Эпоха винтиков

топ 100 блогов Максим Ефимов — 17.10.2011

Не знаю, как вы, а я живу здесь с ощущением вечной тюрьмы; «тюрьмы – хоть без оград, без цепи». Тюрьма – это в данном случае государство без гражданского общества. Нет свободы, нет равенства, нет братства. Есть коррумпированное государство, есть господа и рабы, есть ненависть. Такой ли я хотел бы видеть Россию? Вопрос риторический. Какой я её вижу? Я вижу Россию страной с развитым гражданским обществом. Именно оно является моей надеждой. Сегодня даже самый мелкий чиновник, не говоря уже о, например, члене общественной палаты или правительства, то и дело употребит, как правило, не к месту, это словосочетание – гражданское общество. Но как оно в таких случаях понимается? Как общество граждан – населения России. Завсегдатаи вернисажей и члены кружка филателистов – это, по мнению многих и многих, и есть гражданское общество, тот есть абсолютно неполитическое общество. Конечно, нельзя требовать от людей большую часть жизни проживших в «совке», за несколько лет полюбить свободу, защищать свои права и относиться доброжелательно к другим. Нельзя этого требовать потому, что для этого всё также нет условий. Ибо россияне по-прежнему пребывают в варварском состоянии, сохраняя единство на основании совместного проживания, что является противоположностью цивилизованного союза, основанного на сложно структурированной, организованной общности людей с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями. Вот почему Советский Союз – не Евросоюз. Нынешнее постсоветское государство подавляет свободы. Оно оказывается враждебным гражданскому обществу (обществу негосударственного типа), неспособным к диалогу с ним. В таких условиях невозможно создание совместно с государством развитых правовых отношений. А это означает, что Россия будет оставаться не правовым государством, то есть государством, не обеспечивающим господство права, равенства всех перед законом и его верховенство, независимое, справедливое судебное разбирательство, ограничение государственной власти, правовую защищённость от произвола кого бы то ни было, наличие антимонопольных механизмов.

Итак, что сегодня напоминает гражданину о том, что он живёт в обществе? Мало что. А о том, что он живёт в государстве? Всё. А именно: ограничение политических свобод (свободные выборы, свобода собраний и т.д.); тотальная коррупция и произвол власти; сырьевой характер экономики; экономическая зависимость граждан от государства, ибо главный работодатель и законодатель именно оно; отсутствие на практике принципа разделения властей и т.д. В таких условиях нежелание приспосабливаться и жить по существующему сценарию можно рассматривать как антигосударственное, но при этом общественно полезное поведение, ибо, если ты против тотальной власти государства, значит ты за гражданское общество, а протест этот может принимать самые разные формы – от маршей несогласных до отказа от исполнения обязанностей винтика в государственном механизме, который рано или поздно даст сбой, и тем раньше, чем меньше будет таких винтиков, осознавших своё предназначение – «Великим быть желаю,/ Люблю России честь…». Быть великим – значит быть независимым от государства, от его абсолютного господства. «Любить России честь» – значит руководствоваться принципами духовной свободы, самостоятельно отыскивая основные ценности, а не следуя государственной идеологии. Нравственное достоинство человека, душевное благородство каждого – это и есть «честь России». Когда меня спрашивают патриот ли я, то я отвечаю, что я хочу, чтобы всё хорошее было бы свойственно Российскому государству, а не всё, что есть в нашем государстве, считалось бы априори хорошим.

Гражданское общество обеспечивает свободу, которая, в частности, выражается в независимости СМИ. Насколько сегодня сильно в обществе критическое начало? А ведь возможность критиковать – это и есть одна из форм выражения свободы. Без гражданского общества тут не обойтись, ведь власть имущие критику не терпят.

Гражданское общество обеспечивает равенство: тут человек не является ни чьим-то рабом, ни чьим-то господином. Гражданские связи представляют собой отношения конкурентности и солидарности между юридически равноправными партнёрами. Все граждане общества обладают экономической самостоятельностью, имеют неотчуждаемую ни при каких условиях частную собственность. Неотъемлемым правом личности считается право на труд. Трудясь в своё удовольствие и в свою пользу, человек приносит пользу и всем остальным. Сдерживаемая и подавляемая государством частная экономическая инициатива порождает приспособленцев, тунеядцев, алкоголиков, преступников. Все спорные вопросы между гражданами решаются независимым судом. Они могут выбирать, кого хотят, и сами быть избранными в высшие органы ограниченной государственной власти посредством всеобщего голосования. Равенство – залог социальной справедливости.

Гражданское общество обеспечивает братство. При нём стабилизируются общественные отношения и процессы. Все трудятся на благо и пользу сограждан, ибо будучи свободными, равными и самостоятельными люди перестают ненавидеть друг друга. Возникает общество индивидуальностей, личностей. А ведь любить можно только личность. Гражданским обществом гарантируются права на национальные культурные ценности, на отправление религиозных обрядов. Государство же, как правило, тяготеет к монополизму и диктатуре – «тому в истории мы тьму примеров сыщем».

Для того, чтобы появилось гражданское общество, ограничивающее власть государственного бюрократического аппарата, необходимы политически активные граждане, соблюдающие права, являющиеся носителями ценностей правового государства, люди с развитым правосознанием, высокими гражданскими принципами, общественным темпераментом. Но пока это остаётся мечтой на фоне снижения общественной активности граждан, не в последнюю очередь благодаря репрессивным действиям «правоохранительных» органов. Вместо социальной и политической активности в русском человеке обнаруживает себя безрассудное желание перейти под опеку государства, иждивенческий инстинкт, толкающий его просить помощи у государства-опекуна. В таких условиях гарантируется только разрастание бюрократического аппарата, произвол государственных структур, отсутствие социальной справедливости, униженное положение человека и вездесущая коррупция.

Максим Ефимов

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня вступает в силу печально известный закон о блокировке нежелательного контента. Единый реестр, где можно проверить наличие интересующих вас интернет-адресов в "черном списке" Роскомнадзора, или настучать на конкурента, предварительно ...
Ровно 40 лет назад, 8 октября 1984 года, при мимолетном генсеке Черненко, которому оставалось править четыре месяца, на советские экраны вышел фантастический фильм "Завещание профессора Доуэля", являвшийся вольной экранизацией довоенного романа Беляева "Голова профессора Доуэля", ...
В дни, когда мы отмечаем перелом в Великй войне, напомню о событии, которое, одно из многих других, служило истоком этого перелома. Событии, в котором сплелись честь и позор. Событии, которое наряду с обороной Ленинграда, было  непрекращающейся ...
Продолжаю вспоминать прекрасное лето и #простыерадости2024 . Пост из серии «Каждый год мы делаем это», слава богу. То есть ночуем на «Витязе», корабле в составе Музея Мирового океана :) ...
На этот раз окончательно, похоже. Всратые продвиженцы-маркетолухи решили окончательно добить платформу. Сначала угробили концепцию промо, которая 15 лет позволяла из низов в ТОП вытолкнуть порой годный, или важный экстренно контент. Теперь без «профессионального» пакета, оказывается, и ...