Энтеббе , 5 июля 1976 . Подвиг израильских летчиков и спецназа

топ 100 блогов shaon03.07.2021 4 июля 1976 года в ходе беспримерной по отваге операции израильских десантников были освобождены более ста еврейских заложников, оказавшихся в плену после захвата германскими и палестинскими террористами самолета авиакомпании «Эр Франс».

О подробностях операции "Шаровая молния" впервые рассказал один из главных участников тех событий - командир эскадрильи израильских транспортных самолетов C-130 Hercules, тогда подполковник, а ныне генерал ВВС в отставке Иехошуа Шани

Энтеббе , 5 июля 1976 . Подвиг израильских летчиков и спецназа

Экипаж военно-транспортного самолета ВВС Израиля С-130 Hercules после успешного завершения миссии в Энтеббе. Командир экипажа подполковник Иехошуа Шани в центре в первом ряду.



27 июня 1976 года пассажирский самолет авиакомпании Air France. выполнявший рейс из Франции в Израиль, был захвачен палестинскими террористами и их германскими подельниками из леворадикальной организации «Революционные ячейки» . Террористы принудили французских пилотов приземлиться в далекой центральноафриканской стране Уганда, чей президент открыто поддержал палестинский террор.

Пассажиров и команду захваченного самолета террористы и солдаты угандийской армии держали под дулами автоматов в здании аэропорта Энтеббе.

29 июня, действуя как гитлеровские палачи, немцы и палестинские террористы осуществили "фильтрацию" пассажиров захваченного самолета - они отделили 83 заложника-еврея от нееврейских пассажиров захваченного самолета.

Террористы освободили пассажиров-неевреев. Только мужественный французский экипаж самолета во главе с командиром корабля отказался бросить своих еврейских пассажиров и заявил о своей готовности до конца разделить судьбу еврейских заложников. Всего остались 105 заложников — израильские граждане, евреи–граждане других государств и члены экипажа. Террористы угрожали убить заложников.

Несмотря на абсолютную уверенность зарубежных экспертов, считавших, что ни у одного государства нет шансов на спасение заложников, руководство Израиля приняло решение о проведении силовой операции по освобождению заложников, получившую название Thunderball («Шаровая молния»). Операция Thunderball началась 4 июля 1976 года.


Документальный фильм National Geographic об операции в Энтеббе


Эскадра из четырех транспортных самолетов C-130 Hercules с десантниками на борту вылетела с авиабазы на Синайском полуострове. Целью израильских пилотов был угандийский аэропорт Энтеббе, до которого предстояло скрытно от русских и арабов преодолеть 4000 километров.

На протяжении семи с половиной часов полета самолеты эскадры шли в плотном строю, на предельно низких высотах, в режиме полного радиомолчания, в отсутствии диспетчерского сопровождения с земли. Израильские пилоты совершили беспредельно рискованную посадку во вражеском аэропорту, фактически вслепую, на взлетно-посадочную полосу, окруженную вражескими солдатами.

Освобождение заложников произошло практически мгновенно: с момента первого выстрела и до момента ликвидации всех 6 террористов и 45 угандийских солдат, охранявших заложников, прошло всего несколько минут. После освобождения заложников специальный отряд ВВС уничтожил на аэродроме восемь вражеских самолетов-истребителей МиГ-17 и радарную вышку из опасения возможного преследования. Через час после начала операции первый самолет с заложниками вылетел в Найроби на дозаправку, а еще через 42 минуты Уганду покинул последний израильский самолет. Героев-летчиков и десантников вместе с освобожденными заложниками ждала триумфальная встреча в Израиле.

Весь мир с восторгом принял весть об успехе беспримерной по отваге операции израильских коммандос по освобождению еврейских заложников в Энтеббе. Только СССР и его "арабские братья" яростно осудили победу Израиля. Под давлением русских ООН приняла резолюцию, в которой Израиль в очередной раз был осужден "за вопиющую агрессию".

О подробностях операции "Шаровая молния" впервые рассказал в интервью пресс-службе ЦАХАЛа один из главных участников тех событий - командир эскадры израильских транспортных самолетов C-130 Hercules, тогда подполковник, а ныне генерал ВВС в отставке Иехошуа Шани

Энтеббе , 5 июля 1976 . Подвиг израильских летчиков и спецназа
Один из самолетов Военно-транспортной авиации Израиля C-130H Геркулес (Карнаф), принимавший участ в операции Энтеббе


Расскажите немного о вашей семье.

Мои родители жили на территории нынешней Украины. Их маленький городок был в составе Польши в то время. С приходом нацистов украинцы убили всех евреев, живших там. Моим родителям повезло - они бежали от нацистов и оказались в Сибири, где я родился в 1945 году. Где бы мы не находились - в Польше, на Украине, в России - везде мы были беженцами и ненавидимыми чужаками.

