Еще на тему современного прогресса.

В общем, наше мировоззрение –наконец-то – начинает потихоньку приходить в соответствие с реальностью. А еще недавно громкие голоса лиц, видящих в современности процесс перехода к пресловутой «технологической сингулярности» (т.е., к бесконечно возрастающей скорости развития), и вообще, об уникальности нашего времени в подобном плане, напротив, становятся все тише. Что, если честно, не может не радовать – просто потому, что недавняя уверенность в неоспоримости прогресса современного общества позволяла его сторонникам не обращать внимания на критику. Что – распад СССР, погружение постсоветского пространства в хаос и дикость? Зато информационные технологии развиваются – теперь не нужно бежать в библиотеку за книгой, достаточно открыть сайт! (И попробуй возразить, что это вещи несравнимые.) Что – идет массовая архаизация Ближнего и Среднего Востока, где все чаще женщин закутывают в паранджу а «неверным» отрубают голову? Зато телекоммуникации развились и овечку Долли клонировали! Что – идет массовое сокращение социальных благ, доступных низшим слоям, причем даже в развитых странах? Зато теперь можно оказаться в виртуальной реальности и снимать на мобильный телефон. А главное, зубы лечат с анестезией!
Да что там зубы! Еще совсем недавно было принято говорить, что вот-вот, и старение победят, и бессмертие станет доступным. (В известном технофашистском журнальчике «Компьютерра», помню, писались статьи с высокомерными названиями, вроде: «Нынешнее поколение будет жить вечно»!) Некоторые «умники» даже начинали рассуждать, что делать с образовавшимися лишними «бессмертными» и хорошо ли быть бессмертным вообще – с таким видом, будто это самая актуальная на сей день проблема. Впрочем, даже сейчас периодически всплывает вопрос: что делать с народными массами при массовой роботизации. Про то, сколько реально роботов приходится на одного рабочего (а точнее, наоборот), мало кто вспоминает. Равно как и о том, сколько лет назад нам пророчили эту самую массовую роботизацию – и насколько сбылись эти прогнозы.
Впрочем, просто констатировать неудачу недавно популярного «технооптимизма», сейчас не слишком интересно. Гораздо интереснее проникнуть «внутрь» данной неудачи, увидеть те причины, что привели к торможению казавшегося неостановимого прогресса. И понять, почему же, все-таки, ошибочной оказалась популярная идея «технологической сингулярности» - и где, как и когда процесс развития человечества «свернул не туда». Сделать это, вопреки всему, не так уж трудно – и более того, ответ на эту задачу давно уже дан. (Еще задолго до того, как указанный вопрос стал актуален – такая вот особенность мироздания.) Однако, для того, чтобы это было несколько более наглядным, сделаю определенное «личное» отступление.
…Вот уж 17 лет, как я уволился из КБ, в котором начинал работать. Уволился по причине катастрофической невыплаты зарплат – впрочем, даже когда последнюю и платили, она у «молодых инженеров» была ниже, нежели зарплата продавца в магазине. Впрочем, говорить о том, что творилось в нашей «оборонке» при Ельцине, надо отдельно. (А можно и не говорить, достаточно одного короткого слова: жопа!) Тут же хочу сказать про несколько другое. А именно – в прошлом году хоронили одного из ведущих инженеров с данного предприятия. Ну, и разумеется, проститься с ним пришло практически все КБ. (День был выходной.) Так вот – каково было мое изумление, когда я на данных похоронах увидел практически всех «стариков», с которыми работал еще в прошлом веке. Т.е., людей, которые 17 лет назад казались мне, двадцатипятилетнему, стариками, тогда им было около пятидесяти лет. Теперь, понятное дело, под 70.
