Элитология и медиакратия
ivanov_petrov — 11.07.2010 С. Бодрунова. Современные стратегии британской политической коммуникации. 2010Это книга по политологии и в этом смысле - научная, а не выдвижение какого-то идеологического продукта, не "медийная", не любительская. Различать сейчас все труднее, с появлением фолк-науки даже в естественных дисциплинах - поди разбери, что в руках, если берешь политологию или социологию. И все же. Автор стремится быть объективным, определяет понятия, делает попытку охватить огромный объем литературы, не пишет теорию всего - сосредоточен на объекте (описание именно британской элиты), более озабочен соотнесением своей позиции со всем спектром высказанного в литературе, чем созданием риторически-яркой концепции, которая могла бы поразить неискушенного читателя - так что временами книга для непрофессионала становится почти непонятной - терминология, библиографические изыскания. Примерно так сейчас можно отличить профессиональную книгу от фальшивого продукта. Эта книга, как я догадываюсь - кандидатская диссертация автора. Заранее предупреждаю: ниже не везде цитаты, иногда я излагаю мысли автора так, как понял, а иногда чуть-чуть продолжаю - тоже как понял. Строго разделить "мое" и "авторово" - цели не было. Но, конечно, в основном это цитаты и конспект.
Некоторые тезисы
- Элита крайне немногочисленна, это не процент от населения, а считанное число людей, сотни или тысячи в каждой крупной стране.
- Среди тенденций жизни британской элиты последних лет - некоторые ее части становятся все более незаметными. Средние британцы не знают, кто входит в финансовую элиту, эта часть элиты уходит от внимания.
- Из элиты выпадают крупные куски, еще недавно в нее входившие. Распадение и фрагментация бизнес-элиты, уход из элиты ученых, военных, судей.
- Медиатизация элиты. Основной предмет интереса автора. Культура "знаменитостей", сращение политической элиты и элиты медиа в рамках неформальных связей.
- Неформальные связи, сети знакомств и пр. - элита все более неопределима признаками и все более спаяна, интегрирована и очевидна "изнутри". Главный фактор формирования - элитное образование, в Британии это почти одно и то же - механизмы формирования элиты и элитное образование. Власть все более становится средой знакомых, а не формальным институтом - специальные советники из близкого круга каждого пришедшего во власть политика (команда) играют много большую роль, чем официально назначенные бюрократические фигуры управления. То есть бюрократия институтов уходит вниз, из элиты, а сверху - команды из сетей элитных знакомств.
- Т.н. выхолащивание демократии. Логика: люди теряют идентификацию с социальными стратами. То есть: рабочие не понимают, что они рабочие (кто ж им скажет), все меньше людей идентифицирует себя с определенной социальной стратой (в т.ч. средним классом). Это не имеет отношения с исчезновением страт. процесс сложнее. старая система страт разлагается; новая возникает; новая не отрефлексирована и не "сказана", так что есть стратификация, но нет идентификации людей со стратами. результат: пржняя система партий, соотносящих себя с группами населения=классами, стратами - не укоренена в электорате. Люди не реагируют на обращения к их групповым интересам через страты (не осознают). Поэтому возникает проблемная медиаполитика. Партии переходят в режим рыночный, продавая себя - то есть важно набрать голоса и пройти во власть, а не представлять какие-то там интересы народа (о которых народ не знает). И потому политика становится политикой медийных горячих тем - экология, аборты, наркотики, продажа оружия и пр. набор привычных медийных вопрсоов. Партии определяют себя по отношению к этим вопросам с целью собрать больше голосов - не волнуясь целостью программы и пр. В результате и партии исчезают, остаются игровые группы в среде медиа, торгующие определенный ресурс в тесной связке с медиаэлитой и истэблишментом, которые этот самый набор горячих тем и определяют, подумавши. В сочетании с клубным способом формирования политической элиты это все уводит процесс принятия решений от демократических механизмов. При этом уменьшение демократичности сочетается с ростом прозрачности - политическая игра становится более медийной, в этом смысле открытой, но повлиять на нее могут лишь немногие избранные, прочие служат фигурками для медиаигры. В результате предвыборные идеологии стали бесклассовыми.
В Британии личного пресс-секретаря премьера называют его мундштуком: должен быть продолжением рта премьера, говорить за него. В итоге мундштуки получили полномочия, де-факто превышающие полномочия министров кабинета.
Книга нафарширована фактами по новейшей истории Британии - кабинет Тэтчер и далее, разные влиятельные фигуры, смены типов влияния и пр.
