Эхо войны
diecast_43 — 30.04.2018Давно хотел показать в "песочнице" что-нибудь эдакое. (Впрочем, разве когда-то было по-другому?) А тут и повод удачно подвернулся: забрал с работы совершенно чумовую диораму, которой дома всё не находилось места из-за её больших размеров. Заодно и отснял перед тем, как упрятать на хранение в шкаф – к сожалению, с выставочными площадями у меня туго.
Вообще, я считаю диорамы и виньетки одной из высочайших вершин в модельном искусстве. Это ведь чудо – видеть перед собой застывший фрагмент жизни в миниатюре, который к тому же можно повертеть в руках как угодно. Словно картина, но объёмная, в 3D. И здесь недостаточно только мастерства, придающего композиции реализм. Нужна Идея. Или, если хотите, история, которую призвана рассказать совокупность объектов на подставке. У этого выдающегося произведения, получившего название "Эхо войны", она есть, и ещё какая!
Главное действующее лицо на диораме – гусеничный экскаватор ЭО-4111 с оборудованием драглайна. Внушительная штуковина! Целиком из металла, тяжеленная. Сотворил её широко известный в узких кругах любителей СДМ мастер Юрий Ударцев из Тобольска. Тиражи его работ редко исчисляются более чем десятком штук. Что касается конкретно этого экса, то, помимо моего экземпляра, мне известно о существовании всего одной аналогичной модели.
О прототипе много распространяться не буду. ЭО-4111 представлял собой дальнейшее развитие модели Э-652Б, история которой восходит к середине 50-х годов. Выпускался он с 1985 года на Донецком экскаваторном заводе. Уже в то время тросовые машины считались анахронизмом. Однако при некоторых видах работ (например, сваебойных или выравнивании дна каналов), а также в условиях низких температур они имеют ряд преимуществ перед гидравлической техникой, поэтому отказываться от них не спешат и поныне.
Изначально модель была функциональной, но в процессе создания диорамы (её автор – другой мастер, Роман Ткачук из Екатеринбурга) утратила подвижность ковша и способность к повороту платформы. Что поделать, статика – закон жанра.
Роман ответственен и за приведение экскаватора в изрядно потрепанный жизнью вид. Как по мне, состаривание ему удалось на славу.
Единственными подвижными элементами остались цепи и тросы, на которых подвешен ковш (сам он намертво "врыт" в землю). Обладая некоторой степенью свободы, они мелодично позвякивают при перемещении подставки.
Диорама не слишком насыщена деталями, но исполнены они со знанием дела и приятны для глаза. Например, чахлый кустик, каким-то чудом выживший на вдоль и поперёк перепаханном гусеницами грунте.
Или вот, закопчённая бочка на кирпичах с лежащими под ней головешками. Раньше частенько видел такие на стройках, но понятия не имею, для чего они нужны: смолу плавить, что ли?
И, наконец, главный элемент, задающий атмосферу и объясняющий название композиции – деревянный ящик с рассыпавшимися снарядами, случайно откопанный при проведении строительных работ в мирное время.
Ну, не прелесть ли? Крохотный штришок, а как меняет восприятие!
Диораме этой не один год, но до сих пор при взгляде на неё у меня холодок пробегает по спине. Редкая модель способна так впечатлить, а это дорогого стоит.
|
</> |