Екатеринбург. След Романовых.
varandej — 07.11.2017С сегодняшнего дня "100 лет назад" и "до Революции" - уже не одно и то же. Будний и будничный день, в который кто-то плачет, а кто-то смеётся над вскрытыми капсулами времени с посланиями тех, кто полвека назад ВЕРИЛ. О конструктивизме как архитектуре несбывшихся надежд первых лет Октября я рассказывал в прошлой части. Но роль Екатеринбурга/Свердловска в советской истории куда более глубокая и более метафизическая, чем центр промышленного роста Первых пятилеток. Тут сгинул Николай II, последний правитель страны до Советов; отсюда вышел Борис Ельцин, первый правитель после Советов. Самая именитая жертва и самый высокопоставленный могильщик той системы, полное осмысление которой невозможно, пока жив хоть человек, видевший её своими глазами. Об их наследии в столице Урала и расскажу в ближайших 2 частях, и начнём хронологически с гражданина Романова.
Весна часто бывает похожа на осень, и именно таким невольно представляется утро 30 апреля 1918 года, когда на станцию Екатеринбург прибыл короткий поезд. В том поезде везли бывшего императора, а ныне просто гражданина Росреспублики, этнического немца Николая Романова с супругой Александрой, дочерью Марией и слугами. Остальные дочери Татьяна, Анастасия и Ольга и 13-летний цесаревич Алексей с очередным приступом гемофилии остались в Тобольске до начала навигации, чтобы не ехать в распутицу. По дороге к станции бывший царь проезжал село Покровское - родину Гришки Распутина. Поезд вышел из Тюмени 27 апреля и сначала повёз Романовых в Омск, так как до коменданта Василия Яковлева дошли слухи, будто Уралсовет готовит на них засаду, которая не должна была оставить в живых никого, и в Екатеринбург он согласился ехать только когда получил гарантии своей безопасности из Москвы от Якова Свердлова. В 8:40 утра поезд прибыл в Екатеринбург да встал на пятом пути, от вокзала закрытый другим составами - ибо на перроне росла и бесновалась толпа во главе с комиссаром станции. Идеи, что нужно сделать с прибывшими, в толпе высказывались, вернее выкрикивались, разные - например, задушить, или хотя бы "в рожу плюнуть". И это был тот случай, когда "если народ на вас плюнет - вы утонете".
2.
Простояв несколько часов, поезд ушёл обратно на восток. Но недалеко - верстах в трёх от вокзала, у начала Харитоновской улицы, на кратчайшем пути к реквизированному под романовский арест дому инженера Ипатьева, чета Романовых покинула вагон. Вот это место, вид в сторону вокзала:
3.
О метафизическом значении путепровода улицы Шевченко кто-то написал на нём самом:
4.
Поднявшись на путепровод, я с удивлением понял, что уже был здесь в 2010 году - и интересовали меня те дома слева от спуска по одной сугубо личной причине:
5.
Со стороны центра рядом с путепроводом строится церковь Порт-Артурской иконы Богоматери. Это вполне историческая икона, на которой Богоматерь держит в распростёртых руках платок с Нерукотворным Спасом, и явилась она во сне одному старому матросу-ветерану обороны Севастополя в 1903 году с повелением написать такой образ в Киево-Печерской Лавре да отправить в Порт-Артур. Воля Богородицы была исполнена, но сказалась всё та же логистика, главный союзник японцев в случившейся скоро войне - лишь к концу войны икона прибыла во Владивосток, а под павшим Порт-Артуром вместе с остальным обозом досталась японцам. В 1998-м году один паломник узнал эту иконы в Иерусалиме, в антикварной лавке на Виа Долороза, после чего она была выкуплена и перевезена в собор Владивостока. Но к чему она здесь? В контексте Николая II слово "Порт-Артур" не вызывает никаких ассоциаций, кроме проигранной императором войны, в которой Азия впервые за много веков взяла верх над Европой.
