Экономить на оперативной памяти грешно - рассказик для Евгения Фалина.

топ 100 блогов whale_roma15.05.2023 Доброй всем ночи.
Экономить на оперативной памяти грешно - рассказик для Евгения Фалина.
Этот рассказик я хотел написать ещё пару дней тому назад - но мне всё было некогда - и тут наш автор Евгений Фалин ( https://nibelung-ruru.livejournal.com/ ) просто-таки заставил его меня написать: https://whale-roma.livejournal.com/609707.html . Всю свою жизнь я ставил на материнские платы столько оперативной памяти, сколько они могут её адресовать - 16 Мб. для "80386DX/387", 256 Мб. для "Pentium", 1 Гб. для "Pentium III", 2 Гб. для "Toshiba Tecra S1" и так далее; исключением был только период когда я долго пользовался 32х-разрядной "Windows 7", которая больше 4 Гб. не может адресовать сама по себе. И мне никогда нехватало этих обьёмов - программы всё время висли и работали безобразно медленно - а программисты придумывали всё более изощрённые алгоритмы кэширования чтобы оправдывать вопиющее крохоборие своих работодателей; они ухитрялись ставить на типовые "рабочие станции" гораздо меньше памяти чем Китиша на свои компьютеры и утверждали что этого "вполне достаточно". Мой друг Андрей мог написать против Китиши филлиппику в "PC Magazine" - заявить что я домохозяин и фрекен Бок мужского пола, ничего не понимающий в операционных системах - как это только что сделал Евгений - а потом сидеть со мной в "порше", своём 959м или в моём 930м, есть розины блины с розиной сметаной и говорить о том что в СЕО "IBM", на которых он работал, сплошные сволочи и Скруджи Мак Даки. И вот сейчас эта тенденция вошла в новый виток - производители игровых приставок, такие как "Sony" или "Asus" - берут офисные машинки или ноутбуки коммивояжёров, заворачивают их в обёртки игровых изделий, комплектуют джойстиками и подсовывают игрокам. Игроки уже десятилете как жалуются на то что игрушки у них виснут, показывают несколько кадров в секунду, подают на производителей в суды - а производители и их армии адвокатов доказывают что игроки мол пошли некомпетентные; не умеют играть, джойстик криво держат - и буфера под видеопамять, выделенного из оперативной памяти такого компьютера им нехватает именно поэтому. И вообще игроки не так сидят. Найдите пожалуйста минуточку чтобы почитать об этом дальше.

Невпихуемое не впихивается.
Чего только не придумывали адепты подмены оперативной памяти кэшированием. Во второй половине 1990х годов появились первые гибридные накопители - они предназначались для рабочих станций и представляли из себя обычные жёсткие диски с интерфейсом SCSI-3, совмещённые с крохотным твердотельным накопителем обьёмом 64 или 128 Мегабайт - в те времена он крохотным не казался. Такой обьём был хорош для выборки всякой бизнес-информации - текстовых файликов, электронных таблиц и баз данных - но уже тогда он оказался бесполезным при работе с видеофайлами большого обьёма и даже с цифровыми фотографиями в несжатых RAW-форматах. Видеофайлы тогда были не слишком большими - работники студии "Pixar" монтировали свои мультики из нескольких десятков файлов обьёмом пару сотен мегабайт каждый - всё это прекрасно помещалось бы в оперативную память рабочей станции будь она обьёмом хотя-бы в гигабайт, но на деле рабочие станции производства "Silicon Graphics Interactive" того периода можно было оснастить памятью обьёмом 192 Мегабайта и не больше, а в продаваемых клиентам рабочих станциях стояли модули суммарно по 32 или 64 Мегабайта. Видеофайлики в SSD-кэши тогдашних гибридных накопителей не помещались - студия работала с обычными дисками, составлеными в RAID-массив а скорость их работы была ограничена пропускной способностью шины SCSI-3 в 40 Мегабайт в секунду - поэтому процесс монтажа фильмов шёл долго и мучительно.
