Ещё о моей жизни во время войны. Продолжение-4

топ 100 блогов tareeva02.06.2021
В дополнение к тому, что я написала о степи, хочу привести цитату из поста, написанного несколько лет назад о совершенно изумительном зрелище, таянии снега в казахстанской степи.

«К сожалению, я не пейзажист, ни в живописи, ни в литературе. Но мне так хочется показать вам один пейзаж, что я рискну и попробую.

Мы живем в маленьком поселке среди безбрежной снежной степи. Зима подошла к концу. Вот есть выражения - «весна дружная» и «весна недружная». Здесь так не бывает. Весна всегда дружная. Это удивительно. Вечером мы ложимся спать среди снежной равнины, а утром, глянув в окно, видим, что мы не на суше, а на воде. В окно, сколько видно до горизонта, водная гладь. Так как мы смотрим сбоку, а не сверху, то нам кажется, что вода глубокая, а там стаяло, может быть, 20 сантиметров снега. На воде низенькие волны, ведь там всегда ветер. Под водой нерастаявший лед, который придает воде особую хрустальность, а ниже снег. Небо ясное, и по нему быстро-быстро бегут белые и розовые, подсвеченные солнцем, перистые облака и отражаются в воде. Причем непонятно, что в чем отражается, где верх, где низ. Горизонта нет, мы как бы внутри сферы. Все волнится, все летит, все сверкает, и среди всего этого только ты один, стоишь как черный пень, и портишь своей обыкновенностью немыслимую красоту этого царства Снежной королевы.

В поселке нет такой ровности, как в степи. Там на улицах образуются ванны талой воды, и весь поселок высыпает стирать. Мыла у нас нет, но вода такая мягкая, растворит любую грязь. Если потереть хорошенько (стираем мы в талой воде голыми руками) и повесить на плетень, вещи будут белоснежные.


Вскоре снег весь стаивает, впитывается в землю, и вокруг нас черное поле.»
В комментариях меня спросили, если я правильно поняла вопрос, был ли в Приуральном антисемитизм. Вы удивитесь, но однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Давайте попробуем разобраться. До приезда эвакуированных евреев в Приуральном не знали. Слово это знали, но не представляли себе, что оно значит. Когда нас поселили у Снетковых (это фамилия Прасковьи Ореховны), наша хозяйка, выйдя во двор, сказала проходившей мимо соседке: «А к нам постояльцев определили». Соседка спросила: «Евреев?!». В голосе её был прямо-таки суеверный ужас. Очевидно, она представляла себе, что евреи – это непонятные существа, может быть, даже с рогами и копытами. Но молодёжи всё новое интересно, и психологи знают такой феномен - «реакция на новизну». Новое интересно и даже привлекательно просто потому, что это новое. Приуральская молодёжь быстро познакомилась с эвакуированной молодёжью. В Приуральном оказались эвакуированные преимущественно из Бессарабии, из региона, который к Советскому Союзу присоединили только в 1939 году. Но по-русски они говорили. Все они были фермеры и в сельском хозяйстве разбирались. Но для меня эти несоветские люди были более чужими, чем приуральские жители. Кстати, от этих фермеров мы узнали, что в 1931-32 году, когда на Украине был голодомор, бессарабские фермеры разорились, потому что Советский Союз выбросил на мировой рынок огромное количество зерна, которое продавали по демпинговым ценам. Мы с мамой этим рассказам не сразу поверили. Считалось, что у нас голодомор, потому что был неурожай, а не потому, что всё зерно забрали у колхозов и продали за рубеж.

Но я про молодёжь. Приуральские ребята стали ухаживать за эвакуированными девушками. Говорили: «Вы другие, не такие, как наши. Наши девки издаля подол задирают». Это, признаться, мне не совсем понятно. Если, действительно, издаля подол задирали, то почему не беременели. А случая, чтобы забеременели, я не помню. Противозачаточных средств никаких не было. Как они ухитрялись защититься от беременности? Значит, как-то они это умели. Эвакуированных называли по фамилии хозяев, у которых они жили. Были Рогачёвские, Скориковские, Холецкие, мы были Снетковские. Как-то к нашим хозяевам зашла по делу женщина, которую они назвали Слесаренчиха. Я спросила у неё: «Вы Гришина мама?». Она радостно ответила: «Да, Гришина мама, Гришина мама». Моя мама спросила меня: «А ты знакома с Гришей?». Слесаренчиха сказала: «Знакома-знакома, мой Гриша говорит, что Снетковская – самая хорошая». Но я было начала про антисемитизм. По отношению к себе я этого никогда не замечала. Я, правда, внешне не похожа на еврейку, никто никогда во мне еврейки не угадывал. Я уже говорила, что похожа на отца, и что у моего отца было не просто русское лицо, а лицо русского крестьянина. Венка как-то сказал: «Как хорошо, что тебя зовут Лина». Значит, если бы меня звали Сара или Фира, то общаться со мной ему было бы менее комфортно. А когда узнали, что моё полное имя Энгелина, то пришли в полный восторг. Имя Энгелина показалось очень красивым, и это почему-то имело большое значение. За эвакуированными девушками можно было не только ухаживать, с ними можно было общаться, как с ребятами. Первый день, что я приехала в тракторную бригаду, меня спросили, где я хочу спать. Тогда в тракторном вагончике даже нар не было. Спали на полу на сене. И я сказала, что хотела бы спать вон в том углу. Венка сказал: «Это наш с Ванюшкой угол. Ваня, принеси свежего сена». Ваня был лучшим другом Венки, но в этой дружбе Венка командовал. А Ваня радостно подчинялся. Ваня принёс свежего сена, и мы легли спать. Ваня у стенки, я посерёдке, а Венка справа от меня. Всю ночь напролёт мы разговаривали. Не помню конкретно, о чём мы говорили, но о чём-то очень важном, о жизни. У нас был разный жизненный опыт, и нам было чем друг с другом поделиться, друг друга удивить. Венка потом говорил, что эта ночь для него всё решила. Я думаю, важно было не столько, о чём мы говорили, сколько то, что мне было интересно говорить, а прикасаться у меня не было ни малейшего желания, мне это даже в голову не приходило. Что касается откровенных антисемитских высказываний, то этим отличался парнишка лет пятнадцати, который жил в доме, соседнем с нашим. Например, он говорил: «Праздник кончился, начался бал-маскарад. Бьют жидов, я этому очень рад». Мою маму это почему-то очень забавляло. Она смеялась, говорила, что рифма кажется ей очень приличной.

