Елизаров Михаил роман «Библиотекарь» или свет, что не померкнет.

топ 100 блогов sleepyxoma10.11.2023
Елизаров Михаил роман «Библиотекарь» или свет, что не померкнет.

Итак, дорогие мои читатели. Сегодняшний обзор будет необычным, потому как мы станем говорить не о хрючеве писеве, как мне рекомендовала очередная реклама очередного шЫдевра очередного АТ-шного топа, а о том, что можно назвать Литературой. Настоящей. Современной. От отечественного автора. От которой не хочется выйти в окно.

И моё знакомство с этой самой Литературой оказалось на удивление странным.

Где-то в конце августа я увидел трейлер нового отечественного сериала под названием «Библиотекарь», занёс его в список на посмотреть, а буквально через пару дней обмолвился об этом в разговоре с приятелем.

А тот такой: «а, это ж по книге Елизарова».

И ваш покорный слуга знатно офигел. Понимаете, я знаю, кто такой Елизаров – это едва ли не лучший бард постсоветского пространства, автор таких шедевров, как «Красин»:

"Сталинский костюм":

И, конечно же, «Советская»:

Но на этом как бы и всё.

А оказалось, что он ещё и книги пишет. Увы, сразу же прикоснуться к творчеству автора не вышло, время нашлось относительно недавно. Я прочёл роман «Библиотекарь», за который Елизаров получил аж целого Букера в далёком 2007-м году, и теперь хочу сказать пару слов о нём.

Капелька сюжета

Тот, кому суждено быть повешенным,

должен молиться на свою верёвку и причащаться кусочком мыла,

потому что, если он вздумает утопиться,

он будет тонуть так, что не приведи Господи.

Простой украинский парень Алексей Вяземцев, родившийся в СССР, но выросший уже на Украине, получает наследство от дяди – неплохую квартиру в России.

Ему реально нужны были деньги, да и не хотелось сидеть на шее родных, а потому Алексей решился на судьбоносный переезд.

Он всего лишь планировал продать жилплощадь, но очень быстро оказался втянут в водоворот безумных и страшных событий, которые затянули нашего героя и утянули на дно. В местное Задверье, Сумрак, называйте как хотите. В реальность, где существуют читальни и где люди убивают друг друга за книги давно умершего писателя-неудачника.

Книги, которые способны наделить сверхчеловеческими способностями.

Книги, позволяющие справиться с жизненными тяготами.

Книги, дающие цель жизни.

Книги, раскрывающие Смысл.

Мир

Ребёнок-скальд воспевал подвиг и смерть.

Дискант нисколько не умалял жертвенной отваги юного голоса,

наоборот, наполнял его незамутнённым чистым звоном,

и перед глазами вставали величественные картины Советской Валгаллы.

Смерть одновременно была парадом на Красной площади

и вечным боем у разъезда Дубосеково, бронзой, мрамором, огнём.

Что ж, у нас тут что-то имеется что-то вроде городского фэнтези в антураже поздних девяностых – ранних нулевых (действие романа происходит в 2001-м году).

Стало быть, есть обычная Россия, а в ней обитают люди, приобщившиеся к ТАЙНЕ и тщательно оберегающие свои знания.

У нас тут есть намёк на городскую фэнтезю, как у того же Лукьяненко, а потому автор отлично прописал реалии указанного выше исторического периода. Так хорошо, что аж олдскулы свело.

Я, конечно, помоложе буду, но тоже помню все те милы мелочи родом из девяностых, которых больше уже никогда не будет.

За пределами же хомячьих олдскул и небольшой дольки фэнтезятины у нас вполне себе релевантное отображение действительности, а магическая часть не то, чтобы прям так обширна и велика.

Так что про «реальный» мир особо-то и не поболтаешь, при всём желании.

Но можно кое-что рассказать про тайную реальность.

Итак, все, кто узнал правду о Книгах, объединяются в читальни, во главе каждой стоит библиотекарь. Те, кто открыли тайну раньше других – их было трое, рулят крупнейшими организациями.

Как бы над ними всеми стоит Совет (фактически подчинённый именно что первым библиотекарям, да и то не всем), который следит за соблюдением законов, сбором налогов, использованием Книг, и, что особенно важно, местным аналогом маскарада, нарушать который категорически запрещено.

На момент событий романа происходит постепенное укрупнение читален, когда маленькие группы так или иначе, но пропадают с радаров, либо перебираясь под крыло серьёзных организаций, либо погибая, либо теряя Книгу и распадаясь (читатели после этого либо идут на поклон к большим мальчикам, либо перебираются в какую-нибудь свободную читальню, либо становятся местными кочевниками и колесят по стране в надежде любым способом заполучить вожделенную книгу).

