Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в

топ 100 блогов sinekvan22.12.2023 Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в Шереметевском дворце Санкт Петербурга расположена в Старой зале Шереметевского дворца.
Музей выставил 150 инструментов из своего ценнейшего собрания западноевропейских музыкальных инструментов XVI–XVIII веков - самых эффектных и значительных, некоторые экспонаты сохранились в мире всего в нескольких экземплярах. Есть среди них раритеты - работы, созданные известными барочными мастерами семейством скрипичных мастеров Амати, немецким музыкальным мастером-экспериментатором Тильке, создателем барочной флейты Оттетером, немецким конструктором музыкальных инструментов Тромлицем, Деннером.
Некоторые инструменты перед экспонированием отреставрировали, в том числе для того, чтобы они могли звучать.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6132.jpg

В XVIII веке здесь располагался танцевальный зал, где графы Шереметевы устраивали вечера с музицированием и спектакли домашнего театра. Именно здесь Императрица Екатерина II смотрела домашние спектакли с участием двух подруг: Анны Шереметевой и Натальи Чернышёвой (послужившей прообразом Графини из «Пиковой дамы»).
Именно здесь звучали привезенные из Европы инструменты, подобные тем, что представлены в экспозиции. 14 февраля 1797 года знаменитая крепостная актриса Прасковья Жемчугова пела и играла на арфе в этом зале для семьи Павла I.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6153.jpg

Старинные инструменты представлены в огромных стилизованных витринах — плавно изогнутых, барочных. Система зеркал, размещенных внутри, дает возможность увидеть инструменты во всей красе, со всех сторон, в мельчайших деталях, но как бы сквозь дымку времени и памяти туман: зеркала особенные, искусственно состаренные.
Между витрин сделаны «окна», в которых движутся силуэты людей в нарядах XVIII века, завитых париках. Словно призраки тех, кто когда то обитал в этом дворце, явились, привлеченные звуками музыки.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6163.jpg

Каждый инструмент индивидуален. Есть настоящие редкости и шедевры, украшенные резьбой, перламутровой инкрустацией, росписью.
Для музыкального стиля барокко характерны поиски тембров и их сочетаний, оттенков и нюансов, новых технических возможностей. Отсюда невероятное богатство и разнообразие их видов.
Центральное место в экспозиции занимает трехмануальный клавесин рубежа XIX–XX веков, «душа» барочного оркестра – стилизация под инструмент, который очень любила знаменитая польская клавесинистка Ванда Ландовская. Небесно-голубой, с золочением, он украшен росписью с цветочными мотивами.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6143.jpg

Отдельная витрина посвящена семейству виол.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_20231203_164559.jpg

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6146.jpg

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6149.jpg

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6150.jpg

Рядом с популярными в эпоху барокко деревянными духовыми инструментами — флейтами, гобоями, фаготами, причудливо загнутые старинные дудки серпенты — разместились новомодные барочные кунштюки - колесные лиры колесные лиры, струнный инструмент, в котором роль смычка исполняет колесо.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_20231203_164636.jpg

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6155.jpg

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6156.jpg

Продольная блок-флейта внешне похожа на дудочку, она считается одним из самых древних музыкальных инструментов. В конце XVII века ее стала вытеснять поперечная флейта, конструкцию которой усовершенствовал французский мастер Жак Оттетер — он работал при дворе короля Людовика XIV, затем — при Людовике XV. Оттетер был вундеркиндом, он с детства играл на гобое, флейте, фаготе, блокфлейте, скрипке, клавесине, контрабасе… К тому же сочинял музыку. Флейты его работы — большая редкость, в коллекции Музея музыки в Шереметевском дворце они есть, их можно увидеть.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6157.jpg

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6158.jpg

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6159.jpg

Щипковые инструменты: гитары, цистры, тиорбы и мандолины расположились напротив витрины с лютнями и архилютнями.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_20231203_164611.jpg

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6137.jpg

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6139.jpg

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6138.jpg

В центре стенда гитар – барочная гитара парижского мастера Вобоама. За высочайшее мастерство его называли «Страдивари гитарного дела». Музейный экспонат датирован 1681 годом. Еще две такие гитары находятся в Париже. Больше они нигде не сохранились.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_20231203_164619.jpg

