульной авиации использовались «Электры». В 1982–1983 годах в дополнение к трем имевшимся L-188PF авиация ВМФ Аргентины пополнилась пятью L-188 (двумя L-188C, двумя L-188PF и одним L-188AF). На заглавном фото — лайнер L-188AF, будущий аргентинский борт 6-P-101, запечатленный в аэропорту Майями, штат Флорида, США, в августе 1983 года. Эти самолеты были 1959 года постройки, со значительным налетом (33–38 тыс. часов). Одна машина сразу выделена для каннибализации, остальные включены в состав морской разведывательной эскадрильи, получив бортовые номера 6-P-101 – 6-P-104. Для несения морской патрульной службы первые две или три (по борту 6-P-103 нет точных данных) в 1983–1984 гг. прошли модернизацию, будучи оснащены поисковой РЛС APS-705 «Си Спрей», новой метеорологической РЛС «Примус 400», станцией предупреждения об облучении, а также приспособлениями для пуска сигнальных ракет и сброса радиогидроакустических буев. «Электры» этой модификации именовались в Аргентине L-188E (Electrón). Из них борт 6-P-101 разбился в сентябре 1989 года, 6-P-102 и 6-P-103 списаны в 1995 и 1998 годах.
«Электре» № 6-P-104 предназначалась роль самолета радиотехнической разведки. В 1983 году она была оснащена соответствующим оборудованием, а в 1990–1991 гг. прошла основательную модернизацию с участием специалистов израильской авиастроительной компании IAI — с установкой радиоэлектронного комплекса IAI SIGINT 240, включая станцию РТР Эльта EL/L-8300. Этот самолет получил обозначение L-188W (Wave) и прослужил дольше всех — до 2002 года.
Из трех «Электр», входивших в состав 1-й морской транспортной эскадрильи, борт 5-T-3 был списан в 1995 году, а 5-T-1 и 5-T-2 позже переданы морской разведывательной эскадрилье, получив новые бортовые номера 6-P-105 и 6-P-106, и последний был также модернизирован в L-188E. Оба списаны в 1998 году.
В настоящее время в музее военно-морской авиации в Баия-Бланке экспонируется две «Электры»: L-188E № 6-P-106 и L-188W № 6-P-104. Еще одна уцелевшая машина, бывший борт 6-P-102, по некоторым сведениям, выставлена в разукомплектованном виде в аэроклубе в г. Трелью.