Эпоха сломанных границ или что предшествовало ямной культуре?

топ 100 блогов andvari513.02.2022

Продолжаю рассказывать о животилово-волчанской культурной группе энеолита восточноевропейских степей. В прошлый раз был пост о материальной  культуре этого сообщества. А сегодня поговорим немного о его происхождении.

Проблема происхождения животиловских комплексов далека от удовлетворительного решения.  Было выдвинуто две противоположные версии. По одной – это проникновение глубоко в степь позднетрипольского населения.  Другая часть исследователей искала корни этого явления в Майкопско-Новосвободненской среде. В свою очередь, Ю. Рассамакин предположил, что возникновение этой группы погребальных комплексов могло происходить индивидуально на региональном уровне в результате активного взаимодействия исторически несовпадающих культурных традиций.
Этот процесс мог сопровождаться обширными миграциями, которые были способны на перенос различных культурных элементов как в западном, так и в восточном направлении. Однако если принять в внимание возможность обширных миграций, стоило бы объяснить их причины.
Единственным действительно устойчивым признаком является разнобокое положение умерших –  попеременно на правом и левом боках.  Это инновация в степи, но на западе она была известна, например, в усатовской культуре.  Хотя там погребенные на правом боку встречаются только в двойных захоронениях.  И южная и западная ориентировки, обычные для животиловской группы, там редки. Тем не менее, предполагается, что часть усатовцев могла принимать участие в сложении ЖВГ.
Очень мало известно о погребениях позднетрипольской группы Гординешти.  Там найдено небольшое количество погребений на поселениях, а захоронение вне поселения всего одно. Некоторые черты этих могил похожи на животиловские. Кроме того, гординештские влияния заметны в керамике.
Несомненно, что население Майкопа-Новосвободной принимало активное участие в  распространении основных черт животиловской культуры. Влияние северокавказских традиций хорошо заметно, по крайней мере, до бассейна Днепра, но дальше на запад влияние не проявляется ярко.
Роль культурных единиц, расположенных между реками Днестр и Дон в процессе возникновения животиловского типа выглядит несколько туманно. В настоящее время, можно вполне уверенно утверждать, что в конце IV тысячелетия до н.э. эта территория была заселена мигрантами с Северного Кавказа и Карпато-Дунайского региона. Это событие теоретически должно было стимулировать культурные преобразования в азово-черноморских степях и, таким образом, носители местных культурных традиций, возможно, могли участвовать в формировании рассматриваемой культуры. В любом случае, животиловский тип можно рассматривать как сложное явление, возникшее в режиме интенсивного культурного диалога,  и что он вобрал в себя совершенно разные культурные традиции.
Очевидно, что степная полоса в это время представляла своего рода плавильный котел с большим разнообразием традиций.  В то же время, возможно, что именно такое состояние региона без четко выраженных культурных и региональных границ, четко выраженных социальных структур, предопределило быстрое распространение унифицированной ямной культуры в начале ранней бронзы, которая буквально сметает прежнее  разнообразие.

Эпоха сломанных границ или что предшествовало ямной культуре?

Система позднейших энеолитических культурных формирований Азово-Черноморского региона (по карте Rassamakin 1999, fig. 3.3).
Гординештско-п. Майкопский феномен (горизонт памятников III-С): I - Бурсученская группа, II - Животиловская группа, III - Волчанская группа, IV - Крым-
ская группа, V - Н. Донская группа, VI - Прикубанская группа.
Какие факторы могли стать причиной возникновения животиловско-волчанской группы?
Примерно с 3500 года до н.э. на юге Восточной Европы доминировали две основные культуры – усатовская и майкопско-новосвободненская. Обе, несмотря на культурные различия, имели и общие черты. Это и сходная  монументальная  погребальная архитектура, и развитая металлообработка, сложные погребальные обряды,  даже состав погребального инвентаря зачастую представляли одни предметы. Несомненно, это были два примера богатых, процветающих и структурированных обществ.  Но несмотря на их сложный характер, такие общества зачастую оказываются довольно рыхлыми под воздействием внешних и внутренних факторов.  Они существовали в период оптимальных климатических условий. Однако после 3300 кал. до н.э. произошли значительные климатические изменения, сопровождавшиеся усилением аридизации и понижением температуры. Это событие обычно называют "Пиорским колебанием" или "быстрым климатическим событием", и считается, что оно имело глобальный характер. В это время начинается распад не только трипольской культуры, но и культуры воронковидных кубков, а новые  группы переходят на более мобильный образ жизни с большей долей скотоводства.  В это время массово появляются огромные безлесые участки, а анализ пыльцы говорит об обилии дикой растительности. Повторюсь - это в ареалах земледельческих сообществ.
Глобальные климатические колебания за тысячу лет до этих событий также привели к краху многих культур, о чем я неоднократно упоминал в этом блоге.
Довольно интересный взгляд на происхождение ЖВГ есть у Татьяны Демченко.  Особое внимание она предлагает обратить на одну из позднетрипольских групп - группы Гординешти. К моменту появления ЖВГ, трипольская культура (периода С2) претерпела значительные трансформации, разбившись на ряд локальных вариантов, которые сильно друг от друга отличались. Одним из таких вариантов,а точнее самостоятельной группой была группа Гординешть, локализованная в верховьях Прута, Ю.Буга, Днестра. Это была многолюдная территория с большой плотностью памятников.

