Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Суздаль: Гостиный двор. 2
uctopuockon_pyc — 18.03.2024Вчера не закончили...
А мы выходим на улицу Ленина... Новая центральная улица сложилась из нескольких улиц в одну прямую линию от Владимирской до Ивановской заставы. Прежде улица состояла из 4 частей и имела 4 названия: Пинаевская улица шла от Владимирской заставы до моста через Каменку, Владимирская улица — от моста до Торговой площади, Большая Владимирская улица — от Торговой площади до Ризоположенского монастыря, Ярославская улица — от Ризоположенского монастыря до Ивановской заставы.
П центру кадра — дом Бабухиных-Шершениных:
Доходный дом Бабухиных-Шершениных состоит из двух частей, изначально построенных как отдельные дома разными владельцами. Сооружение является памятником архитектуры первой половины XIX века. Правая часть дома, каменное двухэтажное здание, выходящее торцом на улицу Ленина, принадлежала мещанам Бабухиным, и до 1842 года представляла собой деревянный дом с двумя каменными лавками. Нынешний облик сооружение получило в конце первой половины XIX века. В 1862 году помещения дома сдавались в наем крестьянину Барскому, с 1872 до 1875 года здание было владением купца В. А. Жинкина, а после стало собственностью Авдотьи Фирсовой и некого Вавилова. Левая часть дома была владением Ивана Шершенина, который в 1806 году имел каменный дом, выстроенный по плану городской застройки. Позже, благодаря выгодному расположению, он стал получать доход от постоялого двора. В 1850 году домом владели дочь и племянница Шершенина, Ольга и Еликонида, которые продали имение купцу П. Козлову. При нем на нижнем этаже появились лавки, которые при следующей хозяйке дома, купчихе Е. Жилиной, стали торговать железоскобяным товаром.
А мы поворачиваем и идём с другой стороны Торговых рядов —
Традиционно в Гостином дворе помещения заняты торговыми организациями.
Напротив Торговых рядов базируется рыночек —
Есть в ассортименте этого рыночка некоторая особенность, связанная с огурцами, так как Суздаль является практически огуречной столицей России, где проводится соответствующий праздник.
Впервые Праздник огурца был проведен в 2001 году на базе Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Место проведения праздника было выбрано не случайно: Суздаль считается огуречной столицей России. В советское время участок земли в хозяйстве кормил большинство населения. В те времена по достоинству оценили огурец — культуру, которая способна дать богатый урожай на малой площади при наличии правильного ухода и полива. Так огурец стал символом города. С развитием туризма в Суздале было принято решение обыграть это гастрономическое достояние.
Мероприятие проводится ежегодно с 2001 года. В 2015 году праздник посетило около 15000 человек.
Международный праздник огурца (День Огурца) — ежегодно проводимый в городе Суздаль праздник-фестиваль. Мероприятие проводится в третью субботу июля, в период сбора огурцов, на территории Музея деревянного зодчества. В программу мероприятия входят выступления народных ансамблей, мастер-классы и конкурсы. Из года в год фестиваль предлагает гостям разнообразную праздничную программу. Обязательный элемент фестиваля — парад огуречников. Со всей России в Суздаль приезжают агрономы, чтобы поделиться своими достижениями и опытом в этом непростом занятии.
На фестивале работают три ряда, предлагающие гостям собственную программу: «Засолочный», «Обжорный» и «Ремесленный». В «Обжорном» ряду во время праздника можно попробовать огурцы, приготовленные самыми разными и необычными способами. Например, здесь можно найти жареные огурцы, пироги с огурцами и даже огуречное варенье. В «Ремесленном» ряду предлагается поучаствовать в разнообразных мастер-классах по фигурной резке из огурца, а также приобрести памятные сувениры. В «Засолочном» ряду раскрывают секреты идеальных огурцов и изготовляют старинный оберег Акилы-огуречника. Голову оберега наполняют горчичными семенами, защищающими рассол от появления плесени. Не обходится фестиваль без песен и плясок, конкурсов и мастер-классов. Особую программу готовят и для маленьких гостей праздника. Завершает праздник запуск куклы-огурца в небо.
А мы вышли к Церкви Казанской иконы Божией Матери и Церкви Воскресения Словущего Воскресенского прихода —
Церковь Казанской иконы Божией Матери, или Казанская церковь — зимняя церковь на Торговой площади Суздаля рядом с Торговыми рядами, построенная в 1739 году. В нескольких десятках метров от неё расположена парная летняя Воскресенская церковь (1720). Казанская церковь была пристроена к Воскресенской и многократно перестраивалась. К двухклетному невысокому каменному храму с глубокой апсидой с восточной стороны примыкает небольшой придел. Храм и придел увенчаны небольшими луковичными главками на невысоких барабанах. Церковь интересна кружевным металлическим гребнем на коньке крыши.
