Елена реж.Звягинцев

Елена очень профессиональное кино, которое интересно смотреть. Долго ли Елена будет терпеть? Как поведет себя накачанный Виагрой сердечник? Будет ли возмездие? Встанет ли избитый внук Елены или он умер? Мастерские паузы, детали, персонажи, цветовое решение, отвлеченное повествование, ритмика. Смотреть интересно. Но думать не над чем. Этот фильм о том как быдло наступает. Ну выйди на сцену и скажи: "Ребята, я понял вдруг, что быдло прет". И зрители в зале кивнут: "Ага." И можно расходиться и кивать по пути домой.
Интересное на мой взгляд. Главной героине перестаешь сочувствовать не тогда, когда она убивает мужа, а когда она забирает деньги из сейфа и сидя у адвоката лжет что в сейфе ничего не было. Точка невозврата. Хорошая деталь, когда свет гаснет в квартире сына. Но она отыграна не точно. Сочувствия к героине нет и ее жест - схватила руку сына не работает.
Мастерский диалог отца и дочери. Но потом с дочкой ничего не происходит. То что она сидит в трусах на диване и вроде как переживает - совершенно лишний и пустой кадр.
И создается впечатление, что это уже было сто раз. Очень профессиональный и много раз опробованный набор инструментов. Почему-то приходит на ум "Леди Магбет Мценского уезда", которая была опубликована года через три после отмены крепостного права. И Елена вроде как на таком сломе сделана. Но вывод, наверное из-за своей однозначности и из-за отсутствия сочувствия герою остается лишь выводом точным математическим определением лишенным образа сегодняшнего времени.
В Голливуде очень много фильмов с таким вот одним ответом. Нужно ли проявлять гражданскую позицию в таком-то случае? Ответ - Да! А вот в другим случае надо ли идти наперекор? Ответ - Да! и т.д. и т.п. Это правильное кино. Слишком правильное и вторичное для Звягинцева. Иногда надо ошибаться и искать то, чего не знаешь. А что знаешь, знают и вокруг еще 150 миллионов человек. Этот наив помогает двигаться пусть и мимо Канн и с пинками по жопе, но двигаться, а не фиксировать прибыль от собственного таланта.
Вроде фильм во многом очень схож с балабановским "Кочегаром" (режиссер очень неровный и снявший очень много фильмов ниже среднего), но Кочегар - это библейская история, а Елена - публицистическая. Потенцал же Звягинцева очень велик. Хочется, чтобы он раскрылся. Хочется, чтобы Звягинцев не боялся ошибаться.
Прочитал и подумал, что скорее пишу это для себя и для своих друзей, которым это нужно. А кому еще это нужно?
|
</> |