Эклектика



Киносказка стала цветастым и малоубедительным лубком. Интерьеры дворцов обнаружили свою невсамделишность, а сказочные королевства оказались не более чем подчёркнуто небрежно размалёванными задниками провинициальных ТЮЗов. Одной из точек крайнего падения стал помпезный «Финист Ясный Сокол», поставленный в декорациях детской игровой площадки с фанерными теремками и издевательски посвящённый памяти Александра Роу, однако тотальная стилистическая смазь поджидает нас в фильме «Самый сильный». Вероятно, это чемпион эклектики советской киносказки.
Подзаголовок фильма прост, как правда: «По мотивам народных сказок». Это у каких же народов такие сказки, что султан-падишах под тюрбан одевает парик с буклями как у английского судьи? Что это за мир такой, где русская деревня граничит с доисторическими степями Конана-Варвара? Почему незамысловатый фанерный (аккуратно побелёный) дворец султана стоит просто посреди пустоши, у каких-то горных отрогов, без малейших признаков какого бы то ни было жилья вокруг?
Всё странно в этом фильме, так что его странность уже начинает казаться очаровательной. В «Самом сильном» нет ни добра ни зла, никаких мотивировок действия, люди совершают поступки просто потому что их совершают, так что каждый очередной поворот сюжета повергает зрителя в несказанное изумление. Когда я, ещё ребёнком, смотрел это замечательное кино в районном кинотеатре «Космос», я диву давался. Но ничуть не менее потряс меня этот фильм на прошлой неделе.


Дед да баба лепят из теста себе ребёночка, тот за несколько часов вырастает до взрослого парня (Самого Сильного на свете), брутально кадрит самую симпатичную девицу в деревне, но вместо любви с синеглазой блодинкой (которую, как ни странно, зовут Гульчек) уходит странствовать, затем ни с того ни с сего решает жениться на чрезвычайно некрасивой принцессе-дочери халифа, тем самым вступает в конфликт с колдуном-сатанистом, который тоже почему-то хочет жениться на той же долговязой девице, и вообще переживает множество бессмысленных приключений, отчасти напоминающих пересказы полузабытых сказок в палате пионерского лагеря перед сном. Один сюжет въезжает в другой, интонация рассказа меняется каждую минуту, однако можно заметить, что мрачность сценария нарастает неотвратимо.


Декорации фильма меняются не так быстро, поэтому застенок, в который проваливается Самый Сильный, смотрится не слишком готично – несмотря на нежданную смену интонаций халифа и его визиря с клоунской на реалистическую. Впрочем, точку слома заметить можно: Самый Сильный, пригласив своих друзей, сверхестественных фольклорных удальцов типа Самый Меткий, Самый Чуткий и так далее, развлекает их эротическими танцами одалисок, каковых и в фильмах для взрослых не бывало. Вот после этого демонстративного жеста и начинается сползание от псевдофольклорной лабуты к самому настоящему жанру хоррор. Самому Сильному приходится спуститься в настоящий Ад, выглядящий на фоне картонных двоцов и фанерных деревень неожиданно сильно и убедительно, и вступить в странный поединок с колдуном-сатанистом на сюрреалистическом мосту, утыканном драконьими зубами.


Другими словами, фильм плохой, эклектичный, расползающийся на куски. Но чем-то он цепляет. Чем же? Сценарием. Если присмотреться к фильму внимательно, можно заметить: сценарий написан вполне адекватно. Он мрачно циничен с первого же эпизода, а вина за то, что первая половина фильма идиотически лучезарна, лежит целиком и полностью на режиссёре, не сумевшем сообразить даже такой пустяк, что русскую деревенскую девушку уж никак не могут звать Гульчек. Сценарист не валяет дурака, он пишет самую настоящую dark fantasy, но, увы, у реализаторов сценария не хватает ни эстетического чутья ни хотя бы крохи ума, чтобы выстроить историю именно так, как ей следует стоять.
|
</> |