
Эксперименты с ПДД в Швеции

В воскресенье, 3 сентября 1967 года Швеция перешла на правостороннее автомобильное движение.

Этот переход еще 10 февраля 1718 года предписал своим подданным
его величество король Карл XII. Но уже 12 декабря 1734 года это
постановление было отменено, чтобы 24 мая 1868 года издать сырой
закон, в котором нельзя было однозначно выделить ни левостороннее,
ни правостороннее движение. Что не играло большой роли, потому что
неспешно передвигавшиеся конные повозки и экипажи легко находили
способ разъехаться.
Ситуация резко изменилась только тогда, когда автомобиль
окончательно вытеснил лошадь. Затем, после множества колебаний,
последовало постановление 1923 года, которое недвусмысленно
предписывало левостороннее движение. В 1955 году несговорчивые
шведские водители и мотоциклисты
проголосовали на референдуме явным большинством в 83% за сохранение
статуса-кво.
Но тема не была закрыта. Динамику в дебатах обеспечил Северный
совет, образованное Швецией, Данией и Норвегией в конце 1951 года,
- объединение с чисто совещательными функциями, в которое позже
также вошли Финляндия и Исландия. В начале 1963 года это
объединение настойчиво рекомендовало установить правостороннее
движение. Это также было связано с несчастными случаями, которые
непропорционально часто происходили на длинной границе Швеции с
Норвегией и Финляндией, там, где друг с другом пересекались лево- и
правостороннее движения.
Это оказало влияние, и все внезапно пошло очень быстро: уже 10 мая
того же года шведский парламент решил реализовать эту рекомендацию
до 1967 года (но не для поездов и метро).
Результат дня Dagen H виден на фотографии. Потом все быстро
нормализовалось.