Экономика России на пути к кризису?
spydell — 11.09.2023В пятницу заседание Центробанка РФ. С начала сентября существенно ужесточилась риторика Центробанка в отношении траектории ДКП.
Рынок не в полной мере осознал намерения ЦБ, что привело к существенному расхождению спрэда между ключевой ставкой, ОФЗ и ожиданиями банков в отношении среднесрочной стоимости фондирования, что отражалось в задержке переноса ужесточения денежно-кредитных условий на межбанке в реальный сектор экономики (депозиты/кредиты).
В целом, банки повысили однолетние депозиты на 0.8 п.п с 14 по 31 августа, а краткосрочные (3-6 месячные) на 2 п.п, что ниже масштаба роста ставки ЦБ.
После повышения ключевой ставки на 3.5 п.п до 12% с 15 августа спрэд между ключевой ставкой и 6 месячными ОФЗ находился в диапазоне 1.2-1.7 п.п и в среднем около 1.6 п.п (10.4% по 6-месячным ОФЗ против 12% ключевой ставки ЦБ).
Рынок и банки ставили на то, что рост ставки в августе – это временное решение, в сентябре будет пауза, а в конце года возможно смягчение ДКП.
Предполагалось, что ЦБ будет действовать по аналогии с мартовским сквизом ставки до 20% в 2022 году, когда ставка продержались недолго. 11 апреля – 17%, 4 мая – 14%, 27 мая – 11%, 14 июня – 9.5%, 25 июля – 8%.
Всего через 3.5 месяца ставка нормализовалась с 20 до 9.5%, а рынок ОФЗ изначально закладывал смягчение ДКП. Например, 6-месячные ОФЗ имели максимальную доходность в 17.3% и корректировалась с опережающим темпом примерно в 1.5 месяца от ставки ЦБ, закладывая траекторию ставок на денежном рынке.
Но не в этот раз. С начала сентября Центробанк через макрофинансовые отчеты и публичную риторику начал агрессивно корректировать ожидания рынка, что привело к разгону ОФЗ почти по всей кривой доходности от трехмесячных ОФЗ (плюс 1.5 п.п доходности относительно 31 августа) до 10 летних ОФЗ (плюс 0.35 п.п).
Теперь кривая доходностей стала плоской и соответствует текущим ставкам на межбанке – около 12%. Центробанк достаточно отчетливо заявил, что ожидания быстрой нормализации ДКП необоснованные и допустимо дальнейшее ужесточение, но, очевидно, без ориентиров.
Куда ЦБ может забросить ставку?
Отсутствие ужесточения ДКП в пятницу будет воспринято, как искажение коммуникационного канала ЦБ с рынком. Слишком слабое ужесточение в пределах 0.25 п.п с текущим разлетом ставки и после повышения сразу на 3.5 п.п не имеет смысла.
Поэтому, как минимум 13% стоит ожидать. В принципе, ЦБ может удивить также, как и 15 августа, когда рынок ставил на 10.5%, а получил сразу 12%.
Более существенное ужесточение (свыше 13%) будет скорее необоснованным в контексте текущих условий и композиции факторов риска, усиливая риск каскадного долгового кризиса и макроэкономическую деградацию.
По официальной статистике текущая инфляция около 5.3% на начало сентября, и хотя инфляционный тренд устойчивый, но в данный момент ставка свыше 13% выглядит чрезмерной.
Какой наиболее сбалансированный вариант решения по ДКП в пятницу? Ставка 13% с более внятными сигналами удержания высокой ставки в среднесрочной перспективе (как минимум до начала 2 кв 2024) и с созданием пространства маневра для дальнейшего ужесточения при условии разгона инфляции/инфляционных или девальвационных ожиданий.
Однако, как уже было сказано в августе, рост ставки
будет неэффективным без комплекса мер по валютному контролю или без
обоснования ситуации с финансовым счетом.
Россия вступает на путь одновременного агрессивного ужесточения,
как монетарной, так и фискальной политики.
