Еще кусочек детства
lady_tiana — 04.12.2024Я вам вчера про моих бабушек и театр рассказывала. А хотите, я вас сейчас приглашу в нашу замоскворецкую квартиру, чтобы вы чуточку увидели и услышали то, что меня окружало с рождения? Я совершенно случайно нашла в сети эти снимки и записи и ушла в глухую ностальгию.
Семья наша, помимо всего прочего, была очень музыкальной.
Главное место в квартире занимало старинное фортепьяно с бронзовыми
подсвечниками и клавишами из слоновой кости. Прадед в свое время
собрал прекрасную колекцию нот и переплел ее в сафьян. Именно по
этим сборникам я втихаря от взрослых училась играть "Амурские
волны" и безуспешно пыталась разобрать "Херувимскую песнь"
Бортнянского.
А еще в доме были музыкальные шкатулки и ларцы. Правда, мне в руки
давали только деревянное пасхальное яйцо, которое можно было
заводить ключиком, и оно играло простенькую мелодию. А вот у
взрослых "игрушки" были поинтереснее.
Во-первых, был небольшой ящичек янтарного цвета. Под крышкой
прятался валик. Чтобы привести его в действие, надо было до упора
накрутить пружину при помощи ключа, закрепленного в донышке. Валик
вращался, тоненькие иголочки цепляли два ряда пластинок, и при
помощи специального шпенька можно было либо прослушать семь мелодий
подряд, либо зафиксировать на повтор только одну из них. Шесть
первых я благополучно забыла. А вот седьмая запомнилась, очевидно,
благодаря неожиданности и парадоксальности. Согласитесь, в
Российской Империи иметь прибор, воспроизводящий "Марсельезу", это
было... ммм... оригинально.
Следующий по размерам ящик напоминал уже небольшой чемодан. Крышка
у него была застекленная, пружина заводилась закрепленной сбоку
ручкой, которую надо было качать вперед-назад, а по обеим сторонам
пластин крепились ряды колокольчиков. Играла эта шкатулка уже 14
пьес, и именно ее я представляла, когда читала сказку про
Мальчика-Колокольчика.
Но венцом коллекции был, несомненно, Полифон. Это был уже большой
резной ларь, работавший по схожему принципу. Сбоку ручка, которой
надо было заводить пружину. На нижнем ярусе, под валом,
многочисленные колокола разного размера. Но вот сама музыка уже не
была запрограммирована на валу. Нет, чтобы послушать какое-то
произведение, надо было сначала закрепить на оси почти
шестидесятисантиметровый металлический диск, работавший по принципу
перфокарты. С верхней стороны в нем были пробиты маленькие
отверстия, а с нижней выдавленный металл образовывал выступы,
цеплявшие иголки вала. И таких дисков у нас было, ни много, ни
мало, 150 (!) штук. На фотографиях ниже точная копия нашего
Полифона, даже картинка на крышке точно та же самая. Выпущен он был
между 1890 и 1905 годами.
Здесь снят Полифон другой модели, поменьше и попроще, но звук в точности тот же самый, и все эти произведения (чуть не написала "записи") у нас тоже были.
В последней записи использован совсем другой аппарат, но сама "оцифровка" Кармен именно та, из моего детства. А вот чего я так и не нашла, это "полифонической" записи "Полонеза Огинского". А жаль, в нашем семействе это была самая популярная пластинка.
|
</> |