Вскоре после окончания войны наша семья оказалась в лагере для перемещенных лиц Берген-Бельзен в Германии. Мы были там в течение почти года. Затем мы вместе с тысячами евреев, выжившими в Холокосте, проделали нелегкий путь из Германии в Израиль.

Мои родители были сионистами и свободно говорили на иврите, на котором они общались со мной, тогда ребенком. Они были очень рады приехать в Израиль и начать новую жизнь, чтобы никогда вновь не влачить судьбу беженцев и чужаков среди врагов.

Вы всегда хотели быть летчиком?

Нет, на самом деле. Подростком я не интересовался самолетами, а хотел быть инженером-электриком. Все изменилось в день моего призыва в армию. Я и еще несколько новобранцев валялись на травке на призывном пункте, когда к нам неожиданно подошел военный, на мундире которого мы увидели серебрянные крылышки летчика. Он сказал: "Вы все прошли проверки для летных школ. Кто здесь не хочет добровольно идти в пилоты? "

Я начал поднимать руку, но на полпути я понял, что никто вокруг меня не поднимает руку. Так что я тоже опустил руку вниз. Остальное уже история.

Что вы делали, когда вы впервые вступил в ВВС Израиля?

Я был призван в 1963 году. Я получил серебрянные крылышки пилота в 1965 году из рук генерала Эзера Вейцмана, который тогда был командующим ВВС Израиля.

Первый самолет, на котором я начал летать, был транспортный самолет Nord Noratlas. Я также в течение двух лет был инструктором пилотирования на самолетах Fuga .

Затем Военно-воздушные силы послали мне в Соединенные Штаты, где я прошел обучение на пилота грузовоо самолета C-130 Hercules. Сначала я был на авиабазе в Литл-Роке, штат Арканзас, а затем в Северной Каролине. Это был мой первый приезд в США.

Вы были на действительной военной службе во время крупных войн Израиля. Как вы принимали участие в этих войнах?

В 1967 году во время Шестидневной войны я на своем самолете доставлял топливо и боеприпасы солдатам ЦАХАЛа, сражавшимся на Синайском полуострове.

В 1973 году во время войны Судного дня, я был командиром эскадрильи. Выполнял разведывательные и боевые вылеты на самолете C-97 Stratofreighter. Я летал на самолете C-130 Hercules через Суэцкий канал, в глубь египетской территории, для того, чтобы поставлять топливо и боеприпасы сухопутным войскам, наступавшим на территории к западу от канала. Те силы, кстати, возглавлял Ариэль Шарон.

Энтеббе , 5 июля 1976 . Подвиг израильских летчиков и спецназа
Учения израильских десантников перед операцией по освобождению еврейских заложников в Энтеббе


Как для вас начался кризис в Энтеббе?

27 июня 1976 года террористы захватили пассажирский самолет Air France, выполнявший рейс из Тель-Авива в Париж. Самолет был захвачен террористами во время промежуточной посадки в Афинах и угнан ими в Энтеббе, Уганда. Двое из угонщиков были членами немецкой левой организации Баадер-Майнхоф, и двое из Народного фронта освобождения Палестины. Они потребовали освобождения 53 террористов, сидевших в тюрьме в Израиле.

На третий день кризиса террористы отделили израильских и еврейских пассажиров от других. Похитители освободили неевреев и отправили их во Францию. В то время как остальной мир занимался болтовней, но ничего не делал, в обстановке полной секретности Армия обороны Израиля планировала спасательную миссию.

Как вы впервые узнали, что вам предстоит принять участие в операции по спасению заложников?

Я был на свадьбе, когда командующий ВВС Израиля, генерал-майор Бени Пелед, подошел ко мне и начал задавать вопросы о возможностях С-130. Это была странная ситуация - командующий ВВС, генерал-майор, расспрашивает подполковника о самолете. Но С-130 был новый самолет, а в ВВС командование всегда было сосредоточено на истребителях, а не на транспортных самолетах. Пелед спросил меня, если предстоит лететь в Энтеббе, то сколько времени это займет и какой груз может нести С-130. У меня от этого разговора осталось впечатление, что невозможная при заданных условиях спасательная операция стоит на повестке дня.

Как операция началась?

Мы начали наш полет с авиабазы в Шарм-эль-Шейх на Синае, который в то время находилась под контролем Израиля. Взлет из Шарм был одним из самых тяжелых за всю историю не только моей летной практики, но и самого этого самолета. Я не имел понятия, что произойдет при взлете и посадке - самолет был перегружен вопреки всем правилам и инструкциям по пилотированию.

