Электронные солдаты миноров: венгерский противотанковый "булавомет"
fonzeppelin — 30.10.2021Как уже упоминалось ранее, к 1943 году до руководства хортистской Венгрии начало постепенно доходить, какую чудовищную глупость они совершили, ввязавшись в войну на стороне Германии. Щедро обещанные немцами территориальные уступки от соседей (Румынии и Хорватии) отодвигались все дальше в будущее – а вот Красная Армия, наоборот, подступала все ближе и ближе.
Большой головной болью венгерской армии был дефицит противотанкового оружия. Основная венгерская противотанковая пушка, производимый по лицензии шведский 40-мм “Бофорс”, против наклонного лба Т-34 был откровенно слабоват. Более мощных 80-мм “Бофорсов” и немецких 7.5 cm Pak 40 было слишком мало, и получить их в нужном количестве тоже не представлялось возможным. Промышленность Венгрии не могла изготавливать артиллерийские системы в нужных армии количествах, и “союзные” немцы тоже не спешили помогать ни оружием, ни новыми технологиями.
Пытаясь решить проблему, венгерский Институт Военных Технологий еще в 1942 году инициировал разработку принципиально нового противотанкового оружия, на основе реактивного движения. Хотя Венгрия и не имела практического опыта в создании ракетного оружия, ее инженеры были знакомы как с немецкими, так и советскими экспериментами в ракетостроении.
В сравнении с противотанковыми пушками, противотанковые ракеты имели ряд несомненных преимуществ. Во-первых, они были дешевле и проще в производстве, не требуя массы высококачественной стали и специального оборудования для изготовления орудийных стволов. Во-вторых, ракетные установки могли быть значительно компактнее и мобильнее пушек. В-третьих, ракеты могли быть изготовлены в любом желаемом диаметре, что облегчало установку на них мощных кумулятивных боевых частей. Опыт войны убедил венгров, что за кумулятивными боеприпасами – будущее.
В 1944 году, венгерская противотанковая программа оформилась в две новые оружейные системы, обе под индексом 44M (модель 1944 года):
* 44M “Pancelrem” (дословный перевод что-то вроде “запугиватель брони”) – ручной 60-миллиметровый реактивный гранатомет, очень напоминающий по виду немецкий “Панцершрек”, а по принципу действия – американскую “Базуку”.
* 44М “Buzoganyveto” (дословный перевод – “метатель булавы”), станковая 100-миллиметровая ракетная установка с надкалиберной боевой частью. Эта массивная ракета предназначалась для поражения тяжелых танков и фортификационных сооружений, а также поражения скоплений живой силы противника.
Именно о второй системе мы и поговорим.
КОНСТРУКЦИЯ:
Венгерский “Булавомет” был довольно-таки оригинальной, и в то же время – простой и изящной конструкцией. Это была неуправляемая, стабилизируемая вращением твердотопливная ракета с надкалиберной боевой частью, предназначенная для стрельбы прямой наводкой по танкам и оборонительным сооружениям. По виду, ракета с толстой надкалиберной боевой частью впереди и узкой трубкой двигателя позади, действительно напоминала булаву – отсюда и название.
В движение ракета приводилась твердотопливным двигателем. Он представлял собой стальную трубу диаметром 100 миллиметров, в которую заряжалась полая шашка дигликолевого артиллерийского пороха. Необычным было расположение сопел: в то время как у большинства артиллерийских ракет сопла располагались в хвосте, у венгров они располагались в центре корпуса ракеты, сразу за боеголовкой. Камера сгорания двигателя открывалась в полый металлический диск, из которого наружу вели двенадцать узких сопел.
Такая необычная конструкция обеспечивала лучшую балансировку ракеты. Выхлоп двигателя приходился вблизи центра тяжести снаряда. Кроме того, расположенные по кругу наклонные сопла обеспечивали раскрутку ракеты, и тем самым ее стабилизацию в полете. Максимальная дальность полета достигала 2000 метров, однако эффективная дальность не превосходила 500 метров для кумулятивной, и 1200 метров для фугасной боевой части. По технике же предполагалось стрелять с дистанции 200-250 метров, прямой наводкой.
