Большая пушка для ИС
yuripasholok — 20.07.2020 20 июля 1943 года инженер-полковник С.А. Афонин подготовил большой доклад, посвященный перспективам развития советской бронетанковой техники. Базой для доклада стали первые выводы, сделанные по итогам оборонительного этапа боев на Курской дуге. Стратегически немцы битву проиграли, к моменту написания доклада фронт стал двигаться на запад. Вместе с тем, в ГБТУ КА прекрасно понимали, что немцы может и проиграли битву, но война совсем не закончена. Самое неприятное, что на Курской дуге дебютировали новые образцы немецкой бронетехники, часть из которых существенно превосходило советские аналоги. Причем применены они оказались в массовом порядке.К тому моменту на испытания вышли советские опытные танки Объект 237. Они стали ответом на появление у немцев тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Машина получилась весьма удачной, поэтому вопрос постановки ее на вооружение уже витал в воздухе. Разумеется, требовалось провести полный цикл испытаний, чтобы выявить надежность (а у предшественников с этим были большие проблемы), а также выявить наиболее удачное орудие. Оба орудия были сделаны на базе баллистики 85-мм зенитки 52-К. Так вот, уже в июле 1943 года стало ясно, что этого орудия маловато для поражения новейших образцов немецкой бронетехники. Прежде всего это касалось САУ Ferdinand и нового среднего танка Pz.Kpfw.Panhter. Поэтому Афонин в своём докладе предлагал установить на ИС орудие калибра 100-120 мм, при этом разработку орудия предлагалось передать ЦАКБ под руководством В.Г. Грабина.
Иногда этот доклад считается отравной точкой к созданию 122-мм орудия, известного как Д-25Т. Вот только товарищ Афонин в данном случае выступал в роли капитана Очевидности. Судя по всему, в ГБТУ КА были не в курсе, что КБ завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова уже работало над таким орудием. Зато про это точно знали в НКТП. Орудие, которое в конце сентября 1943 года установили в танк, известный как Объект 240, к 20 июля 1943 года уже существовало в виде эскизного проекта.
Появление будущей Д-25 было вполне логичным явлением. Дело в том, что на испытаниях обстрелом 122-мм корпусная пушка А-19 оказалась наиболее эффективным средством поражения Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Первое же попадание в башню, произведённое с дистанции в полтора километра, привело к отрыву куска брони 580×230 мм. Башню немецкого тяжёлого танка сорвало с погона и на 540 мм сдвинуло назад. Еще одним нюансом было то, что Петров изначально делал Д-5Т системой, которая позволяла поставить стволы разного калибра. В их числе были были 85-мм зенитка 52-К, 107-мм пушка М-60 (быстро исчезла из списка), 122-мм гаубица М-30, 122-мм пушка А-19 и 152-мм гаубица М-10. При этом Петров разрабатывал и новую корпусную пушку Д-2, которая базировалась на лафете гаубицы М-30 и имела иную, нежели у А-19, конструкцию ствола. То есть в списке стволов, которые накладывались на Д-5Т, была именно Д-2. А это, следует повторить, не А-19. Отличалась и труба, и длина ствола, также ставился дульный тормоз.
Д-25Т в исходном виде. Такой она была до первых стрельб на полигоне ЧКЗ
Уже 17 июля 1943 года был готов эскизный проект установки 122-мм орудия в башню ИС. Ведущим инженером машины, как и в случае с объектом 237, был Н.Ф. Шашмурин. Расчет Петрова вполне оправдался: расчеты показывали, что орудие вполне может вписаться в существующую башню Объекта 237. К сентябрю 1943 года проект завода №9 и завода №100 был официально одобрен, система получила обозначение Д-25 (Д-5 + Д-2). При этом танк, получивший обозначение Объект 240, фигурировал в постановлении ГКО №4043 от 4 сентября 1943 года «О производстве танков ИС». По сути к началу сентября орудие уже спроектировали. Но с самого начала появилась идея установить на Д-25 клиновой затвор. На орудии использовался поршневой затвор от А-19, который и на буксируемой системе позволял вести огонь со скоростью не более 3-4 выстрелов в минуту. Но на новый затвор требовалось время. Так что опытный образец был с затвором от А-19. Также он получил Т-образный дульный тормоз, с которым связан известный конфуз. Инженер-полковник Абрамов, исполнявший обязанности военпреда на заводе №9, в докладной записке сообщал, что в ходе испытаний произошла деформация дульного тормоза. 25 сентября систему отправили в Челябинск, а на заводе №9 закипела работа по проектированию нового дульного тормоза. Но в Челябинске про это не знали, там поставили орудие в танк, и при испытаниях стрельбой дульный тормоз раскололся. Осколками чуть не убило П.К. Ворошилова. Испытания временно прекратили, а на ходовые испытания Объект 240 пошел с чехлом на орудии.
Д-25 в том виде, какой ее приняли на вооружение. Стоит дульный тормоз типа "Фердинанд"
На заводе №9 спроектировали второй вариант дульного тормоза. Базировался он на конструкции дульного тормоза 8.8 cm Pak 43 L/71, а в переписке его так и называли - "типа Фердинанд". Именно этот дульный тормоз испытали на опытной Д-25Т. Несмотря на то, что по итогам испытаний обнаружилась трещина, в целом конструкция тормоза оказалась удачной. При испытаниях на скорострельность были получены результаты от 1 до 2 выстрелов в минуту (в зависимости от угла наклона орудия). Высокой оказалась кучность: она не уступала кучности А-19. Результаты по длине отката совпали с расчётными показателями. Вентиляция работала эффективно, что показали отдельные испытания. Несмотря на габариты орудия, по итогам башню почти не пришлось переделывать. На серийном танке немного изменилось положение вентилятора, а место командира сместили чуть влево, поэтому на левом борту башни появился небольшой выступ под командирскую башенку. 31 октября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4479сс «О тяжёлом танке ИС-2 со 122-мм пушкой». Таким образом идея с Д-25Т оказалась верной.
Одна из немногих фотографий серийной Д-25Т с поршневым затвором.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8433195
Выпуск Д-25Т с поршневым затвором оказался недолгим. Было очевидно, что клиновой затвор крайне необходим. Помимо всего прочего, поршневой затвор открывался вправо, что делало заряжание еще более неудобным. Поэтому работы по Д-25Т с клиновым затвором не стали откладывать в долгий ящик. Первые два ствола Д-25 с клиновым затвором были изготовлены к 1 января 1944 года. Также разработали новый дульный тормоз, похожий на тот, что еще осенью 1942 года Петров предполагал ставить на будущую Д-2 (всего же за всё время было создано 8 типов дульного тормоза для Д-25). С февраля 1944 года орудие с клиновым затвором и новым дульным тормозом стали ставить на ИС-2. Что же касается орудий с поршневым затвором, то их выпустили всего 106 штук, это можно легко посчитать по числу полученных с завода №172 казенных частей. Их на заводе №9 не выпускали. А вот орудие с клиновым затвором уже полностью производилось в Свердловске.
Статья по Объекту 240: https://warspot.ru/11233-is-s-tyazhyolym-vooruzheniem
|
</> |