изменение механизма: появление в 90-х rolling news, круглосуточных новостей, CNN - нельзя контролировать точечно, как раньше элита контролировала газеты, и с 2003 г. новый формат контроля прессы. Технологизация и стандартизация новостей для формализации и технологизации контроля над ними. усиление роли медиа-менеджмента. рост технологий управления информацией. в т.ч. - информационные маенипуляции - это уже далеко не "точечные" запреты тем, как в эпоху газет, это иной уровень управления. Создана гомогенность новостного поля - соглашение, что считается новостью, сходство новостей всех конкурирующих агентов, общая иерархизация новостей и пр. увеличение самопиара, непроверенной эксклюзивной информации, горячие новостные поводы важнее проверки и пр. Адаптация СМИ под их аудиторию - под образ этой аудитории, созданный СМИ. Новостной поток плотен и быстр - зрители не успевают понять сложное - надо картинку и несколько внятных тезисов.
создание в конце 90-х формата мягких новостей - развлекательно, очень быстрая смена историй, калейдоскоп образов, зритель абстрагируется от содержания, негативные новости не вызывают страха и негодования, новости принимаются некритично, создание из мягких новостей фона - сексуальные и коррупционные скандалы и пр., на этом фоне - размещается значимая политическая, экономическая и пр. инфа.
история Мердока и упадка Флит-стрит. Распад газет, редакционного узла, поиска инфы самими журналистами, формирования мнений в жкурналистской тусовке с экспертами и пр. - ориентация на пресс-релизы, конец журналистского общения, не выезжают из редакции, исчезновение культуры профи и журналистских тусовок >> падение качества репортажей, фрилансеры и пр. Журналисты - во главе социального движения, связанного со спадом интереса к политике
социальная фрагментация британского общества. рост индивидуалистического мышения связано с ростом образованности, отсюда разрушение традицонной семьи, рост консумеризма, потребительство. Ускорение этого с 90-х. Медиасреда стала по типу интернетной - не несколько крупных страт, большинств - а огромное количество меньшинств. Оющество раздроблено в кашу. Новая концепция отсюда - общество, ведомое СМИ. То есть не медиа поставляют народу инфу, а размочаленное общество скрепляется и движется горячими темами, поставляемыми медиа. Ценности формируются через медиа - и тем самым элиты теперь их транслируют в народ более технологично. Это потому, что в Британии доверие людей к медиа много выше, чем в континентальной Европе и тем более в России. В Британии массы еще верят в политику по сравнению с континентом - явка избирателей выше 70%. Но партии уже не более чем бренды.
история с цензурой британской прессы на фолклендах. создание нового формата прессы, готовой так работатьуспехи тэтчер - разгром профсоюзов (штрейкбрейхеры) и создание медиаимперии Мердока. Так создан союз элиты и медиа. Это конец 70-х и до 1985.
рамочные политико-коммуникативные ситуации - слиз sleaze (грязь) и спин. Слиз с середины 90-х, резкий рост коррупции, политический кризис. Лоббинг. Война парламента с прессой. Грязные политики. Исчезновение политических платформ партий и политиков, замена индивидуальной репутацией, историей медиаскандалов и пр. Создание рамочной медиаситуации - уже не важно, что именно по смыслу в медиасюжете, сама рамка определяет отношение и реакции.
spin - новая чувствительность постмодерна. с 1997 г. Это уение лгать и манипулировать, представление о спин-докторах - особых профессоналах этого дела. Манипулирование мнрением избирателей, формой отчета об общественном мнении и электоральные отчеты и пр. То сть любо сообщение может быть заподозрено в манипулятивном характере и завалено гипотезами и аргументами о манипуляциях, это становится общим фоном и более не выделяет более и менее спиновые новости. Типа, пресса всегда врет и там всё пиар, но другой прессы нет... et cetera. Понятные примеры - генетически-модифицированные продукты, глобальное потепление и др. Вопросы, которых лчше просто не касаться - уже высказаны и аргументированы все точки зрения, при этом совершенно любая точка зрения имеет лживых защитников с фальшивыми аргументами, на каждом уровне и витке доказательств имеется очень объемный кусок все новых аргументов разной степени лживости и манипулятивности - за любой конечный срок не удается достичь ясности, можно иметь только "собственное мнение", сознавая, что оно не основано на полном понимании проблемы и всех тонкостей аргументов. Это новые коммуникативные форматы, а не какая-то ложь по частному поводу. Это коммуникация в условиях "все лгут", заранее учитывающая это условие и им пользующаяся для достижения своих целей, а также снятия ответственности. Практика спина - спин-докторинг, т.е. профессиональная манипуляция, манипуляция экспертов. to doctor - редактировать, перен. искажать, подделывать, фальсифицировать - т.е. спин-докторинг - сплетать сеть фальсификаций. И тут же: спин-доктор= диск-жокей, ди-джей, драг-дилер. Тот, кто сумеет вылечить событие, подать реальность в правильном ключе, создать информацию о кризисе в позитивном тоне, раскрутить сайт, концепт, мастер пиара...= пиар-менеджер; пресс-секретарь; мастер презентации. В общем, море значений. Намерение комуникатора, наложенное на текст, выстраивает текст в соответствии с выгодой коммуникатора. (Кто текст выговаривает, тот и определяет, что он будет значить). to spin - вкручивать, втюхивать, впаривать.