Запуск двигателя выполнялся с помощью вкрученного в заднюю часть 8-миллиметрового ружейного патрона. Пружинный боек пусковой ударял по капсюлю, порох воспламенялся, и поджигал двигатель.
В комплекте имелось два типа боевых частей:
* Кумулятивные “Buzogany” (венгр. “Булава”) – предназначенные для стрельбы по танкам и укреплениям. Окрашивались в оливково-зеленый цвет с красными полосками. Снаряжалась 7,5 килограммами
* Осколочно-фугасные “Zapor” (венгр. “Ливень”) – предназначенные для поражения живой силы. Предположительно, окрашивались в оливково-зеленый цвет с белыми полосками.
Неясно, выпускались ли ракеты двух разных типов, или соответствующие боевые части устанавливались уже перед развертыванием. Вес полностью снаряженной кумулятивной ракеты составлял 29,2 кг. Из них 4,2 кг приходилось на взрывчатую начинку боевой части, смесь тринитротолуола и нитропентана. Осколочно-фугасная ракета, вероятно, была тяжелее. Подрыв выполнялся инерционным взрывателем.
Эффективность “Булавомета” впечатляет даже сейчас. Массивная кумулятивная боевая часть диаметром 215 миллиметров могла, при прямом попадании, пробить до 300 миллиметров стальной брони – по тем временам, прекрасный результат! Такие характеристики делали “Булавомет” смертельно опасным противником даже для могучего советского ИС-2, который в лоб не брали почти никакие противотанковые средства. Венгры озаботились проверить это утверждение на практике, обстреляв корпус подбитого ИС-2, и добились поражения лобового листа с дистанции в 200 метров.
Пусковая установка “Булавомета” была простой и элегантной конструкцией. Она состояла из вращающейся рамы, сваренной из стальных труб, на которую крепились две трубчатые направляющие для ракет. Оператор располагался слева от установки, прикрытый от выхлопных газов двигателей небольшим щитом. Наведение установки по горизонтали осуществлялось простым поворотом рамы, по вертикали – с помощью приводной ручки и зубчато-реечного механизма. Для точного прицеливания, со стороны оператора имелся простенький оптический прицел.
РАЗВЕРТЫВАНИЕ:
Первые “Булавометы” устанавливались на треногом раскладном станке, переносимом расчетом. Однако такое решение было сочтено неудобным и малоподвижным: для перемещения установки, станок приходилось складывать и таскать вручную, а на новой позиции раскладывать, теряя время и силы. Военные требовали подвижное колесное шасси.
Чтобы не разрабатывать новое решение, венгры решили воспользоваться трофейным. В первые годы войны с Советским Союзом, венгры захватили множество старых пулеметов Максима образца 1910 года, на колесном станке. Станок этот, по мнению конструкторов, идеально подходил для установки “Булавомета”, обеспечивая системе необходимую мобильность. Небольшой расчет мог без труда перекатывать установку с позиции на позицию, сразу же после выстрела уводя ее из-под контрудара.
Разумеется, не обошли венгры вниманием и самоходные установки. Идея установить “Булавомет” на грузовую машину, тем самым создав дешевый и эффективный истребитель танков, возникла еще в ходе проектирования.
Основным шасси для “Булавомета” был немецкий полноприводный грузовик Krupp Potze; использовались также машины Opel Blitz и венгерские вездеходные грузовики 38M Raba Botond. Ракетная установка размещалась в кузове, стреляя назад или вбок через открытые борта. Сама установка была обычной пехотной моделью со щитом, без каких-либо модернизаций. Их предполагалось применять как для внезапных ударов по бронетехнике противника, так и для огневой поддержки в обороне. Однако до конца войны в Будапеште успели выпустить лишь несколько экземпляров.