Вернёмся в наше время. Китиша ставит своим друзьям из "Живого Журнала" сердечки - для этого я открываю странички ваших бложиков - около десятка вкладочек. Многие наши авторы в качестве иллюстративного материала на своих страничках используют ссылочки на фильмики в "Youtube" - эти фильмики подгружаются в оперативную память компьютера для предпросмотра и занимают значительный обьём оперативной памяти. Мне явным образом часто нехватает 16 Гб. оперативной памяти, а файл подкачки у меня небольшой - 2048 Мегабайт; иногда это приводит к тому что вся наличная память оказывается исчерпаной и менеджер ресурсов операционной системы принудительно прерывает работу браузера после соответствующего предупреждения. Такое случается редко - но всё же иногда происходит. Если бы оперативной памяти было бы больше - хотя-бы 32 Гб. - проблемы бы не было. Те, кто открывает больше страничек чем я одновременно - сталкиваются с такой проблемой чаще - если конечно они не имеют 32 или больше гигабайта оперативной памяти. В самом ближайшем будущем - когда разрешение видеофайликов в "Youtube" и их обьёмы возрастут - 32 и больше гигабайта оперативной памяти станут минимумом для обычных рутинных задач рядовых интернет-пользоваателей. И наконец компьютерные игры - в текстурах многих из них используются фотографии, уже сжатые при помощи алгоритмов вроде jpeg - компрессия таких текстур в принципе невозможна; это примерно то же самое как делить числа меньше единицы. И видеокарты не могут использовать файлы подкачки накопителей для оперативного хранения текстур - они могут использовать для их размещения только оперативную память компьютера, что предьявляет очередные требования к её обьёму.

"Офисные" игрища.
После появления на рубеже веков игровых приставок с трёхмерной полигональной графикой эти приставки - такие как "Xbox 360" или "PlayStation 3" - представляли из себя специализированые компьютеры со вполне полноценными видеокартами, имеющими собственную аппаратную видеопамять; например в "Xbox 360" в качестве видеокарты выступала заказная версия "GeForce GT7800" компании "Nvidia". Но после того как в 2011 году Раджа Кодури придумал видеокарты с архитектурой "Graphics Core Next" появились гибридные центральные процессоры, совмещённые с такими видеокартами, которые мало чем отличались от обычных видеокарт начального уровня - конкретно тем что они не имели своего массива видеопамяти и использовали часть оперативной памяти компьютера под видеобуфер. И кто-то в компании "Sony" или компании "Microsoft" решил - давайте сделаем игровую приставку на базе обычного офисного компьютера с гибридным процессором "AMD" !!! Такие приставки тут же появились - "PlayStation 4" и "Xbox One" на основе одного и того же процессора "Jaguar" компании "AMD" - https://www.anandtech.com/print/16336/installing-windows-on-an-xbox-one-s-apu-the-chuwi-aerobox-review . В обеих приставках для нужд видеопамяти выделяется обьём примерно 2 Гб.
В 2020 году у Китиши дошли руки до стареньких уже игрушечек серии "Deus Ex" - последняя из них, "Mankind Divided" - была выпущена в 2015 году... И я без особого удивления узнал что видеопамяти обьёмом 4 Гб. моей видеокарточки для нормальной игры в эту игрушечку явно недостаточно.
Экономить на оперативной памяти грешно - рассказик для Евгения Фалина.
Вскоре появилось множество игр, предьявляющих к обьёму видеопамяти видеокарточки ещё большие требования - например "Red Dead Redemption 2" - https://ru.wikipedia.org/wiki/Red_Dead_Redemption_2 . Эти игры были адаптированы под аппаратные возможности обеих упомянутых приставок - например если игра "Red Dead Redemption 2" в версии для "Windows" занимает обьём дистрибутива примерно 200 Гб., то в версии для "PlayStation 4" - в четыре раза меньше. И всё равно подобные игры на обеих приставках стали виснуть...