Так вот, практически все они, оказывается, работают! «Молодежь» - т.е., те люди моего возраста, или чуть постарше – ушла вся. А вот эти самые глубокие пенсионеры, как показывает практика, продолжают трудиться на нашу оборонку, запуская уже следующее «поколение» «изделий». Тех самых, что потом показываются на выставках, берут призы, продаются за границу и демонстрируются по телевизору в качестве олицетворения необычайного прогресса современной России. А потому пиарятся «путриотами» по блогам, в качестве доказательства благости правления Солнцеликого, и посрамления тех, кто пытается доказать, что в нынешних условиях ожидать какого-либо научно-технического взлета невозможно. )В общем, смешно получается – сидит такой «путриот», модно и хорошо одетый, сытый и «продвинутый», рассуждает о том, как в РФ идет рост промышленности – а этот самый рост обеспечивает дедок запенсионного возраста с видом бывалого алкоголика.
Впрочем, во избежание срача, стоит сделать отметку о том, что подобная ситуация характерна не для всей промышленности. Судя по личным впечатлениям, на многих «новых» предприятиях ситуация иная – там среди инженеров есть и молодежь, и среднее поколение. Но среди «оборонки» картина, в основном, такая. Если есть какие-то сомнения, то можно посмотреть на зарплаты, предлагаемые «молодым специалистам» на данных предпритиях - они далеко не «газпромовские». (Кстати, «старики» как раз получают больше – потому, что начальство понимает: без них дело встанет. Да и трат особенных у них нет – дети выросли, а собственный уровень потребления, сформированный в кошмаре 1990 годов близок к нулю. Вот и работают, пока здоровье позволяет.)
Однако, если вы думаете, что дальше будет разговор о тяжелой судьбе отечественной промышленность – то это не так. Речь пойдет несколько о другом. А именно – о том, что при всем этом наш ВПК еще умудряется не просто «что-то выпускать», а делать это «что-то» на мировом уровне. По идее, последний факт должен просто «взрывать сознание» среднего современного человека - если бы он, конечно, был склонен задумываться над происходящем. Ведь, что не говори, а реальный контакт с предприятиями ВПК в нашей стране достаточно велик – и примерная картина того, что там твориться, известна. Но, судя по всему, задумываться надо происходящим вокруг давно уже стало неактуальным. (Впрочем, возможно все еще проще – большая часть наших современников утратила свои прежние контакты, и живет в мире, где о ВПК можно узнать лишь из телевизора.) Поэтому контраст между тем, как создаются наши новые разработки и самими этими разработками большинство просто не замечает. Ну, или напротив, воспринимают этот контраст, как доказательство абсолютного обмана – дескать, нет ничего, кроме ржавых ракет, да и те сделаны еще при СССР. А все остальное есть «путинская пропаганда».
Однако ракеты и самолеты реально производятся, и более того, разрабатываются новые модели. И, что самое удивительное, они применяются в реальности – как бы не хотелось некоторым обратного. Появление на параде новейших танков «Армата» или неожиданный обстрел исламских боевиков «Калибрами», как минимум, показывает наличие сравнимого с самыми развитыми странами уровня технологий. Казалось бы, этому надо только радоваться. Однако в реальности, если связать данный факт с не менее известной вышеописанной картиной жалкого состояния нашего научно-технического потенциала, то радость как-то исчезает. Скорее, как уже указано выше, возникает удивление. Да, Россия за последние четверть века не просто порастеряла, а катастрофически порастеряла свой научно-технический потенциал. И это факт. Да, она утратила огромное количество еще недавно доступных технологий и большую часть специалистов. Это тоже факт. Однако то, что от всего этого осталось… Так вот, того, что осталось, оказывается достаточным для того, чтобы производить изделия мирового уровня. (Если только не прятать голову в песок и кричать про «путинскую пропаганду».)