Отмечу один важный момент. Все драки читателей проводятся на холодном оружии, а потому сильно напоминают средневековые баталии. Это – общая договорённость, нарушать которую не смеют даже самые невменяемые отмрозки.

Огнестрел под запретом.

И хватит о мире. Думаю, нужно поговорить немного про книги.

Магия и боги

Две Книги Памяти и квартира в центре Саратова

были обменены на опасную Книгу Ярости «Дорогами труда»,

способную пробудить состояние боевого транса

даже в самом робком сердце.

С богами тут всё… неоднозначно. Пожалуй, давайте оставим эту тему за скобками. Те, кто прочли (или прочтут), поймут, о чём речь.

А вот с магией всё интересно.

Итак, есть семь книг, дарующих сверхчеловеческие возможности: Книга Памяти, Книга Радости, Книга Силы, Книга Ярости, Книга Терпения, Книга Власти и, главная – Книга Смысла.

Книга Памяти улучшает, собственно, память, но также и дарует светлые детские воспоминания. Реальные ли, вымышленные ли, неважно.

Книга Радости позволяет пережить эйфорию, по сравнению с которой наркотический приход – фигня.

Книга Терпения работает лучше любой анестезии, позволяя даже самые страшные раны переносить без стона и вопля боли.

Книга Силы восстанавливает физические кондиции индивида, но не только. Она может превратить маразматичную бабку в настоящую фурию, способную убить взрослого мужчину, вернуть ей разум, восстановить когнитивные способности.

Книга Ярости. Страшная книга. Она превращает человека в берсерка, не чувствующего боли и не знающего жалости.

Книга Власти. А эта книга даёт право повелевать другими. Превращает зачуханного чмошника в дипломата и душу компании. Делает так, что человек становится истинным лидером.

И возвышается над всеми ними Книга Смысла. Седьмая. Уникальная. Ненайденная.

Книга, дарующая СМЫСЛ.

Чему? Всему.

А вот что это за книги такие и откуда они взялись, я расскажу чуть ниже.

Персонажи

Стопка ксерокопий никогда не станет книгой семьдесят седьмого года выпуска.

В мире не существует средств и технологий, позволяющих превратить продукт двухтысячного года

в продукт, выпущенный в тысяча девятьсот семьдесят седьмом.

Героев в книге много. Причем как тех, что участвуют в повествовании, так и тех, что обозначаются через рассказы.

Что самое занятное, важны все. И отлично прописаны тоже все.

Но, естественно, особо рассказывать про них нельзя, потому как спойлеры, да и не так круто читать будет. Тут реально важен эффект новизны и вау-эффект.

А потому я скажу лишь о двух – о главном герое Алексее Вяземцеве и о человеке, который не разу не появился в сюжете, но влияющий на него больше, чем кто-либо – Дмитрии Громове, авторе Книг.

Начнём именно с Громова.

Фронтовик, потерял на войне руку, после 45-го нашёл себя в писательском деле. Увы, но был Громов классическим автором второсортных романчиков про надоение надоев, рациональную рационализацию, да героических героев.

Говоря проще, одним из тех бесчисленных, безымянных и безвестных, канувших в Лету авторов, чьи книжки в жанре «производственный роман» или «военная драма» стоят на полке в твоей квартире, дорогой читатель обзора (если тебе больше сорока), либо на полке твоих родителей (если меньше).

Советский Союз породил изрядное количество таких авторов и хоть писать все они умели так, что нынешние сетераторы удавились бы от зависти (я говорю о технической составляющей, если что), никто не остался в народной памяти.

Вот и Громов в мире «Библиотекаря» был таким же. Серой посредственностью, старательной, но лишённой искры дара. А потому, напечатали у него всего семь повестей, которые затем разошлись по библиотекам, тюрьмам, армейским частям и прочим кладбищам художественной макулатуры.

Более того, одну из его книг не видел вообще никто и никогда. Речь, конечно же, идёт о Книге Смысла. Почему так произошло? Сие есть тайна великая, а потому я промолчу.

Тем не менее, эта посредственность создала настоящее советское Чудо.

Но ладно, теперь предлагаю сказать пару слов о протагонисте.

Алексей Вяземцев, племянник библиотекаря широнинской читальни, погибшего при загадочных обстоятельствах.

Парень двадцати семи лет от роду, упустивший шансы, которые ему щедро предоставляла судьба. Почти все. За последний он ухватился и оказался там, где оказался.

Что можно сказать про него?

Трусоват, простоват. Нет в нём того стержня, который должен быть в настоящем Лидере. В человеке, предназначенном для того, чтобы вести за собой.