Понятно, что в Приуральном нам приходилось делать то, чего мы раньше никогда не делали и даже представить себе этого не могли. Пшеницу, которую не удалось смолоть на мельнице, мы мололи на ручных жерновах. На столе лежали, один на другом, два жернова. В центре верхнего жернова было небольшое круглое отверстие, в которое понемножку, горстями, ссыпали пшеницу. На верхнем жернове была ручка, за которую его вращали. Делать это было очень трудно. За вечер мне удавалось смолоть меньше стакана, причём у наших хозяев ручных жерновов не было, и мы просили разрешения смолоть у тех, у кого такие жернова были. Они разрешали неохотно. Ещё вручную обрушивали просо. У наших хозяев была большая деревянная ступа, примерно метр высотой. В ступу насыпали просо, ставили ступу между ног и обрушивали просо с помощью пестика. Пестик был деревянный, на каком-то уровне пестик был раздвоен, так, что его было удобно брать двумя руками. Нижний конец пестика, его рабочая поверхность, был из рифлёного металла. Толочь просо в ступе приходилось очень долго. Толчёшь, толчёшь, заглядываешь в ступу, видишь красное просо. Наконец, в красном начинают появляться жёлтые пшенинки. Когда их становится много, содержимое ступы пересыпают в ведро. Выходят с ведром во двор и, подняв ведро как можно выше, медленно высыпают его содержимое на подстеленный кусок мешковины. Ветер уносит полову, и на мешковине образуется кучка проса и пшена. Всё это пересыпают обратно в ступу и продолжают толочь. И так несколько раз. Работа тяжёлая, и требует большого терпения. Конечно, и обрушивание проса, и помол пшеницы на ручных жерновах – это зимние занятия. В полевой сезон работают в поле.

На берегу Коржины (Коржина – это старица Урала, старое русло реки) длинное озеро, не соединяющееся с Уралом. Так вот, на берегу Коржины нарезали участки для огородов, для местных жителей и для эвакуированных. У местных жителей были приусадебные участки, но от огородов на Коржине они тоже не отказывались. Огородом у нас занимался Феликс. Мы с мамой работали в поле. У нас в колхозе поля, занятые овощами, называли почему-то плантацией, и Феликса, который занимался огородом, мы с мамой называли плантатором. Наш участок огорода был рядом со Снетковским, и Прасковья Ореховна объясняла и показывала Феликсу, что и как он должен делать. Феликс на огороде вырастил, в частности, три огромных тыквы. Огород от посёлка был примерно в 7-8 километрах, и доставить тыкву домой было непросто. Феликс катил одну тыкву примерно километр, потом возвращался за второй тыквой, докатывал её до первой, потом возвращался за третьей тыквой. Так он доставил домой все три тыквы. Ещё на огороде он посадил картошку, но картошка в Казахстане не родит. Наши хозяйки, которые блюли украинские традиции, сажали всё, что сажают на Украине, на своём приусадебном участке картошку сажали и с большим трудом её выращивали. Но на такой подвиг были способны немногие. Поэтому картошка в Приуральном ценилась больше, чем пшеница. Ореховны уже по возрасту в колхозе не работали, зерно на трудодни не получали и выращенную ими картошку меняли на зерно. За килограмм картошки им давали два килограмма пшеницы. Феликс вырастил картошку, но очень меленькую, величиной чуть больше грецкого ореха. Мы её варили в мундире и ели с кожурой. Вообще картошку тогда не чистили, а если чистили, то очистки использовали. Даже оладьи делали из очи
сток. Ещё Феликс вырастил два арбуза. Бахчевые там хорошо росли, в отличие от картошки.

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А вот объясните мне пожалуйста такой факт: Буквально недавно в ответ на мой пост об урожае в Украине масса блогеров написала мне, что РФ в этом году поставила рекорды по производству и экспорту пшеницы. А сегодня я читаю, что в РФ разрабатывается ГОСТ по применению в хлебопечении ...
В апреле 2015 года я написал статью о том, что американцы, когда обломают зубы на Украине будут поджигать Европу. Тогда не было еще волн миграции и не возвращались боевики ИГИЛ. Но маркеры говорили, что все движется именно в этом направлении Этот ролик ( ...
Казалось бы, все уже из памяти выветрились. Ан нет, увидишь или услышишь где-то что-то, и сразу же всплывает - "аналогичный случай был у нас на заводе..." . Так, глядишь, и действительно на целую книгу баек наберётся, о чём давно уже намекает pulman . Вот тут камрад max ...
...
k10p: фея. - Хотел написать что-то про клетку, про мучения. Три дня ходил и хотел, а ...