Его зовут Мерфи

топ 100 блогов kornet_azarov15.12.2023
Фильм о том, как мужик умер, а его все равно заставили ходить на работу.

Из одного обзора.
Его зовут Мерфи


Детройт. Чуток будущее. Общество (по крайней мере, в загнивающей Америке) давно поделено на тех и этих. "Те" это богатые, успешные хомо сапиенсы, живущие на головокружительной, недосягаемой высоте небоскребов и презрительно плюющие вниз.

А внизу - эти. То есть хомо сапиенсы обыкновенные, средний класс и ниже. Они, грешные, по земле ходят, на ней живут и работают (те, кому повезло и у кого эта работа есть), и в небоскребы их не пускают. Ибо "гусь свинье не товарищ". Это работает во всех странах, без исключений.

Поэтому в Детройте, на тех этажах, что пониже, все по логике Прудона: "Анархия - мать порядка". Формулировочка сомнительная и трактоваться может весьма широко, что и приводит к наглядному: порядка нет, зато анархия - в порядке. А вместе с ней те, кто этажами гораздо выше.

Там красивые интерьеры, дорогие костюмы, огромные деньги и амбициозные планы. Те в лице корпорации Omni Cosumer Products, "ОСР" (оу-си-пи) и без того прибравшей к рукам почти весь город и почти всю власть, собираются построить отдельный мегаполис - Дельта Сити.

Его зовут Мерфи

Там все будет современно и прилично: приличные дома, приличные люди, приличные "бабки". Это где-то там и у кого-то там город-сад в проекте, а здесь совсем другой расклад - город-мечта. Разумеется, для платежеспособного общества, которое в состоянии купить себе билетик в Рай.

Логично, что эти в таком потенциальном Эдеме никому не сдались. Все эти бандиты, шлюхи, бомжи, нарики и прочие асоциальные и аморальные личности копошатся у подножия небоскребов такой сплошной массой, что даже в мощный полевой бинокль в ней не разглядеть людей. К тому же они все живут и барахтаются на территории, запланированной под строительство. Это главная головная боль для "ОСР". Как бы нам избавиться от этих?.. О, идея! А давайте зачистим их при помощи полиции! Полиция, говорите, государственная, и нам не подчиняется? Вот проблема-то! Давайте просто купим ее у государства!

Так полиция Детройта становится частной. Правда, мы там еще немножечко бандитов используем для своих целей - разумеется, негласно - однако это ничего: когда они нам станут не нужны, мы уберем одних при помощи других. Кроме того, в Дельта Сити вообще не должно быть никакой преступности, поэтому и полиция у нас там тоже не особо планируется: корми их еще, зарплату плати, формой обеспечивай, а то и хорони, если кто помрет при исполнении. Да и к тому же все они люди! А люди могут и не слушаться приказов, что чертовски неудобно.

Однако олицетворение закона и законности должно присутствовать даже в Раю. Именно поэтому "ОСР" работает над проектом полиции роботизированной. Такой, которая выполняет приказы и не задает вопросов - не только лишних, вообще никаких - а из содержания потребует лишь штат программистов-механиков и кучку-другую запчастей. Вот это уже гораздо удобней: по желанию - "Вкл." и "Выкл." Никаких больничных, отпусков и выходных пособий. К тому же, такой вариант, если хорошо себя зарекомендует, может пригодиться не только Дельта Сити, но и вообще всей стране. А то обстановочка вон, неспокойная, новости то и дело расстраивают обывателя: то атомную бомбу собираются сбросить на какую-то африканскую страну, то и вовсе с космических станций лазером успешно, но совсем незапланированно спалили к чертям собачьим город. Там, знаете ли, жертвы, разрушения и больше никто не стоит в очередях за билетами в "Диснейлэнд".

"ОСР" бьется над созданием робота-полицейского, вкладывая во все это огромные деньжищи, но результаты так себе. Опытный образец, похожий на грозного цыпленка с пулеметами, неудачно заглючил в процессе демонстрации достопочтенной публике самого себя и покрошил одного из членов высшего общества в мелкий винегрет. Босс "ОСР" на это только грустно сказал автору проекта: "Дик, я очень, очень разочарован".

Его зовут Мерфи

Дик, конечно, тоже не рад, тем более, что дорожку ему тут же перебегает молодой шустрый сотрудник с кардинально иной идеей: мол, робота-полицейского создать можно и нужно, но мозги у него должны быть не электронные и поддерживаемые программным обеспечением, а настоящие, человеческие. В идеале, это должны быть мозги полицейского, опытного офицера, прекрасно и без сопливых знающего, как зачитать задержанному его права и что потом с этим задержанным делать. Боссу такой подход нравится, однако есть один нюанс - где, собственно, мы возьмем мозги да еще и со строго полицейским артикулом?

Его зовут Мерфи

"Ну как же? - удивляется шустрик. - Мы можем поискать добровольца. Мало ли есть в полиции такие, кому надоело каждое утро бриться. А мы ему вместо станка и пенки предложим жить вечно и без гигиенических процедур. Либо есть вариантик подождать - мало ли кто помрет от бандитской пули? Детройт - город неспокойный, а работа у ребят опасная. С юридической точки зрения вопросов возникнуть не должно: мы их когда купили, они у нас договоры подписывали, а там вон, в самом конце, мелкими буковками написано, что после смерти их тела принадлежат нам. А то, что они этого не читали, так это их проблемы".