Не бездарен, но и не талантлив, не глуп, но и не умён, не то, чтобы чересчур доверчив, но и до прожжённого интригана, считающего на десять ходов вперёд ему далеко. Встретив Неизведанное, пытается убраться от него подальше, ну а когда сбежать становится невозможно, просто плывёт по течению.

Говоря проще, он – это среднестатистический житель страны. Этакий собирательный образ человека, родившегося на излёте эпохи героев и росшего в безвременье девяностых. Он – это мы. Это каждый из нас.

И этим он притягателен.

Критика

Среди тополей страх метался,

как обезумевшая белка, с ветки на ветку,

с дурного предчувствия на кошмарное прозрение.

На травяном просторе он взлетел и не нашёл себе опоры.

Раз у нас тут произведение с претензией на Литературу, то, пожалуй, стоит дать слово паре профессиональных критиков.

Слово это скажут широко известные в узких кругах г-жа Юзефович и г-но Быков:

Галина Юзефович написала: «творчество молодого харьковско-немецко-московского литератора едва ли способно стать объектом искренней народной любви или хотя бы массового интереса. Вялый сюжет, вымученный, немузыкальный стиль и, главное, ощущение катастрофической вторичности по отношению к прозе Владимира Сорокина дополняется в случае „Библиотекаря“ ещё и полнейшей идеологической невнятицей».
Поэт и критик Дмитрий Быков так охарактеризовал награждение романа премией «Русский букер»: «После награждения откровенно пародийного персонажа по фамилии Елизаров можно было за премией уже не следить».

Ну что я могу сказать... После таких разгромных характеристик от столь уважаемых литераторов можно утверждать лишь одно – перед нами реально интересная книга, которую стоит читать.

Потому как тратить время на «шедевры», которые нравится этим патентованным копрофилам, бесполезно, а если их от чего-то корёжит, то на это следует обратить внимание.

Но так ли это? Вдруг я выдаю желаемое за действительное?

А давайте разберёмся.

За и против

И был ещё один ключевой момент, важность и

парадоксальность которого я осознал лишь через годы.

Союз знал, как сделать из Украины Родину.

А вот Украина без Союза так и не смогла ею остаться…

В «Библиотекаре» мне понравилось многое.

Начну, пожалуй, с языка.

Елизаров пишет очень, прямо очень хорошо! Я и забыл, что наслаждаться текстом можно не только в работах классиков. Автор напомнил.

Большое ему за это человеческое спасибо.

Следующий плюс – это беспрецедентный накал отборнейшей дури, от которой хохочешь в голосину. Елизаров, определённо, родственная Дивову душа и тоже не против нести всякое в массы.

Бабки-берсерки, боевой зашквар, осуществляемый петухами-шахидами, игра в карусэл-карусэл, штурм под Пахмутову… Да блин, чего стоят бои читателей, которые собираются стенка на стенку, обряжаются в самопальные доспехи и начинают лупить друг-дружку самыми разнообразными инструментами, зачастую исключительно мирного происхождения!

Представляете себе толпу людей, похожих на реконструкторов или ролевиков, калечащих друг друга заточенными лопатами, мотоциклетными цепями, кувалдами, топорами, ножами для разделки мяса и т.п.? Да ещё и под присмотром наблюдателей от Совета.

Смогли? Поздравляю. Вы примерно поняли накал сюра, творящегося в книге.

Всё происходящее заставляет выть в голосину, утирая пот ушанкой, восхищаясь больной фантазией автора.

Описания смертоубийств, кстати, выполнены на таком же высочайшем уровне, как и всё остальное, что добавляет плюсов в копилку книге.

Впрочем, лично я бы не стал чересчур заострять внимание на экшен-сценах. Не менее важным элементом, нежели форма, является содержание книги.

(На всякий случай уточню: я считаю и форму, и содержание равнозначными и равно необходимыми, потому как даже очень хорошую книгу можно загубить кошмарной реализацией, а очень плохую вытянуть за счёт высокого исполнительского мастерства. Вот только нехватка одной из составляющих в итоге породит лишь чтиво на разочек. В лучшем случае. Про худшие говорить сегодня не станем.)

Но содержание.

Я, естественно, не стану почти ничего говорить о нём. Прочитаете сами – поймете, увидите.

Отмечу лишь вот какой крайне важный момент.

В «Библиотекаре» автор не просто поднимает ряд важных вопросов, и даёт свой ответ на них. В ней он ещё и с огромным уважением относится к родной истории. К периоду, невероятно оболганному и изгаженному за последние тридцать лет. К нашей Советской Родине, из который вышли все ныне живущие, нравится им это или нет.

При этом он не впадает в другую крайность, идеализируя СССР до предела, превращая его в потерянный Эдем, из которого нас изгнал, введя во искушение, меченый Змей.