6.
Сейчас церковь, вполне может быть, уже и закончена. Крест "у начала пути на Русскую Голгофу" был поставлен в 2003 году, камень - в 2008-м, к 90-летию дальнейших событий. Для кого-то этот путь оказался короче - так, генерал-майор Валя (Василий) Долгоруков, в августе 1917 года добровольно отправившийся с Романовыми в ссылку, был сразу же увезён на допрос, и после обнаружения при нём карты да пары пистолетов - расстрелян. Остальную свиту, порядка 40 человек, распустили с приказом в кратчайшие сроки покинуть Пермскую губернию, и за Романовыми последовали лишь пятеро приближённых - лейб-медик Евгений Боткин, камердинер Терентий Чемодуров, камер-лакей Алексей Трупп, горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и поварёнок Лёнька Седнёв. Как неуместно звучат все эти звания в реальности, наступившей 100 лет назад...
7.
Харитоновская улица была прямой дорогой в дом на берегу Городского пруда. Построенный в 1877-78 годах статским советским Иваном Редикорцевым, это был один из лучших особняков уездного Екатеринбурга - большим (31 на 18 метров) и оснащённым такими благами, каких остальной город не знал вплоть до советской эпохи - водопроводом и канализацией, например. Здесь были даже телефон и электричество! Но в историю дом вошёл как Ипатьевский - по фамилии последнего владельца горного инженера Николая Ипатьева, а так же по созвучаю с Ипатьевским монастырём в далёкой Костроме, откуда династия Романовых в 1613 году взошла на царство.
7а.
Судьба Царской семьи решалась вот здесь, в крайнем здании справа - это бывший Волжско-Камский банк конца 19 века, где в 1905 году укрывался Яков Свердлов, а в 1918-м разместился Уралсовет во главе с бывшим заводским электриком Александром Белобородовым. Надо заметить, в год разгара Гражданской войны целостность что Белой, что Красной России была довольно условной, и голова зачастую не знала, куда идут ноги. У московских большевиков были планы постепенно сконцентрировать Романовых на Урале, в пролетарском краю, далёком при том от любых границ. В Пермь привезли Михаила Александровича, родного брата Николая II, формально в течение трёх часов последнего монарха России. Здесь же, в Екатеринбурге, ждали своей участи несколько великих князей. Но что делать со свергнутой династией - толком не знали: в Москве предлагали Николая II открыто судить, чтобы в итоге казнить, как французы Людовика, а то и вовсе тихо передать его живым Германии в обме на облегчение условий Брестского мира. Уралсовет, состоявший из вчерашних работяг и потомков политических ссыльных, смотрел на вещи проще - убить при первой возможности, без суда и следствия. Наконец, есть и такая версия, что москвичи всё понимали, и курировали процесс по каким-то устным неофициальным каналам, чтобы юридическая ответственность за дальнейшие события от начала до конца легла на уральцев.
8.
Надо заметить, собралась здесь тогда отъявленная красная сволочь, в честь которой в СССР не называли улиц. Например, Шая Голощёкин, впоследствии руководитель Казахской АССР, своими идеологически-неумелыми действиями устроивший там чудовищный голод. Здание Уралсовета в его историческом виде не сохранилось - в 1930-х его надстроили до 4 этажей грузным корпусом ГУВД на проспекте Ленина, 19, в котором просматривается разве что первый этаж с характерной "ёлочкой" кладки. Увы, я пару раз проходил совсем рядом с тем зданием, но так и не сфотографировал его. Вот лишь вид издалека, и перед ГУВД - красно-белая гостиница "Атамановские номера", в которой содержались под арестом великие князья, позже расстрелянные в Алапаевске.