Обращает на себя внимание продуманное разнообразие форм покрытий алтарных апсид ансамбля Казанской и Воскресенской церквей: прямой скат апсиды Воскресенской церкви удачно дополняется изогнутым фигурным покрытием апсиды Казанской церкви и сферическим покрытием придела. В храме находятся мощи святителей Иоанна и Феодора Суздальских. Кроме того, по предположениям местных краеведов, в здании Казанской церкви мог быть похоронен ключарь Рождественского монастыря Анания Фёдоров, написавший в 1770-х годах «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале». В 2019-2021 года храм был полностью отреставрирован и заново расписан на пожертвования благотворителя Александра Геннадьевича Шишкина. 1 мая 2022 года митрополит Владимирский и Суздальский Тихон (Емельянов) возглавил чин великого освящения храма.
Церковь Воскресения на торгу, или Воскресенская церковь — летняя церковь на главной городской площади Суздаля рядом с Торговыми рядами, построенная в 1720 году. Поблизости расположена парная зимняя Казанская церковь (1739). Воскресенская церковь появилась на месте сгоревшей в июле 1719 года деревянной церкви и отличается простой и лаконичной архитектурой. четверик украшен ажурным фризом из килевидных арочек и трёх рядов выступающих углами лекальных кирпичей. Окна храма лишены наличников, и лишь парадное крыльцо с арками и круглыми столбами украшает южный фасад здания. Оригинальная конструкция сводов, опирающихся всего на два столба, делает внутреннюю часть церкви более светлой и просторной по сравнению с четырёхстолпными храмами. Стены церкви украшены клеевой живописью конца XIX века, на столбах сохранились фрагменты росписи первой половины XVIII века. Колокольня Воскресенской церкви, построенная одновременно с основным зданием, является доминантой всей торговой площади. В первоначальном виде, как и окружающие её колокольни Антипиевской, Скорбященской и Предтеченской церквей, она была невысокой. Однако позже восьмерик на четверике был надстроен и украшен карнизами и ширинками с разноцветными изразцами. Старые арки звона были заложены (следы их видны и сейчас примерно на половине высоты колокольни) и добавлен ещё один ярус. Вопреки суздальским традициям, башня колокольни завершается не шатром, а лопастным сферическим колпаком с высоким шпилем. В 1970-е гг. в храме была выставка деревянной резьбы (одна из экспозиций Владимиро-Суздальского музея-заповедника).
Центральные ворота Торговых рядов — въезд во внутренний двор —
А мы выходим на Торговую Площадь —
Согласно летописи Торговая площадь изначально называлась Хлебной. Ее строительство было обусловлено тем, что Суздаль, стал крупным торгово-ремесленным центром, чему способствовало расположение города на реке Каменке, через которую проходил торговый путь. Продавали в городе в основном зерно, мед, лен, овощи. С северной стороны Площади размещались ряды с гончарными изделиями, чуть дальше торговали инструментами: сверлами, долотами, железками для рубанков и пр.
Строительство торговых рядов проходило не без скандалов. Часть прибыли от торговли шла в городскую казну, и городские власти пристально следили за тем, как шло строительство Гостиного двора. Но купцы, которые, помимо доли с продаж, должны были давать деньги еще и на строительство рядов, неохотно расставались с деньгами и своими деревянными лавками. Поэтому в городскую управу регулярно подавались списки должников. Построенные торговые ряды фасадом выходили к реке Каменке, так как именно с этой стороны проходила дорога. Но когда дорогу перенесли на улицу Ленина, ряды пришлось развернуть в противоположную от реки сторону.
Торговая площадь в Суздале — колоритное место в городе, расположенное в границах пересечения улицы Ленина и улицы Васильевской. Уже девять веков размеры, планировка и назначение места остаются неизменными. Это самое туристическое место в городе, через которое проходят все экскурсионные маршруты. Рукотворные расписные валенки, берестяные лукошки, разносолы, а также регулярные народные гуляния с задорными плясками, удалыми тройками, яркими повозками с позвякивающими колокольчиками — все это формирует неповторимую атмосферу Торговой площади Суздаля.
Современный вид Торговой площади сложился к началу XIX в., после того, как сгоревшие в пожаре деревянные постройки были заменены на каменные. Центральным объектом архитектурного ансамбля являются галереи Гостиного двора. Перед входом на Площадь расположены два храма: Воскресенская церковь и Казанская церковь. Оба сооружения отличаются лаконичностью и торжественностью внешнего облика.
Вымощенная булыжником площадь, начиная с XII в., имела большое значение для торговли в городе: сюда приезжали купцы, заключали сделки. В наши дни здесь часто снимают кино, а торговля ведется только в отреставрированных торговых рядах Гостиного двора.
