"Эмча" с апгрейдами

топ 100 блогов yuripasholok22.07.2020 К началу 1944 года окончательно назрел вопрос модернизации семейства Medium Tank M4. Еще с 1942 года начались опытные работы по установке 76-мм орудия M1 с баллистикой зенитки. Теоретически влезало, но внутри получалось чересчур тесно. Надо сказать, что уже потом именно такие конверсии появились, но американские военные избрали несколько иной путь. Дело в том, что с 1942 года началась работа по сменщику Medium Tank M4, причем шла она по нескольким направлениям. Как раз в 1943 году выяснилось, что и у сменщиков башня маловата, так что на свет появился Medium Tank T23, у которого появилась более просторная башня. В ней орудие M1 чувствовало себя свободно. Всё бы хорошо, даже серию из 250 танков заказали, вот только сам танк не получился. "Электровеник" был слишком сложным в обслуживании, а штатная ходовая от M4 была и вовсе не от большого ума. В общем Medium Tank T23 не получился, зато получилась его башня. Которая имела тот же диаметр погона, что и у M4.
Естественно, мимо такого счастья мимо проходить не стали. Уже в январе 1944 года были сданы первые Medium Tank M4A1(76)W, получившие "мокрую укладку", а также башни T23 (официально башня имела номер детали D82081). С марта 1944 года начался выпуск Medium Tank M4A3(76)W. Наконец, с мая 1944 года пошел выпуск Medium Tank M4A2(76)W. Последние машины предназначались для поставок в Советский Союз, первые из них оказались в СССР во второй половине сентября 1944 года. Между тем, работа над усовершенствованием Medium Tank M4 продолжались. Теперь был поднят вопрос о ходовой части. Она была уже слабоватой, поэтому еще с 1942 года рассматривались различные варианты модернизации ходовой части. Предлагалась свечная подвеска по типу Medium Tank T4, в 1944 году испытывалась торсионная подвеска. Но самой перспективной оказалась подвеска с горизонтальным расположением буферных пружин (HVSS, «horizontal volute spring suspension»). С 1942 года её продвигал Гарри Нокс, автор подвески VVSS. Первые образцы HVSS появились в 1942 году, а весной 1943 года появилась улучшенная конструкция, в которой пружины в качестве упругого элемента дополнил телескопический амортизатор.В конце марта 1944 года подвеска HVSS была одобрена для установки на все танки семейства M4. Поставили ее и на дизельный танк, который получил обозначение Medium Tank M4A2E8.

Новая подвеска оказалась очень кстати, поскольку боевая масса машины дошла уже до 33 тонн. Вместе с новой подвеской танк получал трак T66 шириной 584 мм, что заметно уменьшило удельное давление на грунт - до 0,71 кг/см2. Судя по имеющимся публикациям, новая подвеска была внедрена с декабря 1944 года, хотя скорее стоит говорить про январь 194 года. К тому моменту и башня прошла несколько ступеней эволюции. С октября 1944 года стала выпускаться новая башня - 7054366. Ее довольно легко отличить по тому, что заряжающий получил небольшой люк овальной формы. Кроме того, орудие получило двухкамерный дульный тормоз. Можно сказать, что это была последняя крупная эволюция данного танка.

Эмча с апгрейдами
Medium Tank M4A2E8, финальная эволюция дизельного "Шермана"

Выпуском M4A2E8 занималось два завода - Fisher Tank Division и Pressed Steel. Суммарно они выпускали по 400-500 машин в месяц, при этом переход на HVSS вообще никак не указывался в их контрактах. Зато его можно заметить по просадке объемов выпуска обоих заводов. Похоже, как раз в январе 1945 года, когда эта просадка произошла, и случились проблемы с резиной. Но далее производство рвануло вверх. А в марте 1945 года первые M4A2E8 доплыли до СССР. Всего же было выпущено 2915 дизельных танков с 76-мм пушкой, из них 2894 были построены на Fisher Tank Arsenal, а 21 — силами Pressed Steel Car Company. Надо сказать, что траки T66 продержались в производстве недолго. Их M4A2E8 получали только с января по март 1945 года, с марта 1945 года в серию пошли траки T80, имевшие резинометаллическую конструкцию. Почему произошла замена, стало ясно уже потом. С марта 1945 года (с машины под номером 64741) прекратили установку миномёта в крыше башни, а начиная с машины 64724 у танков появился чехол, который ставился на орудийную маску. Впрочем, в Советский Союз попали в основном танки как раз января-марта 1945 года.