Самой интересной, пожалуй, была попытка установить “Булавомет” на легкий танк 38M “Толди” (венгерскую версию шведского Landsverk L-60). К 1944 году, маленький “Толди” успел уже безнадежно устареть, и использовался почти исключительно на второстепенных – разведывательных и командных – ролях. Его тонкая броня давно уже не защищала от бронебойного оружия, а 20-мм противотанковое ружье “Солотурн” в качестве основного вооружения могло разве что рассмешить советских танкистов.
Однако с ракетами на спинке, быстрый, подвижный легкий танк превращался в неожиданно опасного противника. Ракетоносный “Толди” вполне мог выскочить внезапно из укрытия, нанести удар, и отступить прежде, чем тяжелое оружие успеет по нему пристреляться.
По крайней мере один “Толди II” был в экспериментальных целях переоборудован в опытный ракетоносец. Согласно немногочисленным сохранившимся документам, пара ракет “Булавомета” размещалась на специальной раме в корме танка, на крыше моторного отделения. Пусковые трубы – в отличие от пехотной установки - были сильно раздвинуты в стороны, что позволяло им стрелять по бокам от башни танка. Рама пусковой установки была соединена с башней танка длинным прутом, с помощью которого командир танка мог задавать угол вертикального наведения. Горизонтальная наводка, похоже, осуществлялась поворотом всего танка – хотя не исключено, что имелся и некий дистанционный механизм.
Следует отметить, что на фотографии и имеющихся схемах, крышка люка моторного отделения – на которой смонтированы ракетные установки – приподнята. Неясно, была ли это стандартная конфигурация, или же чисто экспериментальная. Также неясно, было ли башенное вооружение демонтировано в связи с установкой ракет, или же для экспериментов был выбран уже разоруженный танк.
Судя по минимальному количеству сведений о ракетоносном “Толди”, работы не вышли за рамки эксперимента. Неясно, случилось ли это в связи с острой нехваткой времени, уроном от союзных бомбардировок (27 июля 1944 года американские бомбардировщики разрушили фабрику “Манфред Вейс”), или выявившимися дефектами конструкции.
Существуют также несколько иллюстраций, изображающих установку “Булавомета” на шасси самоходной зенитки/истребителя танков 40М “Нимрод”. С самоходки при этом снималась башня, и на крыше моторного отсека устанавливалась рама с двумя ракетами 44М. В отличие от ракетного “Толди”, ракетный “Нимрод” мог перезаряжаться самостоятельно через люки в крыше боевого отделения, и нес боезапас в 15-20 ракет.
Однако, есть сомнения в реальности этого проекта. Вся информация о ракетном “Нимроде” основывается на воспоминаниях механика Белы Тороньи, который, по его же утверждениям, в годы войны работал в мастерской, где переделывали самоходки. Никаких сторонних подтверждений его слов, равно как и фотографий переделанных самоходок, не имеется. По словам Белы, два или три подбитых “Нимрода” были в 1944 переделаны в ракетоносцы, но все они были потеряны в первых же боях.
Есть также предположения, что “Булавомет” мог планироваться к установке на истребитель танков “Зриньи”, но никаких надежных подтверждений этому нет. Возможно, речь идет о путанице: на “Зриньи” опробовали установку мелкокалиберных немецких ракет как оружия поддержки.
ПРИМЕНЕНИЕ:
На испытания, ракеты поступили в начале 1944 года. Процесс отладки сопровождался сложностями из-за недостатка опыта и необходимых навыков у венгерских ракетчиков. Весьма помогла покупка у немцев в 1943 лицензии на 152-мм артиллерийские ракеты.
Первые испытания были весьма опасными. Прототипы “Булавомета” не отличались надежностью, а мощный выхлоп боковых сопел двигателя мог легко покалечить испытателей. Чтобы решить проблему нехватки добровольцев, начальник проекта генерал Денк “привлек” к испытаниям приговоренных к расстрелу дезертиров: им было обещано помилование в обмен на тестирование ракет. По результатам испытаний, пришлось переделать установку, увеличив площадь защитного щита.