Эпоха сломанных границ или что предшествовало ямной культуре?

Эпоха сломанных границ или что предшествовало ямной культуре?

В предшествующие периоды В2-С1  группа Гординешть постепенно продвигается в степь, где начинает взаимодействовать со степной нижнемихайловской культурой. Видимо, взаимодействие было плодотворным и мирным, обогатившим обе стороны. Скорее всего, именно под влиянием нижнемихайловской культуры произошел перенос типично земледельческой скорченной на боку позы погребенного под насыпь. Иначе говоря, под курган.  Возможно, что в это время проиходит выделение в гординештской среде прослойки людей, практиковавших мобильный образ жизни и первоначально связанных с сезонным скотоводством. Это было очень важным изменением и тут стоит процитировать:

"С учетом более широких территорий, по мнению Ф.Л. Кола, десятки тысяч ТК земледельцев не просто исчезли, а «трансформировались в пастухов и через какое-то время превзошли те народы, которые ранее приспособились к подвижному образу жизни» (Кол 2004, 100). Аналогичная ситуация складывалась вокруг уцелевших поселений КВК-Баден, где шел процесс формирования скотоводческих сообществ культуры шнуровой керамики (далее КШК) (Kadrow 2001, 259; Kruk 2004, 101)...

Археологические данные свидетельствуют, что в этот период активизируется влияние культуры Баден (далее БК), которое нашло отражение и в идеологической сфере. По мнению М.Ю. Видейко, группа Гординешть была стартовой площадкой процесса «баденизации»."

Баденизация в данном случае - это не только процесс влияния энеолитической культуры Баден, но и целый ряд изменений экономического характера.

"Основной упор делался на животноводство, которое подобно ситуации, сложившейся в КВК, вероятно, на первых порах существовало в виде сезонного кочевья с привязкой к поселениям в зимнее время. Потребности в растениеводстве предполагалось удовлетворять за счет обмена с оседлыми и полуоседлыми сообществами степи (Rassamakin 2006, 452). Дом на колесах, которым, в сущности, являлась повозка, прядение шерсти для изготовления веревок, одежды, а также определенные навыки жизни в пути, в частности новый набор керамики13 – эти знания пришли с запада, в основном с культурой Баден, носители которой демонстрируют контакты и влияния в восточном направлении. Социальная организация и идеологическая составляющая в виде сложных сакральных сооружений и курганов были заимствованы со стороны степи, и в первую очередь из культуры Усатово. Известно также, что носители этой культуры были продолжателями традиций Карпато-Балканского металлургического центра".

Это затронуло ряд культур - от современной Украины до современной Хорватии и Германии. Но вернемся в Восточную Европу. Тут наиболее яркие памятники гординештской культуры начинают появляться в степи.   По мнению Демченко, именно степные представители Гординештской группы положили начало памятникам типа Животиловка. Путь этой группы в степь проходил по водоразделам и вдоль крупных рек и их притоков.  Именно так "степная трипольская культура" достигает Нижнего Дона, где встречается с группой, имевшей похожую судьбу - со "степным Майкопом". Точно также в земледельческом ареале Майкопско-Новосвободненской общности происходил кризис. Точно также мобильные группы выдвигались в степь. Но возможно, что в их случае это могло происходит и военным путем с освоением форпостов в степи. Однако два  встречных потока встретились на Нижнем Дону, и их взаимодействие было мирным, породив то, что стало животилово-волчанской группой.

Эпоха сломанных границ или что предшествовало ямной культуре?

Материальные характеристики Бурсученской культурной группы: 1 - план кургана; 2,3 - планы погребе-
ний; 4 - булавки/подвески (бронза, кость); 5 - палочки (кость); 6-15 - керамика; 16 - астрагал; 17- шар (камень);
18 - топор (камень); 19 - бусы (паста, камень).


