Энеолитическое кладбище в Хвалынске на Волге
andvari5 — 14.04.2022
Навершие скипетра.Камень. Погребение
у с. Криволучье-Ивановка, Красноармейский район. Раскопки
В.В.Гольмстен, 1931 г. Энеолит, хвалынская культура, первая
половина V тыс. до н.э.
"The Eneolithic cemetery at Khvalynsk on the Volga River"
- так называется статья, вышедшая 23 марта в
журнале Praehistorische Zeitschrift.
Статьи, к сожалению, в открытом доступе пока нет. Но кое-какая
информация есть. Хочу сохранить название и ссылку. Ну и посмотрим,
что предлагается для изучения.
"Генетически подтвержденные миграции в третьем тысячелетии до
нашей эры сделали вопрос о происхождении и характере ямной культуры
широко актуальным для всей северной Евразии. Но ни один из ключевых
археологических памятников, наиболее важных для понимания эволюции
ямной культуры, не опубликован на западных языках. К таким ключевым
памятникам относится Хвалынский могильник V тыс. до н.э. в
средневолжских степях. Когда в 1977–1979 годах была обнаружена
первая часть энеолитического кладбища (Хвалынск I), могилы
демонстрировали многие материальные и ритуальные черты, которые
были быстро признаны схожими и, вероятно, предковыми ямным обычаям,
но без ямных курганов. С открытием второго могильника (Хвалынский
II) в 120 м южнее в 1987–1988 гг. Хвалынск стал крупнейшим
раскопанным энеолитическим могильником в донско-волжско-уральских
степях (201 зарегистрированная могила), датируемым примерно
4500–4300 годами до нашей эры. Здесь самый большой в степях
комплекс меди V тыс. до н.э. (373 предмета) и самый большой
комплекс принесенных в жертву домашних животных (не менее 106
овец-коз, 29 голов крупного рогатого скота и 16 лошадей); и здесь
найдено четыре полированных каменных булавы из хорошо
задокументированных могил. Человеческие скелеты были тщательно
отобраны на предмет древней ДНК, которая является основой для
анализа семейных отношений. В настоящем отчете собрана информация
из соответствующих русскоязычных изданий и от археологов,
проводивших раскопки, двое из которых являются соавторами, об
истории раскопок, радиоуглеродных датировках, находках меди,
жертвоприношениях домашних животных, полированных каменных булавах,
генетических и исследования скелета, и взаимоотношения с другими
степными культурами, а также с земледельческими культурами
Северного Кавказа (Свободное-Мешоко) и Юго-Восточной Европы (Варна
и Кукутень-Триполье B1). Хвалынск описывается как слившаяся
культура, интегрирующая и сочетающая северные и южные элементы,
гибрид, который можно распознать генетически, в антропологических
типах, в обмениваемых артефактах и в социальных сегментах внутри
кладбища. Каменные булавы символизировали объединение и интеграцию
социально определенных сегментов в Хвалынске."
Дэвид В. Энтони, А.А. Хохлов, С.А. Агапов, Д.С. Агапов, Р.
Шультинг, И. Олальде и Д. Райх
The Eneolithic cemetery at Khvalynsk on the Volga River
https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/pz-2022-2034/html
А теперь стоит рассмотреть, что же просочилось в сеть?
Вот, например, такой отрывок:
"...Хвалынское население генетически смешано между северным
и южным предками, что в целом согласуется с интерпретацией Хохлова,
основанной на краниологических данных. Северный тип, восточные
охотники-собиратели (EHG), развивался в северной Евразии; а
южный тип, обозначенный как кавказские охотники-собиратели
(CHG), был определен первоначально мезолитическими и
ранненеолитическими жителями Грузии и западного Ирана. Оба
обозначения - EHG и CHG - сначала применялись к
охотникам-собирателям, но затем были распространены на генетически
схожих людей, независимо от их хозяйства. Ванг и др. признали, что
предки EHG и CHG, как Хвалынск, были общими для
энеолитических индивидов на стоянках Прогресс-2 (рис. 16) и
Вонючка-1 (также известной как Константиновский-1) в степях
Северного Кавказа. Они датируются 4336-4173 calBCE
(5397±28BP/MAMS-110563); и 4233-4047 calBCE
(5304±25BP/MAMS-11210).