9. 2009
Вторым органом, касавшимся судьбы Романовых, была УралЧК, занявшая показанную в прошлой части "Американскую гостиницу" на улице Малышева:
10. 2010
Ну а Ипатьевский дом Николай и Александра увидели таким, и скорее всего поняли в этот момент, что везут их вовсе не за тем, чтобы поставить унизительную подпись под мирным договором с Германией. В документах упоминавшийся как "ДОН" ("Дом особого назначения"), по сути дела это была тюрьма с забором выше окон. Её охраняли два поста охраны внутри и восемь, включая четыре пулемётных рассчёта, снаружи. Фотографий полного периметра, видимо, не сохранилось, а вот на этой, при белых, уже снят внешний забор:
11.
Вещи инженера Ипатьева были убраны в опечатанную кладовку. Романовы получили 8 комнат на втором этаже - в одной жили Николай, Александра и юный Алексей, в другой - великие княжны (все в одной комнате, и так как кроватей не хватало - спали и на полу), и даже у слуг жилплощади было больше - отдельная комната досталась, например, горничной Демидовой. Там же, на верхнем этаже, жило 19 охранников, ещё 56 красноармейцев, в основном из рабочих Сысертского завода, были расквартированы на нижнем этаже. Комендантом дома был Александр Авдеев, человек Уралсовета в поезде Яковлева, вовремя сообщивший екатеринбургским большевикам, что последний повернул на восток.
12.
Говорят, в Ипатьевский дом Романовых впустили фразой "Вы можете войти". Метафизически эти слова подразумевали "Вы не можете выйти" - потому что им уже было не суждено увидеть мир за пределами этого дома. Через три недели прибыли из Тобольска три великие княжны и Алексей. Жизнь вчерашней элиты и вчерашних работяг под одной крышей выглядела странной: тот же Авдеев обращался к бывшему царю Николай Александрович, и не дурак был периодически с ним выкурить по папироске. Солдаты пьянствовали, грубили, подворовывали (тем более что Романовы были увешаны драгоценностями), пели под окном матерные частушки про Распутина. Во время обеда какой-нибудь охранник вполне мог зайти в столовую (её интерьер на кадре ниже) и чем-нибудь поживиться, запустив в миску грязную руку. Но охраняли здесь не столько Советскую Россию от побега Романовых, сколько самих Романовых от бывшего их народа - слухи о том, что некто прорвался в ДОН и там убил Николашку, приходили из Екатеринбурга в Москву регулярно.
12а.
Бывший царь, тем не менее, хранил спокойствие. С середины июня в дом стали приносить продукты из Ново-Тихвинского монастыря (о нём я писал здесь), в которых Николай Александрович обнаружил записку на хорошем французском от некоего "русского офицера", где сообщалось, что преданные люди готовят освобождение Царской семьи и просят в ответной записке передать план дома, расположение мебели, сведения о количестве охраны. Николай Александрович поверил, и с этого момента Романовы ждали своих спасителей, ночами подолгу не ложась и оставаясь в верхней одежде. Большевики, наблюдая за ними, тихо посмеивались в папиросу - кто был тем "русским офицером", не смогли установить даже белые, и лишь из рассекреченных архивов в 1990-е годы выяснилось, что всю переписку вёл Пётр Войков (тот самый, которого "Войковская"), прежде десятилетие проживший в Женеве. Николай Романов ответил: "Мы не хотим и не можем БЕЖАТЬ. Мы только можем быть похищены силой, как силой нас привезли из Тобольска. Поэтому не рассчитывайте ни на какую нашу активную помощь. У коменданта много помощников, они часто сменяются и стали тревожны. Они бдительно охраняют нашу тюрьму и наши жизни и обращаются с нами хорошо. Мы бы не хотели, чтобы они пострадали из-за нас или чтобы вы пострадали за нас. Самое главное, ради Бога, избегайте пролить кровь. Собирайте информацию о них сами. Спуститься из окна без помощи лестницы совершенно невозможно. Но даже если мы спустимся, остаётся огромная опасность, потому что окно комнаты коменданта открыто и на нижнем этаже, вход в который ведёт со двора, установлен пулемёт.