Производство 44М “Buzoganyveto” началось на предприятии “Манфред-Вейс”, главном производителе боеприпасов для венгерской армии. Всего летом-осенью 1944 года, фабрика успела выпустить порядка 700 “Булавометов” – однако, неясно, относится ли это к числу ракетных установок, или к количеству выпущенных ракет. Ракетометы поступали на вооружение как элитных частей парашютистов, так и обычной пехоты. Неясно, куда относились мобильные установки на шасси грузовиков – к пехоте, или к моторизированным частям.
Большая часть выпущенных “Булавометов” была задействована на линии “Атилла”, на подступах к Будапешту. Первое применение, согласно имеющимся данным, состоялось в ноябре 1944, когда венгерские парашютисты I/I батальона использовали их, чтобы остановить продвижение танков. В пропагандистских целях, оружие называли “стрелами Салаши” (в честь марионеточного премьер-министра, навязанного Венгрии немцами), но в войсках это пафосное название не прижилось.
В ожесточенных боях за столицу Венгрии, небольшие подвижные ракетометы продемонстрировали себя неожиданно эффективно. Опытный расчет мог быстро выкатить ракетомет на замаскированную позицию, произвести два выстрела прямой наводкой, и тут же отступить для перезарядки. Компактные размеры и высокая подвижность установки позволяли без труда размещать “Булавометы” в зданиях и окопах.
Прямое попадание массивной кумулятивной боевой части практически гарантированно выводило из строя любой танк того времени. И даже близкий разрыв при промахе был опасен для легкобронированной техники. Мне не удалось найти подробных отчетов об их применении – ни с венгерской, ни с советской стороны – но по немногочисленным упоминаниям, можно сделать вывод, что “Булавометы” весьма нервировали советских танкистов в Будапеште.
Применялись “Булавометы” и для огневой поддержки пехоты, подобно минометам. Высокая для ракет точность (обеспечиваемая стабилизацией вращением) и внушительный вес боевой части делали их достаточно эффективным – хотя и не слишком-то дальнобойным – оружием.
В целом, дебют венгерского военного ракетостроения оказался на удивление удачным – и даже, можно сказать, впечатляющим. Однако, никакое совершенство технологии не могло уже изменить неблагоприятный для Венгрии ход войны. Будапешт был окружен и пал в феврале 1945; а вскоре прекратило свое существование и все Королевство (без короля) Венгрия.
По непонятной причине, советские военные, похоже, не особенно заинтересовались венгерской противотанковой ракетой. Хотя “Булавомет” представлял собой готовое решение, прямо-таки “просившееся” к принятию на вооружение, мне не удалось найти никаких сведений о его оценке советскими инженерами. Судя по всему, оставшиеся ракетометы стояли на вооружении армии социалистической уже Венгрии до начала массового перехода на советское вооружение в 50-ых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Переносной ракетомет 44М “Buzoganyveto” был впечатляющим изделием венгерской промышленности – особенно с учетом практически нулевого предшествующего опыта в создании ракетного оружия. Установка эффективно решала задачи противотанковой обороны, занимая пустующую нишу между ручным противотанковым гранатометом (базукой, панцершреком) и буксируемой противотанковой пушкой. По габаритам приближаясь к тяжелому пулемету, 44М “Buzoganyveto” мог эффективно поражать танки практически любых существующих в то время моделей – и при этом спокойно перемещался расчетом.
В целом, венгры, пожалуй, сумели создать лучшую мобильную противотанковую ракету Второй Мировой. Однако, после войны тяжелые противотанковые НУР значимого развития не получили, вытесненные сначала – безоткатными орудиями, а затем – управляемыми противотанковыми ракетами.
ИСТОЧНИКИ:
* A Magyar Királyi Honvéd Haditechnikai Intézettől a HM Technológiai Hivatalig - Sárhidai Gyula, Hajdú Ferenc (2005)
* Toldi harckocsira telepített rakétaelven működő 44. M Buzogányvető kísérleti fegyver - Bíró Ádám, 2010/3.
|
</> |