Мы не знаем ближайшего источника популяции CHG,
которая смешалась с EHG, чтобы создать типичную картину
генетического происхождения Хвалынск/Прогресс-2. Но она должна была
отделиться от других популяций CHG на Кавказе и в западном
Иране примерно до 6500-6000 лет до н.э., потому что после этой даты
популяции CHG на Кавказе и в западном Иране стали
смешиваться с анатолийскими фермерами (AF). К 4700 году до
н.э., когда первые земледельцы мигрировали из Грузии через западные
горы Северного Кавказа и заняли места на северной стороне
Северо-Кавказского хребта, такие как Мешоко и Свободное, они имели
до 50% предков AF. У степной популяции Прогресс-2/Хвалынск
не было предков AF, поэтому они не обменивались с
земледельцами Мешоко, хотя археология показывает, что они
обменивались материальными ценностями (см. раздел "Медь"
выше).
В литературе подревним ДНК "степное происхождение" -
это фраза, используемая со времен Аллентофта и др. и Хаака и др.
для обозначения типичного ямного паттерна генетического
происхождения. Основными компонентами степного происхождения были
EHG и CHG, каждый в устойчивых пропорциях, как в
Хвалынске, хотя часто с большим количеством CHG, чем в
популяции Хвалынск/Прогресс-2, с добавлением компонента
анатолийского фермерского (AF) происхождения (5-15 %),
который отсутствовал в популяциях Хвалынск/Прогресс-2. Кроме того,
сеть брачных контактов Хвалынск/Прогресс-2 еще не дала мутаций
Y-гаплогруппы, которые были прямыми предками типичной ямной формы
R1b (R-Z2103). Форма R-V1636 R1b, найденная у
мужчин в Хвалынске, Екатериновском Мысе, Бережновке II и
Прогрессе-2, идентифицирует ветвь, отделившуюся от ямной
ветви R-Z2103 (yfull.com). Эта ветвь полностью отсутствует у
отобранных энеолитических мужчин из степей и впервые появляется у
ямных мужчин."
Если разжевать по простому, то люди хвалынской культуры - это
продукт смешения двух крупных массивов древних людей. Один обитал в
Восточной Европе и на Урале, его так и назвали - восточные
охотники-собиратели (EHG). Второй найден у древних людей в
Грузии и Западном Иране. Он назван кавказскими охотниками
(CHG). Две эти группы смешались в Южной России и Поволжье,
образовав генетическую основу хвалынцев (EHG+CHG) и не
только их (как пример - люди из Предкавказья).
Хотя хвалынскую культуру многие исследователи считали предковой для
ямников, генетически они отличаются. У ямников тоже есть и EHG и
CHG, причем CHG больше. Но зато у ямников есть и наследие первых
земледельцев из Анатолии (AF). Уже это говорит о том, что прямой
преемственности между хвалынцами и ямниками нет. Нет ее также
и при рассмотрении однородительских маркеров. Например, у хвалынцев
отмечена гаплогруппа R1b, как и у ямников, но другой субклад,
ямного Z2103 так не обнаружено.
Пример распределения компонентов ямного генофонда.
А вот еще один интересный отрывок.
"...Энеолитические популяции вокруг Днепровских порогов еще
больше отличались от Ямной. Все отобранные образцы представляли
собой смешение EHG (преимущественно) и западноевропейских
охотников-собирателей (WHG), аналогично мезолитическим
популяциям Железных Ворот. Среди 30 опубликованных индивидов из
трех неолитических и энеолитических могильников (Дереевка-1,
Вильняка и Вовниги) в долине реки Днепр, датированных 5200-4400 гг.
до н.э. и отнесенных к днепро-донецкой культуре, было несколько
индивидов с незначительным (<10%) происхождением CHG, но
у большинства его не было. Популяции Хвалынска/Прогресс-2 имели
значительное число предков CHG, но не имели предков
WHG, что повсеместно встречается в популяциях долины Днепра.
