Эковандалы

Двое активистов климатического движения Just Stop Oil («Просто остановите нефть») разбили в лондонской Национальной галерее защитное стекло картины Диего Веласкеса «Венера с зеркалом», за что были арестованы.

По сообщению BBC, лондонская полиция заявила, что активисты были взяты под арест за преступную порчу имущества. Неизвестно, пострадало ли полотно, но стоимость «Венеры с зеркалом» оценивается в более чем 70 млн фунтов.
Just Stop Oil — движение активистов в Великобритании, которое использует гражданское сопротивление в знак протеста против лицензирования и производства новых ископаемых видов топлива правительством страны. В октябре 2022 года активисты Just Stop Oil облили томатным супом картину Ван Гога «Подсолнухи» в Национальной галерее Лондона. Участники движения призывали прекратить добычу нефти и газа и обратить внимание на рост цен.
Эта картина Веласкеса не впервые становится мишенью атак. В 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон нанесла повреждения полотну с помощью тесака в знак протеста против ареста другой суфражистки Эммелин Панкхерст. Ричардсон оставила на картине семь порезов. Позже картину смогли отреставрировать.
Венера перед зеркалом, Диего Веласкес

Около 1647-1651
Единственная картина Диего Веласкеса, на которой
запечатлена обнаженная женская фигура. Это объясняется резко
отрицательным отношением испанской церкви к подобным изображениям.
Однако в королевской коллекции было много подобных произведений на
мифологические сюжеты, например Тициана и других художников
эпохи Возрождения. По документам известно, что Веласкес написал еще
несколько похожих полотен, но они не сохранились.
Венера, богиня любви, была самой прекрасной богиней
античного мира и считалась персонификацией женской красоты.
Живописец показал ее с сыном Купидоном. Он держит зеркало так,
чтобы она могла видеть и себя, и того, кто ее созерцает. Этот прием
за сто лет до Веласкеса изобрел Тициан специально для изображения
богини («Венера с
зеркалом», 1550-е, Национальная галерея
искусства, Вашингтон), она тоже представлена с
Купидоном.
Впервые картина упоминается в 1651 как хранящаяся в
коллекции молодого сына тогдашнего премьер-министра Испании,
знаменитого своей любвеобильностью и покровительством искусству.
Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя.
Этот статус позволял ему заказывать подобные полотна, не опасаясь
преследований инквизиции. В доме маркиза работа висела вместе с
венецианской картиной XVI века, изображавшей обнаженную нимфу.
Одним словом, «Венера перед
зеркалом» — уникальная в
испанском искусстве.