Последние покои русского царя:
12б.
Между тем, белым удалось консолидировать свои силы и летом 1918 года из Белой столицы Омска шло наступление на запад. Всё яснее становилось, что Екатеринбург скоро будет в их руках. Уралсовет вынес смертный приговор без суда и следствия. Примерно тогда же, когда узники Ипатьевского дома стали получать еду от ново-тихвинских монахинь, в губернской Перми был увезён из гостиницы "Королёвские номера" в лес и расстрелян Михаил Романов, а его тело сожгли в плавильной печи Мотовиллихинского завода. В Екатеринбурге тоже началась подготовка к расправе. 4 июля новым комендантом Ипатьевского дома стал Янкель Юровский, еврей из сибирского Каинска (на фото ниже). Это был образцовый чекист, честный и безжалостный, как машина. Николаю он сначала понравился, да и порядок в доме был наведён быстро - проворовавшаяся стража и сам Авдеев отправились под арест, драгоценности был опечатны под опись. Второй этаж целиком остался Романовым - внутренняя охрана спустилась на первый этаж, внешняя была расквартирована в соседнем доме. Теперь Романовы ели досыта, потому что никто не воровал их еду, и отдыхали от пьяного ора и папиросного дыма. Но резон у Юровского был простой - раз солдаты воруют, значит, их можно подкупить. В это же самое время Шая Голощёкин ездил в Москву и добивался разрешения на расстрел, и официально ему отказывали, но вполне может быть, что где-нибудь в кулуарах дали понять, что если Уралсовет это сделает - наказания не последует. Ведь дело было даже не в белых, монархия кончилась в Феврале, и никакого знамени восставших из "Николашки" бы не получилось, ибо проклинали его с обеих сторон, что Лжедмитрия в Смуту. Нет, дело в том, что его НЕНАВИДЕЛИ, и ненавидели до такой степени, что просто хотели убить.
13а.
Накануне расстрела в больницу слёг Терентий Чемодуров, позже ставший основным свидетелем "белых", а поварёнка Лёньку пощадил даже безжалостный Юровский, отпустив проведать родича, якобы приехавшего в Екатеринбург. Ночью на 17 июля 1918 года Романовым было сказано, что близ города белые, и в верхнем этаже находиться опасно. По лестнице из 23 ступеней (как подмечалось позже, столько же лет длилось правление Николая II) они спустились в подвал, причём вечно истекающего кровью Алексея отец нёс на руках. В подвале Романовы попросили стулья, чтоб сесть, и охранники принесли им два стула. Затем 11 узников остались наедине с командой из 7 самых поверенных красноармейцев и чекистов, и Янкель Юровский коротко сказал что-то вроде "ваши друзья уже близко, поэтому мы приняли решение вас расстрелять". И более всего в этой сцене, восстановленной по показаниям убийц, меня впечатляют последние слова Николая - в разных вариантах "То есть нас никуда не повезут?", "А? Перечитайте, пожалуйста" или даже просто "Что?!". Потому что я понимаю, что в той ситуации и мои последние слова скорее всего звучали бы так же. Ответом "что" были выстрелы: первым Юровский убил самого Николая, расстреляв из нагана в упор, но расстрел длился долго, и княжны плакали, пытаясь закрыть друг друга. От зашитых в их корсеты брилиантов рикошетили пули. Привыкший истекать кровью Алексей оказался самым живучим, и его Юровский добил выстрелом в голову. Ни одной пули не досталось горничной Демидовой, которая теперь стояла в углу и крестилась - и кто-то из расстрельной команды заколол её штыком.
