Экспозиционная часть музея Победы
avderin — 28.09.2025
У меня уже был пост про архитектурное оформление московского музея
Победыhttps://avderin.livejournal.com/3460066.html
На мой взгляд – архитектура жуткая.
Теперь хочется сказать несколько слов про экспозиции внутри. Я шёл в музей вовсе не для того, чтобы его ругать. Я шёл с желанием посмотреть, увидеть.
Несколько лет назад я три часа с удовольствием бродил по музею вооружённых сил (бывший музей Советской Армии). Этой весной мне очень понравился музей военной техники и оружия в Падиково. Я не со всем и там согласен, что-то я сделал бы по-другому. Но это примеры профессиональной работы.
А вот экспозиции в музее Победы у меня, к большому сожалению, вызвали такое же разочарование, как и его интерьеры. Я, правда, видел только половину, на очень большой части музея происходила замена экспозиций, и какие-то залы были закрыты…
Если у кого-то возникнет желание попрекать меня таким оценочным подходом к священной для каждого человека теме… Я скажу, что плохой фильм про войну вызывает более негативное отношение, чем плохой фильм про отпуск в Таиланде. Есть в русском художественном языке такое понятие «спекуляция на теме».
Это не упрёк всем работникам этого музея. В музеях работают обычно по-настоящему увлечённые люди, энтузиасты. Но часто не они определяют концепцию и оформление выставок. К тем же, кто собирает, сортирует, сохраняет… у меня всегда было большое уважение. Пройдут годы, поменяются начальники, поменяются подходы к экспонированию, даже толкования каких-то событий… И из собранных ими сегодня, вчера, позавчера… материалов будут делать другие выставки, к которым уже не сможет придраться даже самый строгий критик.
Страшно раздражает бравурность… Типа, мы крутые, мы самые крутые, мы всем покажем, одной левой, нам и море по колено…
Виктор Астафьев рассказывал, что, призвав на войну, их подразделение одели в гимнастёрки с зашитыми разрезами на пузе – до самого низа. Вся амуниция была старой и заношенной. Быстро они узнали, что эти гимнастёрки резали так, когда снимали с покойников. Иначе ведь и не снимешь.
Вот, если в витрине поместить такую гимнастёрку, и дополнить всё рассказом Астафьева – это будет… настоящая правда о войне. А, когда вокруг одни ордена и парадные мундиры… Так для десятков миллионов солдат в окопах война выглядела совсем иначе.
Ещё дико раздражают игры в интерактивность. Когда слева тебе показывают один фильм, справа – другой, из зала спереди доносится голос Левитана, а из зала сзади всё заглушает бодрый марш. Всё мелькает, сверкает – не музей, а дискотека времён моей молодости. Эта какофония звуков, это мельтешение… достаёт не только в залах, но и на открытых площадках. Там тоже постоянно имитирую звук очередей и всполохи взрывов. Качество всех этих имитаций ниже плинтуса – и они только мешают смотреть, слушать и думать.
Сейчас многие музеи увлекаются подобными пародиями на интерактивность. Ребята не понимают, что настоящая, производящая впечатление интерактивность требует дорогого оборудования и классных специалистов. Что это очень серьёзная и требующая больших знаний и больших затрат работа: разработать концепцию, создать сценарий, подготовить звуковой и видеоряд, согласовать это всё с прочими элементами экспозиции… А просто сверкание и мелькание… Получается пародия на колхозную дискотеку советских времён.
Обилие экранов со старым видео требует раздачи людям наушников, которые включаются только тогда, когда человек подходит к данному экрану. Это уже совершенно обычные музейные гаджеты, которые широко используются, скажем, в московском центре толерантности. Надо просто этим озаботиться.
Наверняка кто-то захочет упрекнуть меня в том, что я далёк от российского народа, что я его совершенно не понимаю – а на самом деле народу всё это нравится. Мол, если бы я проводил опрос…
Считайте, что проводил.
Я уходил из музея за полчаса до закрытия. Кроме моих вещей в гардеробе висели ещё две куртки. В уголке правда их висело ещё десяток. Но мне объяснили, что это вещи сотрудников.
Днём в музей классами водят школьников, всяких курсантов, кадетов. Привозят их даже из других городов. Так что народу порой хватает. Но вот вечером: людей, которые пришли в огромный музей сами, можно сосчитать по пальцам. Люди голосую. Ногами. Они просто не ходят в этот музей. В своём нынешнем виде он им не интересен. Многие о его существовании даже не подозревают.
Вечером возвращался к метро. В парке темень. Только бьют в глаза, слепят лучи прожекторов. Темнота тоже не случайная – это часть концепции нагнетания. Однако, гулять в тёмном парке никому не хочется – и народа там совсем нет. Среди городской застройки огромное зелёное пространство. И оно пустое!
От музея до метро «Парк Победы» где-то полкилометра. Время – около 22 часов. Можете сами убедиться: на огромной экспланаде – ни одной фигуры!
|
|
</> |
Организация и проведение свадьбы: главные нюансы подготовки торжества
Дефициты и новые карьерные возможности
Встреча года
Началось!
Снежные звери и рептилии
26 декабря ● "День ПВО", "День подарков" и "День начала войны котиков с
Рыбный день
Прошедший год
Будь в Прибалтике выборные президенты, то и налоги могли бы стать честными.