Это указывает на то, что днепро-донецкая брачная сеть не
распространялась ни на восток до Волги, ни на запад до кришских и
ранних трипольских земледельцев, чьи предки были типичными
европейскими земледельцами (AF или EEF).
Днепровско-донецкие люди, по-видимому, были эндогамным населением,
сосредоточенным на богатых ресурсах Днепровских притоков. Их
значительное происхождение от WHG, почти отсутствующее у
ямных индивидов, исключает возможность того, что они были основным
источником для ямников. Культура Среднего Стога сменила и заменила
днепро-донецкую культуру в степных районах Днепра и в степях
Украины, начиная примерно с 4500-4300 гг. до н.э. и заканчивая в
конце четвертого тысячелетия до н.э. появлением ямной культуры.
Неопубликованные геномы мужчин Среднего Стога демонстрируют
"коктейль" примесей с теми же основными элементами, что и ямников
(EHG, CHG и AF). Компонент CHG и
EHG был похож на Хвалынск/Прогресс-2, что говорит о
восточном происхождении по крайней мере части популяции Среднего
Стога, а компонент AF мог произойти от ранних майкопских или
трипольских групп. Средний Стог привнес в украинские степи новые
погребальные обычаи (хвалынская или "ямная" поза), типы керамики (с
раковиной, как в Хвалынске) и экономику (большое количество
костей лошади), которые появились ранее на Волге. На протяжении
десятилетий Средний Стог признавался энеолитическим предком ямной
культуры, на которую оказали влияние поздняя хвалынская, ранняя
майкопская, трипольская и варненская культуры. Но ни R1b Z-2108, ни
его ближайшие предковые формы не обнаружены среди отобранных мужчин
Среднего Стога, большинство из которых принадлежали к гаплогруппам
R1a или I, в отличие от мужчин Поволжья. В отобранных популяциях
Среднего Стога были люди, аутосомно похожие на ямную за тысячелетие
до появления ямной культуры."
А вот, кстати, Y-гаплогруппы хвалынских мужчин.
Вот еще интересная цитата:
"Хвалынск был исключительно большим могильником середины и
конца пятого тысячелетия (4500-4300 гг. до н.э. по датам на костях
наземных животных), который использовался неоднородным, смешанным
населением. Краниологические измерения и генетическое происхождение
указывают на смешение северного (лесная зона, EHG) и южного
(Нижний Дон-Кавказ, CHG) компонентов населения. Смешанное
хвалынское население демонстрировало значительное генетическое и
семейное разнообразие. Похоже, что оно было центральным местом для
ритуальной интеграции и объединения населения, которое обычно жило
рассеянно вверх и вниз по Волге в изотопно различных водосборных
бассейнах. По крайней мере, одна женщина, похороненная в Хлопковом
Бугре, в 130 км к югу по Волге, была родственницей 2-й степени
(бабушкой или двоюродной бабушкой) мужчины из желтой семьи,
похороненного в Хвалынске, но кладбище в Хвалынске было в десять
раз больше, чем в Хлопковом Бугре.
Использование в погребальных жертвоприношениях в Хвалынске
исключительно домашнего скота, овец, коз и лошадей свидетельствует
о принятии новых религиозных представлений о желаниях богов и
предков, которые теперь могли быть удовлетворены только
жертвоприношением домашних животных (в том числе и лошадей). О
ранней фазе эволюции этого культа могут свидетельствовать
немногочисленные жертвоприношения овец, коз и лошадей на более
древних кладбищах в Екатериновском Мысе и связанном с ним городище
Съезжее около 4700-4500 гг. до н.э. Около 4500 г. до н.э. появились
новые жертвоприношения.
Около 4500 года до н.э. новые системы обмена на большие
расстояния связали Хвалынск с Балканами эпохи Варны. Импортируемый
медный металл начал поступать в социальный и политический мир
степных обществ. Эти два новых импорта, медные украшения и
одомашненные животные, дали амбициозным семьям Хвалынска,
"агграндизаторам" в терминах Хайдена[156], два различных вида
средств повышения статуса, которые можно было использовать для
создания альянсов в политическом контексте, включавшем войны и
захват человеческих трофеев. Импортная медь потреблялась
индивидуально, что повышало индивидуальный статус; в то время как
выращенные на месте пиршественные животные потреблялись
сообща, что повышало групповую солидарность и щедрость хозяев.