Потому можно сказать, что мы тут имеем дело с явлением, намного худшим, нежели указанный развал советской инженерной и научной мысли, наблюдаемой в РФ. А именно – деградацию не только одной страны (или даже ряда стран), но и всего мира. Причем, что самое интересное – вроде бы, деградации бессистемной. Ведь за пределами границы бывшего СССР не было Гайдара и Чубайса, не слышались выстрелы бандитских разборок, и не уходили торговать трусами бывшие кандидаты наук. Скорее наоборот – развал СССР позволил т.н. развитым странам практически «на халяву» захватить самые ценные куски погибшей страны – начиная с разработок и заканчивая специалистами. (Один отъезд в Израиль советских евреев, многие из которых были классными специалистами, дорого стоит. ) А если прибавить сюда «внутренние особенности» постсоветского мира - к примеру, широко распространившийся «культ высоких технологий», то можно подумать, что за постсоветские десятилетия Запад «пробежал» в технологическом столько, сколько не пробегал никогда.
Собственно, мы до недавнего времени так и думали. Однако вдруг оказалось, что, оказывается, по сравнению с хваленым «миром Запада» Россия оказывается не таким уж и «отстоем», как можно было бы подумать. Собственно, именно на основании этого и произошел взлет пресловутого «путриотизма» - явления в общем-то, неприятного, но вполне объяснимого. Да и культ самого Путина, во многом, основывается на том же. Ведь за 1990 годы мы почти уверились, что «время русских завершилось», что нам не остается ничего, кроме как хлопать глазами и надеяться на милость «белых братьев». А что еще ожидать после двух десятилетий массового раздербана советской промышленности и не менее массового пропивания всего и вся? И вдруг оказывается, что мы еще можем ого-го… в смысле, можем делать что-то, что не могут иные страны. Как тут не вознести хвалу Солнцеликому, под мудрым руководством которого мы все это осознали…
Тут даже вполне разумные аргументы, вроде списка уничтоженных во время того самого руководства предприятий и институтов не помогают. Ведь делаем же «Калибры»! - уверяют «путриоты». И ракеты запускаем в космос, даже вот космодром недавно построили. И неважно, что строили его за огромные деньги и в несколько раз дольше, нежели в нищих 1950 годах выстроили знаменитый «Байконур». Важно, что построили, и вот людей на МКС возим, и грузы всевозможные доставляем. Правда, не сказать, чтобы всегда удачно – но ведь другие-то не лучше. И у хваленого Маска ракеты взрываются на ровном месте – хотя, судя по всему, «криворукие таджики», которых обвиняют обычно в крушении российских ракет, к ним даже близко не подходят. (И даже попов с кадилами нет – обвинить в неудаче некого!)
Правда, если честно - то подобная радость эквивалентна радости тому, что «у соседа корова сдохла». Т.е. для разумного человека это событие есть повод не к радости, а к беспокойству: не напал ли на окрестности «коровий мор», от которого завтра передохнет и свой скот? Так что тот факт, что нищая Россия еще может выглядеть на равных с богатыми странами, есть повод не столько к гордости, сколько к беспокойству. (Тем более, что при внимательном рассмотрении выясняется, что связи нашей страны с остальным миром настолько тесны, что деградация Запада неизбежно приведет и к деградации нашей страны.) Поэтому особо радоваться тому, что вершиной современных достижений человечества объявляют то некую модель смартфона, то электромобиль (известный еще с позапрошлого века), то основанную на «аполлоновских наработках» ракету Маска, не стоит. И уж, тем более, не стоит радоваться тому застою, что накрыл медицину или иные области знания о человеке, поскольку это уменьшает нашу вероятность выжить в случае болезни.
Однако, как бы ни относиться к подобному торможению прогресса, не замечать его невозможно. Впрочем, еще важнее понять причины данного торможения. К счастью, как раз это сделать несложно – особенно если учесть указанную выше особенность в виде адекватности современному уровню «новейших российских разработок», сделанных описанными выше пенсионерами на древнем оборудовании. Указанный факт, как не удивительно, является хорошим ключом к указанному явлению – но о нем будет сказано в следующей части…

|
</> |