Экономика модернизации
mrparker — 02.02.2010Все знают, что после нового года в России обязательно что-нибудь дорожает. Когда больше, когда меньше, но все же всегда в рамках приличий. Вот и в этом году власти Москвы и Московской области подняли цены на проезд в электропоездах приблизительно на 18 процентов. Одна зона в области стала стоить 16 рублей, а проезд по Москве – 26 рублей. И все бы ничего, но появился нюанс. Теперь за приезд на любую станцию в Москве надо заплатить стоимость проезда по столице. И если вы ехали, скажем, из Люберец в Выхино, то плюс к своим обычным 16 рублям заплатите, пожалуйста, 26 рублей за проезд по Москве. Таким образом стоимость проезда на электричке для тех, кто живет в пределах одной остановки от МКАД по сравнению с прошлым годом выросла на, внимание, 300 процентов. А это, согласитесь, ни в какие ворота не лезет.
Разумеется, никто получается не виноват. Московская железная дорога говорит, что они сами цены не назначают, а лишь просят местные власти назначить эти цены в соответствии с пожеланиями железной дороги. Объяснение, прямо скажем, очень смешное. А министерство транспорта Московской области и вовсе говорит, что проблема в неопределенности: какие станции считаются Московскими, а какие – нет.
Наверное я чего-то не понимаю. Но все-таки мне казалось, что все железные дороги в России принадлежат одной компании – Российские железные дороги. По этим железным дорогам ездят разные поезда, стоимость проезда в которых может быть разной в зависимости от комфортности поезда или жадности владеющей поездом компании. Но как так получается, что проезд поезда по одной части дороги между двумя станциями стоит для пассажира одних денег, а проезд этого же поезда по другой части той же самой дороги между теми же самыми двумя станциями (перегон-то один, объехать нельзя!) – других денег, у меня в голове не укладывается. Видимо, в этом удивительном ценообразовании и проявляется то самое загадочное свойство русской души, о котором Тютчев писал: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить».
Потому что в Московской области у нас, получается, один аршин, а в Москве аршин совершенно другой.
Но каким аршином не мерь Российские железные дороги, они
отчего-то все равно остаются медленными, громыхающими, грязными и
поразительно медленными.
Представитель министерства транспорта Московской области Илья
Гращенков говорит, что если не повышать тарифы, то придется
экономить на ремонте переходов и переездов и улучшении подвижных
составов. Между тем билет первого класса на поезд «Сапсан», который
ездит со скоростью 200 километров в час между двумя городами
России, стоит 9 рублей за километр пути. А билет первого класса с
бесплатными напитками и закусками на поезд «Евростар», который
ездит со скоростью 250 километров в час по всей Европе, стоит 7
рублей за километр пути.
А билет на раздолбанную электричку от Люберец до Выхино теперь стоит… те же самые 7 рублей за километр пути!
Такая вот получается экономика модернизации.