Часть исследователей считает, что именно ЖВГ принесла в степь знания о колесе и другие радости революции вторичных продуктов, наиболее выраженные позднее у ямной культуры.  О судьбе животиловского населения есть такое мнение:

"Очевидно, этот яркий феномен просуществовал короткий временной отрезок. Отмечено, что в экстремальных условиях перехода стадия формирования нового образа жизни значительно сокращается, она занимает около 100-200 лет (Кruk, Milisauskas 1999, 224; Rassamakin 1999, 151), что крайне трудно фиксируется в археологическом контексте, учитывая уровень колебаний временных определений по С14. Однако наследие подобного масштабного процесса не пропадает бесследно. Продолжателями традиции каменных гробниц, по-видимому, стали носители кеми-обинской культуры, которая сегодня многими исследователями признается локальным вариантом ямной культуры (далее ЯК). По мнению В.Г. Петренко, расписные каменные ящики дают практически единственную возможность увидеть черты ТК в подобных памятниках ЯК (Иванова, Петренко, Ветчинникова 2005, 145)20. Ряд элементов группы III-С можно проследить и в новотитаровской культуре Прикубанья. А.Н. Гей полагает что это – протокатакомбная культура, в основе которой просматриваются черты МНО, которые, однако, не являются основными (Гей 1991, 69).

Если вернуться в Карпато-Днестровской зоне, то, условно говоря, в раннебронзовое время бывший ареал позднетрипольского формирования Гординешть-Касперцы занимают только две археологические культуры – КША и буджакская культура (БК в
рамках ямной КИО). Первая появляется в Карпатском регионе около 3000 до н.э. и занимает, в том числе, Пруто-Сиретское междуречье (Mihǎilescu-Bîrliba,Szmyt 2003, 105). Вторая, по мнению С.В. Ивановой, сложилась на местной энеолитической базе, а наиболее ранние памятники БК датируются концом IV тыс. до н.э. Ряд специалистов относят к ЯК и немногочисленную группу погребений, в которой скелеты лежат скорченно на боку с поднесенными к лицу кистями рук (0.7%), считая ее наиболее ранней (Иванова 2013, 205, 217; Яровой 1985, 41). Так же обращает на себя внимание схожесть погребальных ям группы
Бурсучень (Бурсучень, Казаклия) и большинства захоронений буджакской культуры. Таким образом, носители бурсученских памятников, обогащенные контактами со степью и поздним Майкопом и вернувшиеся на исконные земли, вливаются в «прото-буджакскую» группу, а это значит, что памятники двух эпох смыкаются в пространстве и во времени".

Другое мнение я приводил в одном из прошлых постов. Например, Хейд считает ЖВГ одним из истоков культур шнуровой керамики.  Как бы то ни было, памятники типа Животиловка могут представлять собой фрагменты бывших процветающих обществ, которые пытались рекомбинировать экономические связи. При этом они обладали необходимым социальным опытом и важными технологическими ресурсами, такими как развитое скотоводство, знание колесного транспорта, были готовы к освоению территорий.

В целом, последнюю четверть четвертого тысячелетия нашей эры в этом регионе можно назвать эпохой упрощения, когда сложные  общества с богатыми погребениями и памятниками, отражающими высокий уровень развития, заменяются куда более блеклыми аналогами.

1. NORTH PONTIC STEPPES AT THE END OF THE 4TH MILLENNIUM BC: THE EPOCH OF BROKEN BORDERS
https://www.academia.edu/27859681/NORTH_PONTIC_STEPPES_AT_THE_END_OF_THE_4_TH_MILLENNIUM_BC_THE_EPOCH_OF_BROKEN_BORDERS

2. Основные энеолитические погребения курганау села Бурсучены в центральной Молдове (предварительная информация)

https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-eneoliticheskie-pogrebeniya-kurganau-sela-bursucheny-v-tsentralnoy-moldove-predvaritelnaya-informatsiya

3. Демченко Т. И. К вопросу о выделении культурной группы Бурсучень в рамках Гординештско-позднемайкопского феномена // Culturi, Procese si Contexte in Arheologie. Chiçinâu: IPC A§M, 2016. С. 84-99.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пожалуйста, вернитесь к этому посту минут через 15. Я его напишу. Дело в том, что начать пост, чтобы потом иметь возможность его отправить, я могу только с телефона. Можно, конечно, и закончить его в телефоне, но это не очень удобно, поэтому я сейчас перейду на домашний компьютер. ...
Здравствуйте уважаемые. Приятного времени ...
Ссылки Да, и напоминаю, что, оставляя небольшой комментарий здесь, хотя бы в виде смайлика и указания что понравилось, а что нет, Вы доставляете мне радость. Спасибо. На появлении ссылки не смею настаивать, но считаю таковую проявлением ...
Обещают ледяной ад. А мы уже пуганые, мы верим. До войны я не собирала «тревожный чемоданчик». Собственно, он мне и не понадобился. В бомбягу я спускаюсь с минимальными набором — документы, вода, лекарство. Баблище еще. Ну, если в дом попадут, то у меня половина останется.  С чем ...
Комендант корпуса морской пехоты США генерал Дэвид Бергер заявил, что времена американской морской пехоты в ее классическом виде закончились. Фундаментальные перемены ...