Всё это время у ворот тарахтел грузовик - но всё-таки город слышал выстрелы, и люди поняли, что случилось. Официально о казни Николая было сообщено в "Уральском рабочем" 22 июля 1918 года, а о семье и приближённых было сказано, что они погибли при попытке эвакуации. По обе стороны фронта это известие было встречено почти равнодушно, лишь в некоторых заведом вражебных "красным" сёлах став поводом для бунта. У страны в обеих её ипостасях были дела поважнее. Белые, заняв Екатеринбург спустя 8 дней, успели задокументировать следы произошедшего в Ипатьевском доме:
13.
Того же 22 июля Ипатьев получил назад ключи от своего дома, но жить в нём явно не горел желанием, и вскоре продал его белым, а сам предпочёл эмигрировать. Позже в доме были штабы то белых, то красных, то трудармии. Местность у дома, заняв Екатеринбург второй раз, красные переименовали в площадь Народной Мести. В 1922-27 годах в последней резиденции Романовых было студенческое общежитие, затем - партархив, а в 1936 году разместили музей. В подвале воссоздали расстрельную комнату, на втором этаже два года спустя был собран музей атеизма. Расстрелом царя тогда даже гордились, а убийство его родни и слуг оставалось неудобной темой, о которой тот же Юровский в 1934 говорил так: "Молодое поколение нас может не понять. Могут упрекнуть, что мы убили девочек, убили наследника-мальчика. Но к сегодняшнему дню девочки-мальчики выросли бы… в кого?". Последней экспозицией музея стали трофеи Великой Отечественной, а в 1946 здание вновь отдали архиву. Но начиная с Оттепели власти порой стали находить у Ипатьевского дома кресты и огарки свечей. Как ни ненавидели Николая II при жизни, а произошедшее в ДОНе всё чаще вспоминали как злодеяние. В 1959 году название площади заименили на нейтральное Комсомольская, а в 1975 году из Москвы пришла директива снести Ипатьевский дом, которую и выполнил год спустя возглавивший Свердловскую область Борис Ельцин.
Последние свидетели последних дней последнего русского монарха - вещи в краеведческом музее. Некоторые из них узнаются на фотографиях из дома:
14. 2010
Помимо людей, убили в ночь на 17 июля и двух царских собак, начавших выть. Пёс цесаревича Алексея по кличке Джой, привычный видать к запаху его крови, молчал, и потому так и остался единственным выжившим. С белыми он проделал большой путь, и дни свои закончил на королевской псарне в Англии - той стране, куда не приняли когда-то его хозяев. Юровский умер в больнице в 1938 году, Войкова застрелил в Варшаве белоэмигрант, Голощёкин и Белобородов сами пошли под расстрел, а исполнители расправы так и дожили старость на родном Урале.
В 1980 году Царственных страстотерпцев канонизировала Русская Православная Церковь за Границей, а в 2000 году её примеру последовала и РПЦ. Ещё раньше, в 1992 году, была канонизирована великая княжна Елизавета Фёдоровна, одна из мучников Алапаевской шахты, и в честь неё близ места Ипатьевского дома поставили деревянную часовню Святой Елизаветы:
15.
Вокруг этой часовенки и разросся в 2000-2003 годах Святой квартал (это официальный адрес), строительство которого началось после канонизации Царственных страстотерпцев:
16. 2010
Были возведены Патриаршье подворье, включавшее так же библиотеку и музей Царской семьи, и внушительных размеров Храм на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. "На крови" в России три храма - Дмитриевская церковь в Угличе, где погиб наследник Рюриковичей, Спас-на-Крови в Петербурге, где бомба народовольца настигла Александра II, и этот храм - здесь.
Надо заметить, в 2000-х годах белоснежные храмы с золотыми главками росли по российским облцентрам аки грибы, но екатеринбургский Храм построили одним из первых, и я помню, как потрясающе он смотрелся тёмным морозным утром в 2004 году.
