Электролодочка, плыви!


Ровно 185 лет тому назад, 13 сентября 1838 года, в Российской Империи состоялись испытания первого в мире механического транспортного средства с электрическим двигателем. Восьмиметровая лодка, вмещавшая 11 человек, оснащенная электромотором и гребными колесами, двигалась против течения вдоль Невы со скоростью 2,8 км/ч.
Судно и его двигатель спроектировал русский ученый Борис Семенович Якоби (он же Мориц Герман фон Якоби), уроженец города Потсдам, а 50 тысяч рублей на его изготовление выделил государь император Николай Павлович - покровитель наук, искусств и ремесел. Постройка этого судна - один из бесспорных технических приоритетов России.
В следующем году Якоби разработал и построил усовершенствованную модель электрохода с гораздо более мощным мотором, которая развивала скорость 4,8 км/ч и вмещала 14 человек. Однако несовершенство тогдашних аккумуляторов, державших рабочее напряжение не более полутора-двух часов, делало идею электротранспорта явно преждевременной и практически невыгодной. Якоби опередил свое время, но застолбил за Россией место в истории.
На заставке - портрет Б.С. Якоби и действующая реплика его первого электродвигателя постоянного тока.

Фантазийный рисунок первого электрохода на Неве, сделанный в середине XX века Константином Арцеуловым для книги "Рассказы о русском первенстве". К сожалению, аутентичных изображений этого судна не сохранилось и его точный внешний вид - неизвестен.

Усовершенствованная модель электродвигателя Якоби, включавшая в себя 40 рабочих пар "ротор-статор" с четырьмя электромагнитами каждая. Этот двигатель был установлен на втором образце электролодки, обеспечив ей скорость 4,8 км/ч против течения Невы.
|
</> |