Эмча с апгрейдами
M4A2E8 на испытаниях в СССР
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2932, л.2

По результатам испытаний на НИБТ Полигоне выяснилось, что средние скорости танка чуть снизились. Если средняя скорость чистого движения у M4A2(76)W составила 19,8 км/ч, а техническая — 19,2 км/ч, у M4A2E8 те же показатели составили 18 и 17,4 км/ч соответственно. Зато расход топлива немного снизился, отчасти за счет более высоких сцепных свойств траков T66. Более широкие гусеницы улучшили и проходимость танка. Кроме того, за счёт более мягкой подвески механик-водитель мог не сбрасывать скорость там, где подвеска VVSS работала не так хорошо и пропускала удары. Это тоже хорошо повлияло на проходимость. Особенно очевидной разница была на тяжелом бездорожье, где сцепные свойства и удельное давление были более важными. Одним словом, вердикт полигона насчет M4A2E8 был положительным. При этом поломок ходовой части не наблюдалось. Что несколько отличалось от того, что происходило в войсках.

Эмча с апгрейдами
Из частей быстро пошли жалобы на проблемы с ходовой частью.

Надо сказать, что всего M4A2E8 в СССР попало около 350 штук. Но их заметили, особенно ремонтники. В мае 1945 года разразился достаточно крупный скандал, связанный с прибывающими танками. Его причиной стало качество этих машин, а именно — ходовой части. Гусеничные ленты танков были собраны из траков трёх партий, одна из которых (с маркировкой D 80073 CC) имела очень высокий процент брака. Впервые это обнаружили в 16-м отдельном учебном танковом полку. Проверка, включавшая испытания танка с регистрационным номером U.S.A. 30122505, подтвердила проблемы с этими траками. В результате появился приказ о замене гусениц всех 177 прибывших на тот момент танков. Речь шла в первую очередь о переборке гусеничных лент и замене траков дефектной партии. Дополнительную головную боль принесли бандажи опорных катков. Помимо производственных дефектов, причиной были и траки T66, которые "жевали" резину. Собственно, поэтому и появился трак T80. К 23 июля 1945 года в составе 9 гвардейского механизированного корпуса имелось 84 M4A2E8. Эти машины оказались единственными танками данного типа, которые Красная армия использовала по назначению — правда, уже в ходе советско-японской войны. При этом участие 201-й танковой бригады в войне оказалось условным — она находилась в резерве.

Эмча с апгрейдами
Один из пяти английских Sherman IIIAY. Сейчас танк выглядит немного иначе.

На самом деле большая часть M4A2E8 в СССР не попала. 294 таких танка в 1946 году оказалось в канадской армии. А еще 5 танков попало англичанам. Один из них не так давно стал кинозвездой. Sherman IIIAY, так именовалась эта машина, снялась в роли танка Fury. Что таких танков у американцев не было, никто и не вспомнил, это лишь специалисты поймут. Ну а теперь он "звезда" танкового музея в Бовингтоне.

Статья по M4A2E8: https://warspot.ru/11856-novye-nogi-dlya-emchi

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Искала тебя ночами тёмными. В журналах, в кино, среди друзей. В день, когда нашла, с ума сошла. Ты совсем как во сне, Совсем как в альбомах, Где я рисовала тебя гуашью… Эта песня как нельзя лучше отражает мои отношения с северным сиянием. Я искала его ночами тёмными… Тёмными и ...
Можно сказать, что это такой своеобразный оскал шведского нейтралитета. Если серьезно, то сцена, подобная снятой в начале 50-х в Стокгольме, не являлась чем-то редким. Собственно, у шведов и шоссе нередко приспосабливались под взлетные полосы. ...
Прочитал в ФБ очередной стон от своего знакомца по поводу коллекторов – они позвонили в 7 утра его матери с требованием уплаты просроченного долга ее сына и напугали 75-летнюю старушку чуть не до смерти. Он в гневе. А я в очередной раз мысленно подивился: что ж это за профессия такая – ко ...
Други, на Кочара открыли магазин БИРБУРГ. Продают разливное пиво (10 сортов) на вынос. И закусь всякая пивная. Обнаружил случайно. Понравилось ...
мы уже привыкли гнать на церетели и прочих вучетичей, да и своих, отечественных у нас немерено иногда кажется, что не зря в древности не было музы изобразительного искусства, потому что живопись, скульптура и архитектура считались ремёслами я ...