17. 2010
Там внутри каменное убранство и фаянсовый иконостас из Сысерти - такие сейчас стали "визитной карточкой" новых и восстановленных храмов Екатеринбургской епархии. В 2004 там же стояла галерея потрясающе красивых яшмовых икон, сделанных одним умельцем из Нижнего Тагила - увы, не знаю, что с ними сделали дальше. Сам сейчас не понимаю, почему, но во все свои приезды я очень мало фотографировал около этого храма. Подробнее о нём можете почитать у periskop, хотя и ему не удалось попасть ни в верхний храм (он был на реконструкции), ни в музей. Перед храмом - памятник, запечатлевший спуск Романовых в расстрельный подвал.
18.
Кого именно считать палачом Романовых - теперь спорят историки: каждый из расстрельной команды приписывал себе основную роль. Но за ликвидацию останков отвечал Пётр Ермаков, бывший электрик Надеждинского завода в Серове. Под утро 17 июля грузовик с трупами поехал прочь из города в деревню Коптяки, где Ермаков в 1907 году тренировался в лагере боевиков. Он знал, что там есть заброшенная шахта, которую выкопал в годы "золотой лихорадки" некий подрядчик Гаврила. У Ганиной Ямы красные раздели покойников и сожгли их одежду. Один из чекистов срезал с мёртвой княжны кольцо вместе с пальцем, что Ермаков заметил и пресёк. Но сбросив тела в шахту, Ермаков обнаружил, что найти их там будет очень легко, а окрестные селяне были явно в курсе, что в этом лесу происходило что-то важное. Следующий день Ермаков разрешал эту ситуацию в Уралсовете, и к вечеру 18 июля вернулся на Ганину Яму с бочками серной кислоты и бензина, которые выписал Пётр Войков. Достав тела, он повёз их дальше в лес, надеясь схоронить в более глубокой шахте. Но в Поросёнковом логу грузовик уткнулся в непроазную грязь, которая и стала могилой: тела были изрублены на мелкие кусочки, брошенные сначала в серную кислоту, а затем в огонь, так что остались лишь черепа и мелкие фрагменты костей. Их и закопал Ермаков в болоте, сверху постелив гать. Белые следователи во главе с Николаем Соколовым хоть эту гать и приметили, но найдя сгоревшую одежду и отрезанный палец у Ганиной Ямы, пришли к выводу, что тела были уничтожены там без остатка.
Вот Ермаков у могилы, и весь вид его намекает, что даже для такого прожжёного бойца и палача всё это было слишком:
19.
Могилу в Поросёнковом логу нашли ещё в 1979 году геологи Николай Авдонин и Гелий Рябов, о чём и заявили в 1991 году во всеоуслышание. После множества экспертиз, подтвердивших подлинность останков, в 1998 году Романовых торжественно перезахоронили в Петропавловском соборе Петербурга. Но Поросёнков лог был местом глухим и неприметным, да и название его неблагозвучное - поэтому вторым центром почетания Страстотерпцев стала именно Ганина Яма. В 2000 году её освятил патриарх Алексий II, и вокруг старой шахты началось строительство монастыря. Туда из города ходит автобус, но меня на Ганину Яму привёз Олег Никитин на обратном пути из Верх-Нейвинска.
20.
Монастырь на Ганиной Яме интересовал меня не столько как историческое место, сколько как образец современного православного зодчества:
21.
Устроен он действительно интересно - круглая территория около 400 метров в диамтре, внутри сосновый бор, подобный парку, и деревянные постройки, в основном законченные в 2001 году, все в едином стиле и единой гамме. 7 храмов обители олицетворяет 7 погибших членов Царской семьи, а остальные крупные здания - убитых вместе с ними приближённых. У входа, как видите, не протолкнуться от паломников, но в огромном монастырском парке они рассеиваются - на дорожках тихо и пусто.
22.
На кадре выше - башня охраны, огромная трапезная с паломнической гостиницей, надвратная Иверская церковь, а за ней Игуменский дом (слева) и музей (справа), в который я не пошёл. За стволами сосен и берёз блестят церковные главки, а на аллеях - памятники:
23.