За последние 20 лет ставка выше 12% на межбанке - это аномалия. Подобное случалось в кризис 2009 на протяжении 6.5 месяцев с октября 2008 по май 2009, в кризис 2015 на протяжении полугода с 16 декабря 2014 по 16 июня 2015 и в кризис 2022 на протяжении двух месяцев с марта по май 2022.
Ужесточать ДКП Центробанк начал с 24 июля 2023, подняв ставку на 1 п.п до 8.5%. Если ЦБ продержит ставку свыше 12% до марта 2024 – это будет рекордным циклом ужесточения ДКП в современной истории (по силе, а не по продолжительности).
Одновременно и Минфин РФ «свирепствует». В январе-феврале 2023 бюджетный импульс превышал 50% г/г, с марта по май рост составил 7.7% г/г, а июня по август снижение расходов составляет 5.2% по номиналу. Резкое торможение расходов бюджета произошло в июне, а с июля происходит снижение (по номиналу).
С учетом инфляции накопленное снижение бюджетных расходов за последние три месяца достигает 9%, что соответствует темпам бюджетной консолидации 2015-2017, когда экономика была в рецессии.
Чтобы удержаться в пределах дефицита в 3 трлн руб, имея накопленный дефицит в 2.4 трлн с января по август 2023, Минфину придется с сентября по декабрь снизить расходы минимум на 15% по номиналу (до 22% в реальном выражении), одновременно форсируя доходы бюджета.
Бюджетный допинг, который был реализован с декабря 2022 по февраль 2023 создал мощный положительный импульс в экономике. Например, основная фаза роста промышленности была с марта по май 2023 включительно (https://t.me/spydell_finance/4006), а с июня вошли в стагнацию.
Учитывая текущую структуру бюджетных расходов, лаг между бюджетным импульсом и макроэкономической реакцией составляет около 3 месяцев. С июля начали «стравливать» избыточные расходы, соответственно более явная реакция экономики начнется с сентября.
В начале года я оценивал дефицит федерального бюджета по итогам года в 9-10 трлн руб, а может быть и выше, исходя из предположения, что антикризисная политика и макроэкономический приоритет будет доминировать в контексте текущей реальности.
9-10 трлн руб дефицита в год – тот минимум, который необходим экономике, чтобы держать рост в пределах 2.5% и выше. Сжатие дефицита до 3-4 трлн может стоить экономике до 3-4% нереализованного роста, учитывая высокую зависимость от госрасходов и госинвестиций.
Минфин вывел годовой дефицит к 8 трлн руб по состоянию на 1 июня, но резко развернулся, нажав на стоп-кран.
Минфин выбрал бюджетную стабильность, - логику Минфина можно понять. Реализуя по 10 трлн в год, при предельном потенциале заимствований на открытом рынке в 3-3.5 трлн в год, - существующие резервы (депозиты в российских банках + ФНБ) могли быть полностью потрачены к 3-4 кв 2024.
ЦБ начал резко ужесточать ДКП с августа, лаг в финансовом секторе составляет около одного месяца (рост ставок по кредитам и ужесточение финансовых условий проявятся с сентября), в экономике лаг воздействия 3-5 месяцев.
Логику действий ЦБ также можно понять. Девальвационный и инфляционный тренд привел бы к долгосрочным разрушительным последствиям, как в финансовой системе, так и в экономике. Однако, почему ЦБ РФ упорно игнорирует любые упоминания по оттоку капитала по финсчету платежного баланса и избегает любой формы валютного контроля?
Соответственно, образуется негативная суперпозиция двух ключевых направлений (монетарной и фискальной) госполитики, что накладывается на структурные ограничения экономики (дефицит кадров, отсутствие технологий, высокая загрузка производственных мощностей, санкционные ограничения).
Войдет ли экономика в жесткий кризис с 4 квартала 2023? Посмотрим, но падение ВВП становится практически неизбежным (не год к году из-за накопленного роста с января по сентябрь 2023, а кв/кв с исключением сезонного фактора).
|
</> |