Вот наиболее известные киноистории, снятые в древнем городе и его окрестностях: «Живые и мертвые» (1963), «Метель» (1964), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Андрей Рублев» (1965), «Братья Карамазовы» (фильм в 1967 и сериал в 2009), «Финист – ясный сокол» (1974), «Мой ласковый и нежный зверь» (2-я половина 70-х), «Юность Петра» (1979-80), «Чародеи» (1982), «Мертвые души» (1983), «Петр Великий» (США, 1984-85), «Борис Годунов» (1987), «Князь Серебряный» (1990), «Классик» (1997), «Сказ про Федота-стрельца» (2000), «Царь» (2008) и другие. (https://gtksuzdal.ru/interesting-suzdal/kakie-filmyi-snimali-v-suzdale.html)
Первым фильмом, который снимали в Суздале, стала «Баллада о солдате» (1958 г.). А в 1963 году на старой суздальской дороге и в селе Батыево развернула свою работу съемочная группа киноэпопеи «Живые и мертвые» по роману Константина Симонова.
Для эпизода «Батальон Ратченко в сожжённой деревне» режиссер Александр Столпер выбрал расположенное неподалеку от города село Батыево, которое умирало и должно было исполнить роль одного из селений Белоруссии, уничтоженных фашистами.
На съемках в 1964 году знаменитой комедии «Женитьба Бальзаминова» инфраструктура суздальской земли не только не пострадала, но и частично была отремонтирована. Это касалось некоторых церквей, которые попадали в зону интересов кинематографистов и фигурировали в кадре. К деталям на площадке относились внимательно. Да и в целом процесс был творческим и позитивным. Суздаль с его патриархальным укладом и обстановкой русского купеческого города в картине сыграл Москву XIX столетия.
Воскресенская церковь на Торговой площади в центре Суздаля. Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова», 1964 год.
Сад Белотеловой, Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»,1964 год.
А в 1965 году Суздаль облюбовал мэтр советского кино - Андрей Тарковский. Незадолго до этого вышел его первый полнометражный фильм «Иваново детство», который мгновенно принес режиссеру признание, успех и премию «Золотой лев» на международном фестивале в Венеции. Следующей работой Тарковского стал «Андрей Рублев». Первоначально картина называлась «Страсти по Андрею», но была переименовала из-за излишней религиозности названия. Фильм рассказывает историю великого русского иконописца - монаха-странника Андрея. Сюжет разделен на восемь новелл, которые повествуют о событиях, происходящих на Руси в период с 1400 по 1423 годы.
Кадр из фильма «Андрей Рублев»,1965 год
В память о съемках «Андрея Рублева» в 2017 году на территории ГТК «Суздаль» открыли памятник Андрею Тарковскому. В центре композиции – огромный колокол, перед которым стоят три фигуры: самого режиссера, Андрея Рублева и колокольных дел мастера Бориски.
Монумент поставили на берегу Каменки – напротив Спасо-Евфимиева монастыря. Все тот же Николай Бурляев рассказывал, что, находясь именно на этом месте, режиссер определился, где в городе будет сниматься последняя новелла его картины.
Приезжали в Суздале не только фильмы исторические, но и сказочно-фантастические. Яркий пример – новогодний мюзикл «Чародеи», премьера которого состоялась 31 декабря 1982 года. Основным местом съемок выступил ГТК «Суздаль», находящийся по адресу: ул. Коровники, 45. В основу сценария картины легла повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Все мы хорошо помним сюжет: в институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Широкой публике изобретение обещали представить 31 декабря. Но не все хотят, чтобы это произошло. Сюжет пронизан чудесами, коварными происками врагов, а еще трепетной любовью и добром, которое все-таки побеждает зло.
В 1998 году на экраны страны вышел русский боевик «Классик» режиссера Георгия Шенгелия. Бильярдная, где проходили съемки сохранилась в том же облике, в котором она предстает в кино.
Именно здесь герой Гуськова исполняет знаменитый «удар Лемана». Интересно, что в фильме сложнейший элемент выполняет признанный мастер бильярда Виталий Факинель, который с первых дублей сумел поставить шары в идеальную позицию. Даже специалисты пересматривают этот эпизод с восхищением.
Знаковым событием последнего десятилетия стали съемки в Суздале исторической картины «Царь» режиссера Павла Лунгина. Фильм вышел на экраны в 2009 году. Роль Ивана Грозного исполнил Петр Мамонов. А митрополита Филиппа сыграл Олег Янковский. И эта работа стала последней актера.
Декорации для «Царя «получились такими крепкими и достоверными, что впоследствии их не раз использовали для другого кино. В бутафорской деревне снимали картины «Последний великан», «Легенда» и «Борис Годунов».
И ещё несколько кадров из парка с торговыми павильонами и резными фигурами ....
В этой локации прогулку закончили, далее в монастырь поедем...
Продолжение следует