После смерти люди, носившие медные украшения, обычно не приносили в
жертву животных, а люди, приносившие животных в жертву в могиле,
обычно не носили медных украшений, что свидетельствует о наличии
отдельных социальных сегментов, отмеченных двумя новыми факторами
повышения статуса. Булавы из полированного камня использовались в
Хвалынске для идентификации единственных взрослых мужчин, которые
принадлежали одновременно к обоим сегментам (пользователи меди и
получатели жертвоприношений), что, вероятно, символизировало
объединение обоих сегментов. Эти булавы, похоже, сигнализируют о
появлении иерархии в эпоху энеолита, но их булавы также
символизировали союз и согласие по крайней мере двух социальных
сегментов принять одного взрослого мужчину в качестве их общего
представителя.
Хвалынск можно рассматривать как "коалесцентную культуру",
культуру, возникшую в результате интеграции культурных компонентов,
которые изначально были географически (север-юг), генетически
(EHG-CHG) и культурно различными. Коалесценция отличается от
концепции гибридности, разработанной в постколониальных
исследованиях[157], тем, что коалесценция фокусируется на гибридных
сообществах и институтах наведения мостов, а не на индивидуальном
агентстве и изменчивости. Модель коалесцентного сообщества,
первоначально разработанная для характеристики мультиэтнических
обществ коренных народов на юго-востоке США после контакта[158],
была пересмотрена, чтобы обеспечить объяснительную основу для
драматических миграций и реорганизации сообществ в конце
тринадцатого и четырнадцатого веков на юго-западе США[159] и в Лиге
ирокезов[160]. (...) Аналогичным образом, в Хвалынске мы наблюдаем
появление новых погребальных ритуалов, в которых одомашненные
млекопитающие были обязательным средством для церемоний социального
меньшинства, которое, очевидно, распределяло погребальные пиры
среди сотен скорбящих. Этот новый набор ритуалов и праздников мог
поддерживать региональную метаидентичность, которая преодолевала
разделение, основанное на местном родстве и совместном проживании.
Хвалынск II мог даже стать местом захоронения новой мужской
общности, состоящей из нескольких поколений, что является примером
сближающего института.
Новые религиозные идеи и ритуалы в Хвалынске можно
рассматривать как элементы создания новой метаидентичности,
объединившей ранее разрозненное население Волго-Донско-Кавказских
степей. Жертвоприношения одомашненных животных продолжались и в
Ямной период, опять же среди меньшинства, поскольку только около 15
% ямных могил содержат жертвоприношения животных[163]. Если Ямная
принимается в качестве материального коррелята поздних
протоиндоевропейских языков, то новая религия, указанная в
Хвалынске, была важным предком индоевропейских религиозных идей.
Первый индоевропейский архетип жреца-фигуры принес в жертву
божественную корову, из которой был сотворен мир, а индоевропейский
архетип воина-героя победил змея, который заточил божественных
коров (или текущую воду, в некоторых версиях)[164].
Жертвоприношение одомашненных животных лежало в основе
индоевропейских религиозных идей. Другие интегративные институты,
вероятно, были добавлены к этим ритуалам по мере того, как степные
культуры энеолита проходили через фазу коалесценции и становились
гибридным культурным фоном для культуры Ямная."
Про пиршественных животных занятно. Если помните, то меня
тоже посещали такие мысли, когда писал про диету в степном энеолите.
Вероятно, скотоводство в то время было "престижной технологией", а
не насущной необходимостью.
Плюс в этой статье есть интересные таблички с данными по стабильным
изотопам. Судя по цифрам, они подтверждают прошлые исследования,
относя хвалынцев к интенсивным "рыбоедам". Может, когда-нибудь
дойдут руки поместить эти значения на мою самодельную табличку
распределения изотопов для большей наглядности. А пока пусть тут
повисит.