На борту моего самолета находись бойцы спецназа Сайерет маткаль во главе с их командиром подполковником Йонатаном Нетаньяху. Там же был погружен автомобиль Mercedes, которому предстояло ввести в заблуждение угандийских солдат в аэропорту, так как у Иди Амина, диктатора Уганды, был тот же самый автомобиль. Кроме того, на борт моего самолета были загружены автомобили Land Rover, на которых предстояло действовать десантникам..

Энтеббе , 5 июля 1976 . Подвиг израильских летчиков и спецназа
Командир спецназа Сайерет Маткаль подполковник Йонатан Нетаниягу. Погиб при освобождении еврейских заложников в Энтеббе. Брат премьер-министра Израиля Беньямина Нетаниягу


Я дал команду на взлет, и перегруженный самолет тяжело оторвался от земли в самом конце взлетно-посадочной полосы. Я взял курс на север, но затем развернул на юг, где была наша цель. Перегруженный самолет тяжело поддавался управлению, я держал его буквально "на руках", пока он не набрал более высокую скорость. Я просто изо всех сил старался держать самолет под контролем - вы знаете, у самолета есть чувства, и все обошлось благополучно.

Расстояние до Энтеббе составляет более 2500 миль (4000 км). Как вы это сделали?

Мы должны были лететь в непосредственной близости от Саудовской Аравии и Египта, в Суэцком заливе . Мы не боялись нарушать воздушное пространство этих стран - полет проходил пол трассе международных авиарейсов. Проблема была в том, что они могли обнаружить нас своими радарами.

Потому мы летели очень низко - на высоте всего 100 метров над водой, группой в составе четырех самолетов. Основная надежда была на эффект неожиданности - ведь врагу достаточно было одним грузовиком заблокировать взлетно-посадочную полосу, и тогда вся операция закончилась бы катастрофой. Так что, сохранение операции в полной тайне было критически важным для достижения успеха.

В некоторых местах, что особенно опасно, мы летели на высоте 35 футов. Я вспоминаю чтение высотомера. Поверьте, это страшно! В этой ситуации вы не можете летать в сомкнутом строю. В полете я, как командир эскадры, не знал, есть ли еще самолеты 2, 3 и 4, следующие за мной, потому что мы шли в режиме полного радиомолчания .

В С-130 вы не можете видеть, что творится позади вас. К счастью, пилоты других самолетов эскадры были опытнейшими летчиками - поэтому время от времени они выходили из общего строя, чтобы я мог видеть их, а затем возвращались на свое место в составе группы. Так я узнавал, что самолеты продолжают следовать вслед за мной.

Что вы думали при посадке в слепую на взлетно-посадочную полосу в Энтеббе, окруженную вражескими солдатами?

Больше всего я опасался не ракетного и артиллерийского обстрела с земли - на меня давило чувство ответственности за порученное дело - ведь моя ошибка в качестве пилота перегруженного грузового самолета могла поставить под угрозу успех всей операции..
Подумайте об этом - сколько наших людей погибло бы в Энтеббе, если бы я ошибся?

На случай, если что-то пойдет не так, я был готов к худшему. Я был одет в шлем, бронежилет, у мне был автомат Uzi. Я также получил толстую пачку наличных денег на случай, если я буду вынужден выбираться из Уганды после катастрофы. К счастью, мне никогда не пришлось использовать эти деньги. Я вернул наличные после возвращения в Израиль.

Что произошло после того, как вы приземлились?

Я остановился в середине взлетно-посадочной полосы, группа десантников выпрыгнула из боковых дверей и фонариками пометила взлетно-посадочною полосу, так что другие самолеты, следовавшие за мной, смогли совершить посадку.
Десантники пошли на штурм диспетчерской башни. Mercedes и Land Rover, выехали через заднюю дверь моего самолета, и коммандос атаковали здание терминала, где находились заложники. В это время руководивший штурмом подполковник Йонатан Нетаньяху, командир Сайерет маткаль, был смертельно ранен огнем угандийских солдат.

После освобождения заложников, какими были ваши следующие действия?

У нас была небольшая проблема: нам нужно топливо, чтобы лететь домой. Мы же летели с билетом в один конец! Мы планировали несколько вариантов дозаправки, и я узнал от командования операцией, что есть возможность дозаправки в Найроби, Кения.

Через 50 минут после посадки в Энтеббе, я отдал приказ командирам самолетов моей эскадры: «Всем, кто готов - на взлет!" Я помню, с каким удовольствием я увидел, как самолет № 4 с заложниками на борту вылетел из Энтеббе - его силуэт расстаял в ночной мгле. Именно тогда я понял, что мы победили.

Вот и все. Мы сделали это. Миссия удалось.

Энтеббе , 5 июля 1976 . Подвиг израильских летчиков и спецназа
Встреча освобожденных заложников и их освободителей в Израиль


Как вас встретили в Израиле?