Возможно, именно поэтому книга читается так легко и естественно. Я не заметил в ней фальши. Иронию – да, стёб – да, сюрреализм – сколько угодно, символизм - с горочкой, чернуху – конечно же, но при всём при этом тут нашлось место и искренности.

А это важно, если ты работаешь над Литературой.

Впрочем, можете считать это исключительно моей точкой зрения и вкусовщиной, не настаиваю.

Что ещё похвалить?

Конечно же, как я уже говорил, чувство ностальгии по той части девяностых, которые навсегда остались в душе. Опять же, не факт, что это заслуга автора, но «Библиотекарь» ничуть не хуже Книги Памяти разбудил у вашего покорного слуги подростковые воспоминания, о существовании которых он и забыть успел за прошедшие десятилетия. Хотя, думаю, это лишь приятный бонус. Как-никак, роман делался в середине нулевых, а автор ностальгировал не о моём, а о своём детстве.

Следующий плюс – отменные персонажи.

Как я уже говорил, их очень много, а потому далеко не всем достается большой объём «экранного времени», но даже герои второго и третьего порядка, даже люди, вообще не появляющиеся в повествовании хороши. Кто-то чуть лучше, кто-то чуть хуже. Не суть важно.

Ещё я отмечу законченность истории. Книга написана. Сюжет завершён. Всё. Никаких тебе ста томов, приквелов, вбоквелов, флешбэков и прочей лабуды.

Автор сказал всё, что хотел. Автор умолк.

Ладно, чует моё сердце, что ещё немного и захвалю автора. Пожалуй, стоит сказать пару слов о недостатках книги. Ну, по крайней мере, в моих глазах.

И первое – это перебор с чернухой. Как по мое, её можно было бы сделать и поменьше. Да, понимаю, у нас тут дичь и сюр, и тем не менее. А точно ли нужно было так много столь хорошо и натуралистично прописанных сцен?

Если честно, у меня есть на сей счёт некоторые сомнения.

Во-вторых – мат. Не очень я люблю его в повествовании, хотя и понимаю, что иногда по-другому никак. Но всё же, думаю, запикай автор обсценную лексику, книга не потеряла бы ничего, а лишь выиграла от этого.

И в-третьих, мне было мало. Нет, я не прошу десять томов приключений Алёши Вяземцева (и почему кажется, что в сериале будет именно так?), но книгу можно было бы сделать и потолще.

А то как-то очень уж быстро всё случилось. Прямо ВЖУХ и конец.

Больше я предъявлять «Библиотекарю» ни за что не собираюсь. Но в комментариях можете написать, что не понравилось вам. Будет интересно узнать.

Заключение

Рабочий человек должен глубоко понимать,

что вёдер и паровозов можно наделать сколько угодно,

а песню и волнение сделать нельзя.

Песня дороже вещей…

Итак, пора закругляться.

Подведём итог.

Что же у нас – философская притча или разухабистый трэшак?

Думаю, в романе хватает и первого, и второго. Кто захочет, не увидит в книге ничего, кроме тупой мясной резни и совкодрочерства. Кто захочет, найдёт подтексты, смыслы и символы, вложенные в глубинные слои «Библиотекаря».

Я отношусь к тем, кто видит в романе Елизарова поистине глубокое и неординарное произведение, но не стану навязывать свою точку зрения. Изучите эту книгу, а после – сделайте вывод. Сами.

Попробуйте ради разнообразия причаститься хорошей литературой, глядишь, понравится. Таких книг в последние тридцать лет выходит не слишком много.

Читать в обязательном порядке!

А на сегодня всё. Хомяк устал и уходит спать в кубло. Всем до новых встреч!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
9 утра, по двору ходит женщина и кричит в МЕГАФОН: "спасибо Владимиру Владимировичу, что нас больше не будут травить европейскими объедками" — повесь меня (@brotherknife) 8 августа 2014 ...
Ничего не хочу говорить про прославившуюся на всю страну шмару, но в свете последних событий много блогеров во всевозможных соцсетях словили хайпа (читай как популярности) на этой теме. Сегодня за ужином в тырнетах нашёл вроде бы как последнюю серию с участием известного блогера из ЖЖ ...
zabytoe_staroe   Сюда пишут те, кто хочет вспомнить название когда-то увиденного фильма или прочитанной книги. И даже можно поинтересоваться, «где эта улица, где этот дом» И находятся люди, которые знают, помнят и подсказывают... Может быть, кому-то это интересно ...
Пусковая установка комплекса выстреливаемых помех «Корвус» Радиоэлектронная борьба и использование средств радиоэлектронного подавления в ходе Англо-аргентинского конфликта 1982 ...