Эта ситуация ничему не научила ни "Sony", ни "Microsoft" - следующее поколение игровых приставок оказалось ещё более витиеватыми... офисными компьютерами. В приставках обеих компаний используются видеокарты компании "AMD" с архитектурой "RDNA 2" - все они обладают высокой вычислительной мощностью; например - https://www.techpowerup.com/gpu-specs/amd-lockhart.g970 или https://www.techpowerup.com/gpu-specs/amd-oberon.g936 . Но что стоит эта вычислительная мощность если видеобуфер - обьём выделенной под видеопамять оперативной памяти приставки - ограничен 2 или 4 Гб. ? Нетрудно догадатся, что при таком дисбалансе между вычислительной мощностью видеопроцессора и нехватке видеопамяти он будет работать плохо - что и происходит - игры всё время виснут и подтормаживают, к ним всё время приходится выпускать заплатки и адаптировать их к причудливым аппаратным конфигурациям приставок, придуманых крохоборами из "Sony" и "Microsoft". О том, что из себя представляет приставка "Sony Paystation 5" в принципе можно понять из этих двух интересных рассказиков: https://www.hardwareluxx.ru/index.php/artikel/hardware/prozessoren/52045-test-i-obzor-ryzen-4700s-desktop-kit-spetsializirovannyj-chip-ps5-s-ogranicheniyami.html и https://www.hardwareluxx.ru/index.php/artikel/hardware/prozessoren/52059-test-amd-ryzen-4700s-desktop-kit-v-igrakh.html . Раньше многие покупали игровые приставки своим детям потому что они гарантировали отсутствие проблем - но вот уже почти десять лет как о тех временах можно забыть - в наше время игровая приставка это только лишь "конская" стоимость игрушек, а проблемы как были так и остаются. Проще играть в игры на офисном компьютере запустив современную игру с пониженными настройками и подключив его к телевизору вместо монитора.

Сейчас оперативная память стоит дёшево как никогда - 64 Гб. памяти DDR-4 продаются по цене недорогого NVMe-накопителя обьёмом 2 Тб., а 128 Гб. оперативной памяти обойдутся дешевле чем накопитель обьёмом 4 Тб. на чипах QLC. Тут и дискуссии конец - не о чем говорить - надо покупать столько оперативной памяти сколько может адресовать ваша материнская плата. Но с видеопамятью для видеокарт проблемы остаются - в наше время уже 8 Гб. видеопамяти не кажутся достаточными. В 2015 году когда была выпущена "Фуря" - https://whale-roma.livejournal.com/120189.html - многие обозоеватели тут же написали о том что она никуда не годится - 4 Гб. видеопамяти окажутся недостаточными для нормальной работы. И тут же эта критика попала в цель - выпущеная тогда же игрушечка "Mankind Divided" безо всяких проблем работала на видеокартах с меньшей чем у "Фури2 вычислительной мощностью но вдвое большим обьёмом видеопамяти. И если проблемы программ для сложения фотографий или обработки видео как-то можно решить поставив в систему быстрый NVMe-накопитель с хорошим охлаждением, то с видеопамятью проблема нерешаема - если её обьём недостаточен вы ничего сделать не сможете. И опять же - зачем вам быстрый NVMe-накопитель если он стоит дороже 128 Гб. оперативной памяти ?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Владельцы гоночной серии «Формула-1» отказались от грид-герлз — девушек, которые перед гонками держали таблички с именами пилотов и спонсоров. Их работу назвали «противоречащей современным социальным нормам и не согласующейся с ценностями бренда». Коммерческий директор ...
Наконец-то повесили шторы в спальню! Теперь еще под них надо сделать крепление для тюли и повесить тюль. Ну и покрывало на кровать, и текстиль нужны для завершения картины. Но теперь мне гораздо больше нравится. Тут можно увидеть и нашу новую кровать тоже. А еще я таки нашла человека, кото ...
Мне бы банан кинули, я бы поржал, а Карлос расстроился. Видимо поэтому я не футболист мирового уровня. Хотя он всё-таки мнительный. В матче с Анжи можно было на кого угодно ...
Ситуация такая, поставил вчера тачку (на схеме зеленая) с заездом двумя колесами на тротуар во дворе своего дома , сегодня вышел, затерто две правые двери оказалось моя соседка, паркуясь задом левым передним крылом задела мою машину, и ...
Экономика Знаний. Продать на $86 миллиардов долларов новых компаний в год. Похоже, подходит долгожданная эпоха, когда интеллект все-таки будет кое-чего стоить в этом мире. В этом случае, государство Израиль точно на бобах не останется. 1. Израиль: экспорт и импорт ...