Энрике Флорескано (1937-2023)

топ 100 блогов maoist07.03.2023 Старая гвардия историков уходит не только в России, но и в Мексике. Вчера, 6 марта скончался один из крупнейших мексиканских историков второй половины ХХ века Энрике Флорескано.

Энрике Флорескано (1937-2023)
Энрике Флорескано в 1980-е годы (фото газеты "Ла Хорнада")

Энрике Федерико Флорескано Майет родился в штате Веракрус в 1937 г. Обучался в Веракрусском университете праву, а с 1958 г. параллельно заинтересовался историей. После окончания университета (1960) он учился в магистратуре в Колехио Мехико (1962-1964) - важнейшем историческом учебном заведении столицы, а затем отправился во Францию, где в 1965-1967 гг. писал докторскую диссертацию в Практической школе высших исследований под руководством работавшего там итальянского историка Руджеро Романо (1923-2002). Флорескано был частью формировавшейся тогда в Мексике под влиянием французской историографии новой экономической истории. Его диссертация "Le prix du maïs au Mexico, 1708-1813" ("Цены на маис в Мексике, 1708-1813") была посвящена проблеме развития новоиспанской экономики в последний век существования вице-королевства.

Вернувшись на родину, Флорескано стал преподавать в Колехио Мехико, продолжая свои занятия экономической историей. В 1969 г. на основе его диссертации вышла книга "Precios del maíz y crisis agrícolas en México, 1708-1810" ("Цены на маис и аграрные кризисы в Мексике, 1708-1810"), посвященная проблеме предпосылок кризиса, охватившего Новую Испанию накануне Войны за независимость. Как всякий сторонник "соцэка" автор полагал, что важнейшим фактором волнений в начале XIX в. был экономический кризис. Он показал, что восстание Мигеля Идальго, с которого началась многолетняя борьба за независимость Мексики, пришлось на период высоких цен на маис, усугубившихся засухой. В 1970-1973 он был редактором журнала "Мексиканская история", которые в те годы стал важнейшей площадкой для обсуждения экономической истории.

С 1971 г. он начал работать в Национальном институте антропологии и истории (INAH). Он возглавил департамент (затем дирекцию) исторических исследований и провел одну из наиболее серьезных реформ в сфере исторических исследований. Раньше сотрудники INAH занимались своими темами и просто публиковались, Флорескано же ввел основанную на европейском опыте систему регулярных исследовательских семинаров. Это сразу же привело к появлению большого числа новых публикаций и способствовало сплочению корпорации профессиональных историков Мексики. С 1982 по 1988 Флорескано был директором INAH, а с 1988 стал координатором исторических проектов Национальной комиссии культуры и искусств, координировавшей все исследования в этих областях в стране, и несмотря на различные административные реформы занимался этими сюжетами до 2018 г.

На протяжении 1970-х гг. Флорескано продолжал заниматься экономической и демографической историей и опубликовал несколько важных монографий - "Estructuras y problemas agrarios de México, 1500-1821" ("Аграрные структуры и проблемы Мексики, 1500-1821; 1971), "Origen y desarrollo de los problemas agrarios de México 1500-1821" ("Происхождение и развитие аграрных проблем Мексики, 1500-1821"; 1976) и "Ensayos sobre la historia de las epidemias en México" ("Очерки по истории эпидемий в Мексике"; 1980). В 1980-е гг. занялся проблемами историографии (книги "El poder y la lucha por el poder en la historiografía mexicana" ("Власть и борьба за власть в мексиканской историографии", 1980; "Historiográfica de México" (отв. ред., 1988). Он выступает как яркий популяризатор идей французкой "новой исторической науки" в Мексике.

В 1990-е годы Флорескано обращается к новой проблематике - историческая память и национальные символы Мексики и пишет книги "Etnia, estado y nación, ensayos sobre las identidades colectivas de México" ("Этнос, государство и нация: Очерки коллективных идентичностях Мексики", 1997), "La historia y el historiador" ("История и историк", 1997), "Memoria mexicana, ensayos sobre la reconstrucción del pasado" ("Мексиканская память: Очерки о реконструкции прошлого", 2000), "Imágenes de la patria a través de los siglos" ("Образы родины на протяжении веков", 2005). Итоги размышлений о развитии и функциях исторической науки были впоследствии обобщены в популярной книге "La función social de la historia" (2012). На эту тему он много выступает на телевидении, потом в зарождающихся интернет-медиа и становится одним из важнейших публичных интеллектуалов Мексики рубежа XX-XXI веков.

Энрике Флорескано (1937-2023)
Энрике Флорескано в 2015 г. (фото газеты "Ла Хорнада").

Параллельно с сюжетами исторической памяти в мексиканской истории Энрике Флорескано начинает интересоваться аналогичными темами в истории доиспанской. Его интересует связь дискурсов власти, мифологии, исторической памяти и коллективных идентичностей в культурах Мезоамерике. По этой теме он пишет несколько важных работ "El mito de Quetzalcóatl" ("Миф о Кецалькоатле", 1993), "Memoria indígena" ("Индейская память", 1999), "Quetzalcóatl y los mitos fundadores de Mesoamérica" ("Кецалькоатль и мифы об основании в Мезоамерике", 2004), "Los orígenes del poder en Mesoamérica" ("Истоки власти в Мезоамерике", 2009) "¿Cómo se hace un dios? Creación y recreación de los dioses en Mesoamérica" ("Как создается бог? Создание и пересоздание богов в Мезоамерике", 2016). В этой связи его очень заинтересовали работы Ю.В. Кнорозова, с которым он познакомился в Мексике в 1990-е годы, и он всегда выскащывался об исследованиях Кнорозова с глубоким восхищением и уважением.

Энрике Флорескано (1937-2023)
Энрике Флорескано комментирует дискуссию между Ю.В. Кнорозовым и Э. Томпсоном. Кадр из документального фильма "Кнорозов: Дешифровка письменности майя" (режиссер Тиахога Руге, Мексика, 1999).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Речь в эссе пойдёт о событиях на Украине, которые всколыхнули все слои общества  её ближайших соседей и уже не в первый раз. Действительно, зрелище просто потрясающее! Бьют палками, камнями и чем  нипопадя, стреляют фейверками и катапультами, поджигают живьём защитников порядка, которые ...
«Мама моего друга всю свою жизнь придерживалась здорового питания. Никогда не употребляла алкоголь или какую-то «плохую» пищу, каждый день занималась физическими упражнениями, всегда была подвижной и активной, принимала все добавки, которые прописывал её врач, никогда не выходила на сол ...
Самое высокое чувство на свете – это любовь мужчины к женщине. Именно мужчины. И именно к женщине. В нем – работа души на износ, такая, что даже любовь матери к ребенку сосет, ибо в материнстве многое построено на причинно-следственных связях и ...
Говорят же типа жывтоне похожи на своих хозяев или наоборот. Ну, хуй знает. По моему нихуя не похожи. Кевин Гинадий Или так про характер говорят? ...
Так выглядит украинская "фашистская диктатура" в действии. Коллаборанты с коммунистической символикой преспокойно собираются в центре Киева и проводят свои акции без всяких препятствий. Никто даже тухлым яйцом в них не бросил, что лично я считаю большим упущением. Украина иногда все же быв ...