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6134.jpg

Английская гитара – цистра – снабжена маленькой клавиатурой. При необходимости ее можно было снимать. Цистры со съёмной клавиатурой предназначались главным образом для светских дам, которым длинные ногти помешали бы перебирать гитарные струны.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6135.jpg

Инструмент в виде головы быка – это средневековая стилизация арфы, на которой, по библейскому преданию, музицировал легендарный царь Давид, напевая свои псалмы. В средние века Давидова арфа звучала в монастырях тоже во время пения псалмов, поэтому с тех пор ее стали называть «псалтериум». Но и при новом названии она сохранила свою древнюю форму – бычью голову.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6136.jpg

Целую витрину здесь занимают миниатюрные пошетты (от фр. poche – карман) — миниатюрных скрипок. Ими пользовались в XVI–XVIII вв. учителя танцев в дворянских семьях. Пошетты настроены на октаву выше обычной скрипки. Звук у них слабый и не слишком приятный. Но им красота звучания ни к чему. Они были нужны лишь для того, чтобы задавать ритм танцорам.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6161.jpg

Зато внешне пошетты всевозможных видов, щедро украшенные перламутром либо черепаховыми пластинами, либо изысканной резьбой, выглядят впечатляюще. Такого собрания пошеттов — нет ни в одном музее мира.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6160.jpg

Особого внимания заслуживают клавишные инструменты коллекции. Среди них есть настоящие раритеты.
Например, уникальные клавишные инструменты коллекции: спинет (разновидность клавесина), датируемый 1532 годом - таких инструментов осталось всего три в мире. Это небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент. Он похож на клавесин, но его струны натянуты по диагонали слева направо. Уникальность его в том, что он очень старый. Такие спинеты были во многих домах, это же не самый дорогой инструмент, они были даже меньше и попроще.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6129.jpg

Старинный клавикорды. Клавикорд — это очень редкий инструмент 1744 года, во всей России такой инструмент сохранился в одном экземпляре.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6165.jpg

Одно из ранних пианофорте— предшественники современного фортепиано.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6131.jpg

Большее мастерство от исполнителя требовалось при игре на стеклянной гармонике - водном органе.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6152.jpg

Выглядит инструмент весьма любопытно: стеклянные чаши разных размеров и различной толщины густо нанизаны на длинный вал, проходящий вдоль полукруглого деревянного желоба. Внутрь желоба наливали воду и вращали вал рукояткой или ножной педалью. При игре руки постоянно смачивали, прежде чем приложить к поверхности вращающихся чаш. От трения мокрой кожи по мокрому стеклу рождались волшебные звуки небесных сфер.
На протяжении почти ста лет стеклянная гармоника входила в состав симфонического оркестра. Специально для нее писали свои произведения Моцарт и Бетховен.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6151.jpg

Потом она была забыта. И только в наши дни интерес к ней снова пробудился. Теперь в разных странах проводятся даже фестивали, посвященные игре на этом экзотичном инструменте.

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Музее Музыки в IMG_6164.jpg

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Анализируя спектроскопические данные, полученные Очень Большим Телескопом (VLT ESO) две команды астрономов обнаружили железо и никель в комах комет, включая межзвездную комету Борисова (2I/Borisov). Это первое обнаружение тяжелых металлов, обычно ассоциирующихся с горячими средами, в ...
Баусова_Наталия все записи автора Мир из 100 человек Если бы на всей земле жили только 100 человек, то 57 из них были бы выходцами из Азии, 21 – из Европы, 14 – со всего американского континент ...
Все новые ролики от Крыгиной уже затерты всеми до дыр. Кстати, у нее про летний мейк вышло, если вы не видели. Поэтому всегда интересно что-то другое. Я тут нашла кое-что интересное. Возможно для жизни на земле это не настолько важно, как все остальное у Крыгиной, но для понимания того, ...
Совет Госдумы создаст рабочую группу по совершенствованию законодательства в сфере регулирования использования беспилотников, рассказал депутат Хинштейн. Совершенно правильное решение. Надо срочно принять закон, запрещающий не только диверсантам, но и Украине отправлять ударные ...
Итак, под жарким летним девизом «Не дай себе засохнуть» ты тянешься рукой к бутылочке с прохладной пузырящейся минералкой. ЗдОрово? Возможно. Но здорОво ли? Чтобы узнать это, потрудись почитать этикетку и выясни, подойдет ли данная водичка ...