Отсюда - новое понимание внеспиновой реальности. Формат спина диктует: ни ты, и никто не сможет разобраться ни в одной проблеме, все уже сказано, все уже оболгано, отредактировано и запутано, сам черт ногу сломит, нечего и пытаться, ступени лжи бесконечны и на каждом новом витке ты будешь находить всего только новый слой манипуляций, который тебе временно будет казаться правдой, это общая ситуация, профессионалы отличаются не тем, что знают правду, ее нет и до нее не добраться, профи умеют наворачивать новые слои спина, а не истреблять старые - потому возникает безспиновая реальность, реальность без информационных излишеств, реальность невовлечения, реальность, в которой не интересуются - потому что заранее ясно, что ничего не ясно, и надо держаться подальше ото всего, чтобы не заплели в сеть спина. И сопутствующий набор стратегий - гиперкритицизм "ничему не верю", попытки непрофессионального анализа огромного новостного потока с радостями от находки нестыковок, конспиративные теории.
Спин - формат новостного потока (зпмещающего реальность) - определяет сознание реципиента, не способного этому потоку противостоять.
(Хм. Отсебятина: независимый мыслитель теперь должен именоваться - ничей мундштук)
Анонимность как профессиональное требование к спин-докторам. Ценны невидимые устранители проблем. Мундштук... Сложился формат, когда имена пресс-секретарей не называют - указывают хозяина. Идеал: проблема, решение, все в восторге, хвалят кого-то, а неизвестный спин-доктор ставит еще одну насечку на свой пистолет. Идеология наемника. Есть крупные пиар=агентства, не дающие себя вставлять в списки пиар=агентств, чурающиеся известности и получающие клиентов только по рекомендации прежних клиентов. Для спин-доктора есть только интересы нанимателя, своего мнения у него нет.
///Не диада, а триада, многозначная логика: истина-спин-ложь. Не бывает абсолютной истины, только приближения и модели, это и есть спин, так что это не полная ложь, которой, впрочем, тоже не бывает. ("Модельное мышление" - конечно, мышление в эпоху спина). Поскольку истины нет, лжи нет. Проскольку их нет, есть только спин - так слишком грубая дуальная логика через приятную многозначность переходит к строгой однозначности.)
Спин-доктор - покойник, если его поймают на сознательной лжи журналистам. ///Ну, это - пока, в связи с дикарством - не все еще поняли, что лжи не существует
Отсюда: спин пуст. Бессодержателен. Всякий смысл обесцениваетмя, игровая форма становится фоном и потому более не интересна - коммуникация сменяется молчанием. Говорят о симулякрах и прочей ерундистике. Спиннеры могут создать историю для медиа всегда - даже если никакой истории нет. То есть неверно говорить о власти тех, кто создает новые смыслы - с игрой на понижение власть теперь - умение создавать значимую пустоту.
краткая история английской цензуры. Первопечатник Вилли Какстон, лицензии тайного совета, канцелярская компания 1557, звездная палата, ареопагитики мильтона, дефо, свифт, тэтлер, спектэйтор...
еще одно измерение: спин-культура - это культура эффективности и победы любой ценой. ///Как только были критерии культуры заменены критериями экономики - казалось бы, для лучшей эффективности, а что может быть лучше эффективности? - так оно и накрылось.
резкий рост роли презентайции - не важно, что, важно, как подано. спин в праве - адвокаты, сутяжничество. в церкви - телецерковь, церковная реклама. поп-культура, новая идеология - особенный подход к моральности.
источник спина - скука. нужна игра - так вот же она. тоска по иерархии - в противовес неустойчивости вечного спина.
источник спина - бизнес, эти формы зародились в бизнесе в 80-е, маркетинг и пр., оттуда в политическую культуру
факторы - технологизация финансов. электронные биржи и др. рост скорости потока финансовой инфы - трейдерская субкультура, политизация экономики, появление финансовой журналистики. Приватизация - продажа населению того, чем оно и так владело как налогоплательщики и граждане
|
</> |