24.
Я пошёл против часовой стрелки. Колокольня, она же водонапорная башня
25.
Храм Сергия Радонежского (2001), небесного покровителя России - в стороне от других:
26.
27.
28.
За ним обнаружились хозпостройки:
29.
И за оградой пара зелёных вагонов на подставках:
30.
Это не памятник поезду Яковлева (да и вагоны там были другие), а дополнительные места паломнической гостиницы. Прямо за ними - железная дорога, но остановки здесь нет:
31.
Храм Серафима Саровского (2001) на месте одного из кострищ:
32.
По соседству с ним - самый большой в обители храм Державной иконы Божьей матери (2002):
33.
Сбоку у него каменная звонница:
34.
Её изразцы:
34а.
За ним - храм Святых Царственных Страстотерпцев:
35.
Икона на его апсиде:
36.
Рядом памятник "Царские дети" - четырём великим княжнам и цесаревичу:
37.
А прямо за церковью Страстотерпцев - собственно, Ганина Яма, небольшая оплывшая воронка, вокруг которой проложена галерея:
38.
Как уже говорилось, в этой яме останки Романовых и их свиты пролежали не больше двух суток. Куда страшнее Алапаевская шахта, куда сбросили Великих князей, причём иные из них были ещё живы. Там тоже есть монастырь Новомучеников, где я был в 2010 году.
39.
За Ямой - архиерейской подворье и самая молодая в обители церковь Иова Многострадального (2003):
40.
А Никольская церковь, напротив, ближайшая от входа, если идти по часовой стрелке:
41.
На выходе я зашёл в трапезную купить пирожков, и чем-то сразу не понравился массивной буфетчице. Передо мной пирожки выбирал мальчик, и понимая, что он ещё не определился с выбором, я спросил, с чем вон тот пирожок, на что тётка возмутилась: "Вы что о себе возомнили? Впереди ребёнка лезете!". Но в целом монастырь на Ганиной Яме хорош, хотя бы в качестве парка, куда многие ходят просто гулять высокими под соснами.
42.
Напоследок - несколько фотографий тогдашнего Екатеринбурга. Сложно представить в этом приземистом райцентре с красивыми храмами нынешний мегаполис. На панораме Прокудина-Горского, так удачного задокументировавшего русский мир накануне его краха, слева направо Богоявленский собор (1771-74, высота 66м) на нынешней площади 1905 года, по сей день уцелевшая Вознесенская церковь (1789) близ Храма на Крови, Екатерининский Горный собор (1758-64) на нынешней площади Труда, две башенки Петропавловской кирхи (1873) и воссозданный в 2009-13 годах Большой Златоуст, он же Максимиллиановская церковь (1847-76, высота 77м).
43.
Вид в другую сторону - справа сохранившийся Александро-Невский собор (1838-54) того самого Ново-Тихвинского монастыря, откуда Романовым передавали еду, слева россыпь небольших старообрядческих и единоверческих церквей в предместьях. Они не сохранились, а я с дореволюционными фотографиями рассказывал о них здесь.
44.
Как относиться к человеку, который в 1905 году из мнимого страха перед народной расправой допустил расстрел людей из пулемётов, а в 1918 году перед лицом настоящей народной расправы отказался от помощи (пусь и мнимой), так как не хотел кровопролития? Однозначно безвинно убиты его супруга, дети, слуги, расправы над которыми даже в 1930-е годы стыдилась советская власть. Я не знаю, каким был Николай как личность, но все источники рисуют картину благостного идеалиста, почти что аутиста, не готового выйти ни на шаг за свою картину мира. Понятна мне и его канонизация как Символа - нет, он уже не стал бы знаменем белых, ненавидевших его так же, как и красные, но он стал знаменем Новомучеников, царём тех, кто погиб при Советах за веру или убеждения. Но если рассматривать Николая II сугубо как правителя, то да прост
|
</> |