Энрике Флорескано (1937-2023)

топ 100 блогов maoist07.03.2023 Старая гвардия историков уходит не только в России, но и в Мексике. Вчера, 6 марта скончался один из крупнейших мексиканских историков второй половины ХХ века Энрике Флорескано.

Энрике Флорескано (1937-2023)
Энрике Флорескано в 1980-е годы (фото газеты "Ла Хорнада")

Энрике Федерико Флорескано Майет родился в штате Веракрус в 1937 г. Обучался в Веракрусском университете праву, а с 1958 г. параллельно заинтересовался историей. После окончания университета (1960) он учился в магистратуре в Колехио Мехико (1962-1964) - важнейшем историческом учебном заведении столицы, а затем отправился во Францию, где в 1965-1967 гг. писал докторскую диссертацию в Практической школе высших исследований под руководством работавшего там итальянского историка Руджеро Романо (1923-2002). Флорескано был частью формировавшейся тогда в Мексике под влиянием французской историографии новой экономической истории. Его диссертация "Le prix du maïs au Mexico, 1708-1813" ("Цены на маис в Мексике, 1708-1813") была посвящена проблеме развития новоиспанской экономики в последний век существования вице-королевства.

Вернувшись на родину, Флорескано стал преподавать в Колехио Мехико, продолжая свои занятия экономической историей. В 1969 г. на основе его диссертации вышла книга "Precios del maíz y crisis agrícolas en México, 1708-1810" ("Цены на маис и аграрные кризисы в Мексике, 1708-1810"), посвященная проблеме предпосылок кризиса, охватившего Новую Испанию накануне Войны за независимость. Как всякий сторонник "соцэка" автор полагал, что важнейшим фактором волнений в начале XIX в. был экономический кризис. Он показал, что восстание Мигеля Идальго, с которого началась многолетняя борьба за независимость Мексики, пришлось на период высоких цен на маис, усугубившихся засухой. В 1970-1973 он был редактором журнала "Мексиканская история", которые в те годы стал важнейшей площадкой для обсуждения экономической истории.

С 1971 г. он начал работать в Национальном институте антропологии и истории (INAH). Он возглавил департамент (затем дирекцию) исторических исследований и провел одну из наиболее серьезных реформ в сфере исторических исследований. Раньше сотрудники INAH занимались своими темами и просто публиковались, Флорескано же ввел основанную на европейском опыте систему регулярных исследовательских семинаров. Это сразу же привело к появлению большого числа новых публикаций и способствовало сплочению корпорации профессиональных историков Мексики. С 1982 по 1988 Флорескано был директором INAH, а с 1988 стал координатором исторических проектов Национальной комиссии культуры и искусств, координировавшей все исследования в этих областях в стране, и несмотря на различные административные реформы занимался этими сюжетами до 2018 г.

На протяжении 1970-х гг. Флорескано продолжал заниматься экономической и демографической историей и опубликовал несколько важных монографий - "Estructuras y problemas agrarios de México, 1500-1821" ("Аграрные структуры и проблемы Мексики, 1500-1821; 1971), "Origen y desarrollo de los problemas agrarios de México 1500-1821" ("Происхождение и развитие аграрных проблем Мексики, 1500-1821"; 1976) и "Ensayos sobre la historia de las epidemias en México" ("Очерки по истории эпидемий в Мексике"; 1980). В 1980-е гг. занялся проблемами историографии (книги "El poder y la lucha por el poder en la historiografía mexicana" ("Власть и борьба за власть в мексиканской историографии", 1980; "Historiográfica de México" (отв. ред., 1988). Он выступает как яркий популяризатор идей французкой "новой исторической науки" в Мексике.

В 1990-е годы Флорескано обращается к новой проблематике - историческая память и национальные символы Мексики и пишет книги "Etnia, estado y nación, ensayos sobre las identidades colectivas de México" ("Этнос, государство и нация: Очерки коллективных идентичностях Мексики", 1997), "La historia y el historiador" ("История и историк", 1997), "Memoria mexicana, ensayos sobre la reconstrucción del pasado" ("Мексиканская память: Очерки о реконструкции прошлого", 2000), "Imágenes de la patria a través de los siglos" ("Образы родины на протяжении веков", 2005). Итоги размышлений о развитии и функциях исторической науки были впоследствии обобщены в популярной книге "La función social de la historia" (2012). На эту тему он много выступает на телевидении, потом в зарождающихся интернет-медиа и становится одним из важнейших публичных интеллектуалов Мексики рубежа XX-XXI веков.

Энрике Флорескано (1937-2023)
Энрике Флорескано в 2015 г. (фото газеты "Ла Хорнада").

Параллельно с сюжетами исторической памяти в мексиканской истории Энрике Флорескано начинает интересоваться аналогичными темами в истории доиспанской. Его интересует связь дискурсов власти, мифологии, исторической памяти и коллективных идентичностей в культурах Мезоамерике. По этой теме он пишет несколько важных работ "El mito de Quetzalcóatl" ("Миф о Кецалькоатле", 1993), "Memoria indígena" ("Индейская память", 1999), "Quetzalcóatl y los mitos fundadores de Mesoamérica" ("Кецалькоатль и мифы об основании в Мезоамерике", 2004), "Los orígenes del poder en Mesoamérica" ("Истоки власти в Мезоамерике", 2009) "¿Cómo se hace un dios? Creación y recreación de los dioses en Mesoamérica" ("Как создается бог? Создание и пересоздание богов в Мезоамерике", 2016). В этой связи его очень заинтересовали работы Ю.В. Кнорозова, с которым он познакомился в Мексике в 1990-е годы, и он всегда выскащывался об исследованиях Кнорозова с глубоким восхищением и уважением.

Энрике Флорескано (1937-2023)
Энрике Флорескано комментирует дискуссию между Ю.В. Кнорозовым и Э. Томпсоном. Кадр из документального фильма "Кнорозов: Дешифровка письменности майя" (режиссер Тиахога Руге, Мексика, 1999).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По Херсону за вчера-позавчера исписаны простыни текстов и вывалены часы видеороликов. Всего не охватить, да и не надо. Каждый тянет одеяло на свою теорию, ощупывая деталь слона с завязанными глазами. Или заказ спонсоров отрабатывает. Михаил Онуфриенко поначалу высказался эмоционально, ...
Растущих капиталистов народник считал «пройдохами», которые «пристегиваются к жизни». Однако барахтаясь на поверхности различных тарифов, податей, переделов, корректировок, улучшений и т. п., «народник не может видеть у нового класса глубоких корней в русских производственных ...
(с) Сергей Варшавчик Дорога была тяжелой. (с) Сергей ...
и я погружаюсь в мир бытовой технике для дома)))) жанна мне все уши прожжужала по йогуртницу , типа надо надо оооооо йогурт дома? что серьёзно??? я вот купила новый пылесос сопли сосать))))) люблю пылесосы.. у меня две собаки ж)) йогуртницы зырю теперь) бутербродница!!! Вот о чем я ...
Я все понимаю. Власти правильно решили пересадить автомобилистов на общественный транспорт, и таким образом решить проблему пробок. Я тоже готов не пользоваться в будние дни автомобилем. Но... Как они собираются решать проблему пробок в метро?! К ...