"Елена", 2011
no_nine — 08.10.2011Вот не зря я опасалась на него идти. Настроение последних дней было такое фиговенькое, что достаточно было легкого касания пальцем, чтобы оно соскользнуло туда, где поглубже и потемнее и где не хочется никого видеть, да и себя тоже.
Звягинцев, на мой взгляд, достойный представитель Адольфа фон Триера на территории СНГ. Не Балабанов, нет. Балабанов сам в топке кочегарной горит и орет от боли и ужаса, и нам страшно и больно за компанию с ним. А Звягинцев - он другой. Он естествоиспытатель, он интеллигентно, молча и брезгливо влагает персты в раны жертвы и там этими перстами эстетично и плавно пошевеливает. И холодно наблюдает за конвульсиями, и лицо его не перекашивает гримаса, а только легкая интеллигентная улыбка познанья оживляет.
Я почитала отзывы на фильм, вопреки своим правилам никогда не читать чужие рецензии. Большинство посмотревших считает, что кино это - про квартирный вопрос, про классовую ненависть и про то, как быдло с окраин заполняет генеральские апартаменты в центре Москвы, а на спортплощадке играют в футбол гастарбайтеры, а не коренные москвичи (за кадром слышатся приглушенные рыдания коренных москвичей).
Мне так не показалось.
Я думаю, что фильм этот - о богооставленности, как бы странно не читалось это слово в моем ЖЖ. О том, что всякая жизнь без божественного света страшна, пуста и бессмысленна. И о том, что бессмысленная и пустая жизнь одинаково мерзка и в прекрасной квартире с золотым унитазом, где из окна площадь Красная видна, и в нищей хате в Бирюлево-Товарном с видом на трубы ТЭЦ.
О том, что разница между людьми, регулярно посещающими фитнес-клуб и людьми, сосущими дешевое пиво на засранной лавочке не слишком велика, даже если первые знают слово "гедонизм", а вторые только что убили бомжа. Люди-то одни и те же, думают об одном и том же - о деньгах, о детях, о жилплощади. Одни и те же программы смотрят по ТВ. У них одинаковая серая, бессмысленная и страшноватая жизнь тараканов. Копошение, суета, пакеты с продуктами, сиська с пивом, бассейн, свежевыжатый апельсиновый сок, с утра заправить постель, вечером "Пусть говорят" с Малаховым.
Родить ребенка, пожрать, откосить от армии, пожрать, родить ребенка, заварить чай.
Ну убили старика виагрой, не проблема, помер Максим - и хуй с ним. С утра опять постель заправлять, а вечером Малахов. Ничего не изменилось. Квартира разве что поширше, можно еще ребенка метнуть.
Фильм снят на пленке Свема с холодной, лютой ненавистью к людям.
И правильно. Ничего другого они не заслуживают.
UPD
Ну хорошо, пусть не с ненавистью, но с презрением - точно.
Вот тут интервью Звягинцева, прочтите, возможно, вам станет понятнее его позиция.
|
</> |