Еще немного о Колыме

топ 100 блогов sapojnik29.04.2019 Посмотрел я фильм Дудя про Колыму - захотелось вдогонку вспомнить главку про ту же Колыму из моей неизданной книги "Психология совка".

НАРОД И ХОЛОКОСТ

Название этой главы определенно вызовет протест у значительной части читателей. «Какой еще холокост?! Это ж про евреев! Это не мы, это немцы! Мы-то тут при чем??» - и еще что-то в этом духе. На что я сразу возражу, что холокост – слово вообще-то греческое, а не еврейское, монополии на него ни у одного народа нет, а в нашей стране свой холокост безусловно был – это тридцатые-сороковые годы прошлого года, а если взять шире – то и вообще весь период с 1917 по 1953 год. Вот об этом холокосте, точнее, об отношении к нему современного российского обывателя, мы и поговорим.

Собственно, уже само это возмущение вопросом весьма показательно. Российский обыватель определенно перекормлен чувством вины. Любые попытки упоминаний о «жертвах террора», ГУЛАГе, «сталинских преступлениях», «голодоморе» и – заодно – о том же холокосте он встречает в штыки, а модное во второй половине 80-х слово «покаяние» вообще стало для него нынче чем-то вроде красной тряпки для быка. Почему так?

Это явление, которое можно назвать чем-то вроде «внутреннего отрицания холокоста», для меня стало особенно отчетливо заметным в ту пору, когда я работал в «Колымском крае» - так тамошние жители называют Магаданскую область. Уж где-где, а там, казалось бы, в буквальном смысле каждый камень напоминает о гулаговском прошлом! Собственно, для местных жителей та память – обыденность.

Едешь по дороге из аэропорта в Магадан – шофер такси, как в иных краях об особо грибных и ягодных местах, рассказывает: а вот, смотрите, тут справа лагерь в 1938 году полностью замерз, полторы тысячи человек, зеки вместе с охранниками, уж больно суровая зима была, мороз около 50 градусов! Только начинаешь приходить в себя от обалдения, шофер продолжает в том же спокойно-жизнерадостном тоне: а вы, дескать, знаете, что мы сейчас по костям едем? – Как по костям?! – Да так. Ведь дорогу эту тоже гулаговские зеки строили. Все эти бетонные плиты, почитай, на себе таскали – тогда ж без механизации обходились. Ну а если какой зек был уже доходяга, таскать больше не мог – он прямо в грязь падал, и плиту прямо на него и клали. Тут под дорогой таких мноо-оого лежит…
И так везде. Кроме того, в окрестностях Магадана, помимо нескольких действующих, осталось множество брошенных лагерей, где все сохраняется «как при Шаламове»: бараки, вышки с охранниками, «запретка» - все покосившееся, но еще вполне способное внушать ужас, особенно людям с воображением. И плюс ко всему – фирменное колымское небо: оно там кажется каким-то чрезвычайно низким, даже давящим, облака на взгляд человека из средней полосы проходят почти над головой; в Магадане летом нередки плотные туманы – и тогда кажется, что какое-то важное облако просто проходит через город…

Но я отвлекся. Так вот: неудивительно, что при такой богатой фактуре в городе Магадане периодически появляются энтузиасты, одержимые идеей мрачную славу «Колымского края» как-то капитализировать. В конце концов, ГУЛАГ – один из немногих в существующем русском языке всемирно понятных брендов, наряду со «спутник» и «погром» (помню, в 1990 году в Западном Берлине продавал значок американскому туристу; на значке был только глянцевый синий фон, белая полоска и по-русски название города – Норильск; турист никак не мог понять, зачем ему такой значок нужен и что это значит – до тех пор, пока я не догадался произнести волшебное словосочетание «Архипелаг Гулаг»; сделка тут же состоялась ко взаимному удовольствию. Впрочем, я опять отвлекся).
Так вот, энтузиасты в Магадане периодически носятся с идеей создать на базе одного – или нескольких – брошенных лагерей что-то вроде мемориального комплекса, «музей ГУЛАГа», да и водить туда туристов со всего мира. Для малонаселенной и отрезанной от «материковой России» Магаданской области деньги от притока туристов были бы вовсе не лишние, в маркетинговом плане идея вполне просчитывается, потенциал хороший. Да и идеологических препятствий, вроде бы, никаких – сталинизм у нас даже при Путине официально осуждается, ГУЛАГ никто не оправдывает, а валюта стране нужна… То есть непонятно, почему такого музея – с гостиницей для экстремалов «поживи в бараке ГУЛАГа один день за 500 евро» - до сих пор не создано.
В чем же дело? Я познакомился в Магадане с парой таких энтузиастов. Самое удивительное – они там в полном вакууме. То есть их идеи – и на уровне чиновников местного правительства, и на уровне так называемых простых людей – никем не поддерживаются. Они бьются в стеклянную стену.

Более того: всех прочих местных жителей идея педалировать гулаговское прошлое их края невероятно раздражает. Попугать заезжих командировочных всякими историями и байками – это одно, а увековечивать Память всерьез… Тут мы и слышим тот самый протест, о котором я упоминал в самом начале. «Да что, поговорить, что ли, больше не о чем?! Да при чём здесь наш край? Мы тут вообще ни при чём! У нас… вон… золото добывают, вот! У нас тут все рыбаки! Крабы! Давайте делать музеи об этом!» Подчеркну – это дружно заявляют не какие-то надутые чиновники, которых сам бог велел подозревать в «оторванности от нужд», а самые что ни на есть рядовые представители того самого народа. Шоферы, рыбаки, золотоискатели.

Так эта идея – вот уже третий десяток лет – и не сдвигается с мертвой точки.

