Эмоциональный труд психоаналитика
marigranula — 22.03.2023 Сперва две истории:1.В одной интересной статье исследуются бои без правил. Это такие бои, где маньячного вида мужики иногда без ничего, иногда с дубьем и бензопилой, выпрыгивают на арену, и осыпая проклятиями друг друга, начинают драться, обещая при этом разорвать противника на мелкие кусочки. Что интересно, в реальности они только создают видимость драки, а на самом деле они стараются не причинять друг другу увечий: с тем, кто причинит травму партнеру-противнику, никто не захочет в будущем драться, и он не сможет больше выступать. Автор статьи называет это экстремальным примером эмоционального труда [*]: борцы демонстрируют публике максимальную степень ненависти к партнеру и готовность перемолоть партнера на фарш, при этом стараясь не причинить партнеру вреда.
2.Есть психоаналитик и пациент, уже много лет в терапии. Обсуждая избрание Обамы на должность президента, пациент сказал, что "его бесит, что ниггер въехал в белый дом". На психоаналитика (белую) это высказывание произвело глубочайшее впечатление, ее отношение к пациенту поменялась в худшую сторону. Обсуждая нанесенную ей словами пациента травму [**] со своим супервайзером, они подумали, что это было выражением скрытой агрессии со стороны пациента, ну вроде как на сессии, пациент думает не о себе, а о том, что психоаналитик почувствует, услышав слово "ниггер". После этого психоаналитику стало легче.
Разве что ленивый не критикует сейчас психоанализ за отсутствие какой-либо вразумительной эмпирической базы и за, по выражению Поппера, нефальсифицируемость. А я вот подумал, что такая ситуация могла возникнуть из-за того, что многие психоаналитические концепции направлены не на решение проблем пациента, а на решение проблем психоаналитика.
Одно из основных требований к терапевтической сессии - это безопасность для пациента выражать на встрече любые мысли и чувства, что психоаналитик не будет ни на что реагировать негативным образом [***]. Но ведь психоаналитик - тоже человек, и он должен, не подавая вида, каким-то образом "переваривать" всю что может эмоционально его затрагивать во время встреч, то есть как и борец из первого примера активно заниматься эмоциональным трудом (но гораздо больше времени чем борцы). И вот, психоаналитические теории должны помочь психоаналитику рационализировать эмоционально-трогающие высказывания пациента. Например во втором примере, расизм пациента был представлен как скрытая агрессия, которую психоаналитику было переварить гораздо легче чем чисто аморальность пациента. По моему мнению, обсессия психоанализа с сексом была связана именно с крайним дискомфортом обсуждения сексуальных вопросов в более консервативные времена. Попросту говоря, психоаналитик должен был чувствовать себя достаточно комфортно, обсуждая сексуальные темы с пациентами, которые могли часто подниматься на встречах, потому что их негде было больше обсуждать. Мне кажется, что после тщательного изучения оральных и анальных стадий развития, психоаналитик был готов ко всему: подними пациент тему, что ему хочется сделать куннилингус шиншилле соседей, психоаналитик и глазом не моргнет.
То есть, психоаналитические теории направлены не только на описание психики человека, но и на рационализацию для психоаналитиков, призванную помочь им в эмоциональном труде на встречах с пациентом.
*Эмоциональный труд - это чувствовать одни эмоции но изображать другие.
** По меркам США, если психоаналитик была прогрессивной, это вполне может переживаться как серьезная травма, учитывая, что скорее всего психоаналитик за него и голосовала.
***И этим психотерапевтическая встреча отличается принципиально от пьянки с друзьями, так что излюбленные высказывания о том, что американец идет к психоаналитику, а русский - к друзьям, некорректны.
|
</> |