Самолет с заложниками приземлился в в аэропорту Бен-Гурион, где они встретились со своими семьями. Остальные три самолета сели на военных аэродромах.

Ицхак Рабин, премьер-министр Израиля, подошел ко мне. Я не снимал форму в течение 24 часов подряд, при температуре более 50 градусов в самолете, потому я был грязный и вонючий.
А тут тебе на встречу идет идет премьер-министр с распростертыми объятиями. Я сказал, - пожалуйста, не обнимайте меня, - вы может умереть от этого! Он, однако, обнял меня и сказал только "Спасибо".

Каково было возвращаться в Израиль в качестве героя?

После смерти моего отца, я обнаружил его письма из Берген-Бельзен, которые он послал в кибуц Мишмар ха-Эмек. В них отец рассказывает о том, что пережил во время Холокоста, что случилось с его семьей, и т.д. Я не буду обсуждать это здесь. В одном из его писем написано: "Моя единственная надежда и радость - мой Иехошуа. Он дает мне основания для продолжения жизни. "

Я говорю об этом письме, потому что 30 лет спустя, когда я вернулся из Энтеббе, мой отец устроил праздник для меня. Семья и друзья были там, чтобы праздновать успех нашей миссии. Мой отец был в отличном настроении. Я знаю, что он думал, переживший Холокост. Его сын в то время был подполковник ВВС Израиля и только что пролетел тысячи километров, чтобы спасти евреев. Это, вероятно, добавило десять лет его жизни.

Вы поддерживаете контакты с другими участниками операции?

Ну, как вы, наверное, знаете, многие из них находятся в высших эшелонах власти сегодня.

Эхуд Барак, министр обороны, был в то время подполковником, как и я. Он был в группе планирования операции, а я был шеф-пилот. Мы советовались друг с другом тогда, и я вижу его часто в наши дни.

Шауль Мофаз, недавно назначенный вице-премьером, возглавлял уничтожение истребителей МиГ на земле в аэропорту Энтеббе, чтобы наши спасательные силы смогли беспрепятственно покинуть Уганду.

Матан Вильнаи был в кабине вместе со мной. Эфраим Снэ был на самолете, как врач.

Дан Шомрон умер несколько лет назад - он был одним из руководителей всей операции.

И, конечно же, брат Йони, Беньямин Нетанияху, является премьер-министром. Я впервые встретился с ним в начале 1980-х, когда он был заместителем главы миссии в посольстве Израиля в Вашингтоне, округ Колумбия.

Как сложилась ваша карьера после Энтеббе?

Я продолжил служить в ВВС - более 30 лет, на самом деле. Я налетал 13 000 летных часов, в том числе 7000 часов в качестве пилота С-130. На протяжении многих лет я командовал тремя эскадрильями и смешанной авиагруппой из четырех эскадрилий и восьми наземных частей.

С 1985 по 1988 год я был атташе ВВС в посольстве Израиля в Вашингтоне, округ Колумбия. Я уволился с действительной военной службы в 1989 году, в звании бригадного генерала. В течение десяти лет после этого я был в резерве.

Сегодня я являюсь вице-президентом компании Lockheed Martin, ответственным за проекты в Израиле.
Когда-то я был новобранцем и не думал о ВВС, ставших делом всей моей жизни - в юности вы никогда не знаете, как все получится.

Энтеббе , 5 июля 1976 . Подвиг израильских летчиков и спецназа free counters

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
После спекуляций с момента, как король Фредерик уехал в частную поездку за границу, немецкие СМИ сообщили, что целью путешествия была, очевидно, Германия. Король посетил в Берлебурге своего двоюродного брата принца Густава, сына принцессы Бенедикте, и встретился с легендой гонок ...
Если у Вам есть неделька отпуска в начале июня, не так уж много денег и Вам хочется экзотики - сгоняйте в Тунис! Многие скажут, что это банально и скучно. Я же расскажу Вам как ...
Россия накануне мирового шторма. ...Ближайшее десятилетие рискует стать едва ли не самым опасным периодом мировой истории со времен Карибского кризиса 1962 года. Слишком много «точек неустойчивости» в мире накопилось. Все более явная неспособность ООН поддерживать и укреплять ...
Доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН Татьяна Касаткина об идеальном университете: "Хочу пофантазировать :) Университет, в котором я хотела бы преподавать и учиться (потому что преподаватель учится до конца жизни - и хорошо бы в университете у него была такая ...
Фото сделано 26 октября 2023 года. С лета до осени я наблюдала за кустами помидоров, растущих, вместо декоративных цветов, в Москве вдоль шоссе. Они не желтели, не сохли, никакие болезни их не поразили, ни пугающая фитофтора. Почему помидоры без ухода не заболели фитофторой и ...