А вот сама эта стыдливость, это агрессивно-обиженное «а мы тут при чем?!» - очень показательны. После своих поездок «на Колыму» я потом часто рассказывал эти колымские истории – про замерзшие лагеря, про кости под дорогой – в других городах и весях необъятной России. Очень часто реакция была вполне неожиданной: вместо того, чтобы вместе ужаснуться, мои собеседники махали рукой и сами вспоминали: «да что Магадан! У нас вон, недалеко – то же самое, только еще круче!» И рассказывают, к примеру, про железную дорогу Мурманск-Ленинград: мол, вот мы в середине 70-х рядом со станцией с ребятами играли, а там отвалился огромный пласт земли от железнодорожной насыпи, и оттуда кости посыпались. «И мы это так спокойно воспринимали, и не только мы, но и взрослые. Это, они нам рассказывали, дорогу строили зеками, и по всей дороге лагеря стояли и закапывали прямо в полотно. И точно, приехали ремонтные бригады все кости обратно закопали. А говорят, таких случаев уже много было, не будут же кости безымянных зеков перезахоранивать» - это я привожу один такой рассказ из своего ЖЖ.

Или – сидим мы с руководством дома культуры в одном из городков под Пензой, казалось бы, ничто не предвещает, пьем чай; я рассказываю о Колыме, а мне в ответ – что тут буквально рядом целая дивизия в 1942 году умерла, то ли 10, то ли 15 тысяч человек – от голода. Она тут была «на формировании», людей привезли с юга, в чем были, не кормили и не выпускали – ну, зимой почти все и умерли (кто хочет, может поискать по интернету – гибель 37 стрелковой дивизии, ст. Селикса).

То есть за холокостом, вообще-то, совсем необязательно ехать в Магадан – он тут у нас везде, только копни (порой в буквальном смысле).

Однако уже давно вся эта тематика вызывает у обывателей агрессивное неприятие. Первая реакция – уже звучавший агрессивный вопрос «А мы тут при чем?!» Если в ответ указать на то, что всё делается в память о безвинно погибших, надо ведь почтить память, неужели не жалко – обыватель смягчится, но не слишком. Самые умеренные согласятся, что почтить надо, но тихо и как можно незаметнее, «зачем акцентировать?»; а самые резкие просто обвинят в русофобии. На удивленный вопрос, при чем здесь русофобия, следует, как правило, уверенный ответ: «Ну как же, они ведь НАС в этом обвиняют!» Далее следует, очевидно – «а мы тут ни при чём!», и круг замыкается.

Истоки такого странного отношения следует искать, очевидно, в уже описанном извечном разделении постсоветского народа на «мы» и «ОНИ». В «нас» обыватель видит себя и весь прочий «простой народ», а «ОНИ» - это власть предержащие, те, кто распоряжается судьбами и на кого обыватель испокон русского веку не имеет никакого (как он считает) влияния.

Отсюда и идет неприятие всех форм увековечивания памяти о жертвах нашего собственного холокоста, проходившего, впрочем, примерно в одно время с гитлеровским. Во-первых, он содержит в себе весьма неприятный намек на возможность подобной участи и с самим русским зрителем – наш провинциал шкурой чувствует оккупационную природу окружающей социальной действительности и свою беспомощность в противостоянии с ней. И во-вторых – русский обыватель отбивается от этой Памяти, поскольку считает ее попыткой возложить на него ЧУЖУЮ вину. Ведь всё это делали ОНИ! Извечные «они», слово, которым у нас в провинции традиционно обозначают власть, чиновников.
В этом, конечно, виден глубинный инфантилизм российского жителя – полный уход от ответственности за собственную СОЦИАЛЬНУЮ жизнь. Российские обыватели – взрослые как бы наполовину: они прекрасно ориентируются, прекрасно управляют собственной жизнью, так сказать, в ближайшем окружении – дом, работа, семья. Однако во всем том, что шире этого и касается более глобальных государственных проявлений – русский обыватель проявляет полный фатализм и покорность судьбе.
Если бы склеить эту разорванность сознания, соединить «мы» и «они», народ и номенклатуру – тогда и стал бы возможен серьезный и горький разговор о российском холокосте. Боюсь, что не раньше.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Был недавно в автосервисе, услышал любопытную историю от одной молодой мамы. Небольшое лирическое отступление. Даже дети знают, что автомобили кушают бензин. Вместе с тем, некоторые неопытные автолюбители не понимают, что кроме автомобиля ...
Как ты мы уже привыкли, что юрист всегда ратует за соблюдение закона. Даже если это горе-адвокат из культового "Бандитского Петербурга". И это вполне логично, когда человек пытается решать вопрос способом, в котором он максимально "шарит", т.е. бить врага не битой, а силой слова. К тому ...
сходили с женой. Взяли вотки пироженыхь и палок-вонялок. Ну не только это, других там разнообразных продуктов и вещей, но они неинтересные. А пироженные и палки-вонялки интересные и пиздатые. Палок я уже навтыкал везде куда достал и паджог. А ...
Ну а теперь с реакцией на имена . Сразу скажу, что учитывать реакцию на имя все же стоит. Если ваш ребенок говорит, что имя не любит, обсудите это. Предупредите, что менять можно только уже взрослому, но выбрать вариант, который устраивает, можете уже прямо сейчас. В реальности ребенок ...
Ребята, я все понимаю - вы уж двадцать лет как самостийны. Я понимаю майдан, боевой гопак и 140000-летнюю историю нации. Но послушайте - мы ж по одним учебникам учились и над одними анекдотами про политбюро смеялись. Исходнач точка у нас одинковая. Из ...