Неизвестно, читал ли мелкий шрифт офицер Алекс Мерфи, когда переводился со своего участка. Честный малый, у которого в активе жена и сын, видимо, хотел смены служебных декораций и стал сотрудником полицейского управления совсем уж неблагополучного райончика. Район мрачный, гнетущий, живет по понятиям, и большинство анархистов предпочитает в качестве среды обитания именно его территорию. В общем, отпуск вряд ли здесь захочешь провести.

Его зовут Мерфи

Мерфи приняли как родного, выдали напарницу и, даже не перекрестив на прощанье, отправили на первое дежурство. Сложно сказать, закладывали ли сценаристы соответствующие намеки в фамилию главного героя, но только одноименный закон оттоптался на офицере в полной мере: во время первого же дежурства Алекс довольно глупо погиб.

Его зовут Мерфи Cop_4.jpg

Так у "ОСР" и шустрика появился невольный доброволец. И как раз с теми самыми навыками, что требовались. Шустрик тут же активно берется за дело.

Тому, что осталось от полицейского-человека стирают память, подчищают воспоминания и оставляют только то, что необходимо для исправного несения службы. Затем создают под это брутальную бронированную упаковку, вооружают ее и на улицы Детройта бороться с несправедливостью отправляется уже полицейский-робот.  У него нет прошлого, нет колебаний, нет имени, но есть 4 директивы, последняя из которых засекречена, и прошитое в мозгах чувство железобетонного долга. Он просто собственность "ОСР" под названием "робокоп".

Его зовут Мерфи

Корпорация довольна, опыт увенчался успехом, план работает. Значит, это реально - наштамповать таких "роботов-полицейских" десятки тысяч.

И все было бы хорошо, да только программы программами, а вот человеческий мозг сам по себе - в определенный момент к робокопу возвращаются память и воспоминания, и то, что было задумано как машина, внезапно перестает ею быть.

***
Старый, старый фильм. Год рождения аж 1987-ой. Еще не все из читающих на свет-то появились... На тот момент фильм - чистой воды фантастика, особенно на советском пространстве. Казалось бы, столько лет прошло, визуал в кино давным-давно поменялся, зритель избалованный, однако смотришь его сейчас и удивляешься - а ведь до сих пор заходит! Разумеется, графика (если это вообще позволительно назвать графикой) смешная. По сути, это даже не графика в современном понимании - это буквально покадровая съемка. Как заставляют шевелиться кукольные мультики представляете? Здесь "цыпленок" именно так и движется: выставил свет, камеру, "Мотор!", сделал один кадр, остановился, передвинул ручки-ножки на миллиметр, выставил свет, камеру, "Мотор!", сделал один кадр... И так пока все не начнет двигаться при монтаже. Кропотливый труд, требующий адского терпения и бесконечной увлеченности своим делом.

Его зовут Мерфи

Фильм снимался в то время, когда натуральную картинку по максимуму предпочитали хромакею. Именно поэтому у Джорджа Лукаса картошка играла роль астероидов в "Звездных войнах", а в "Робокопе" на актера Питера Уэллера каждый божий съемочный день надевали 18 кг доспехов. То, как он двигается в кадре (например, когда сначала поворачивается голова, а затем остальной корпус), это не компьютерная графика, а настоящие, реальные движения.

Его зовут Мерфи

У фильма, снятого европейским режиссером Полем Верхувеном, была сложная судьба. Сценарий скроили из двух независимых историй, назвали совершенно по-дурацки для англоязычного уха - буквально "Робомент" - и стали предлагать снять все это разным толковым режиссерам. Те открывали папку со сценарием, спотыкались о название, и папка незамедлительно летела только в одном направлении - в мусорную корзину. К тому же, запускать в производство какую-то мутную историю про робота, когда совсем недавно прогремел "Терминатор" Джеймса Камерона, это не самый лучший вариант.

Верхувен тоже поначалу был из отряда сценариеметателей. Однако на тот момент в Голливуде он был никто, и Шэрон Стоун еще не перекидывала перед ним ноги в легендарной сцене допроса, поэтому Поль таки вытащил папку из корзины и стал читать. Прочитал и загорелся.

Его зовут Мерфи

Денег на фильм ему выделили, кино сняли, хотя знающие люди, уже видевшие творение Камерона, после выхода "Робокопа" откровенно говорили режиссеру и сценаристам: "Не-е, ребята, "Терминатора" вам не переплюнуть..."

Они, собственно, и не собирались. Да еще к тому же Верхувен за время съемок успел переругаться с половиной своей команды - включая ведущего актера. Уэллер пожаловался, что в костюме робокопа нестерпимо жарко и что он просто тает в нем как свеча, за один съемочный день теряя неприлично много веса. На это режиссер отреагировал коротко: "Уберите привереду! Уволен!"

Так Питер Уэллер потерял главную роль в фильме "Робокоп".

Его зовут Мерфи

Однако доспехи робота стоили дорого и изготовлялись индивидуально, под конкретного актера. Раздувать бюджет и заказывать еще один костюм под другого актера из-за склочного характера режиссера студия, что логично, не пожелала. Верхувену было сказано вопрос с охлаждением доспехов решить, актера - вернуть.

Так Питер Уэллер, после феноменального увольнения длиною в 1 день, снова получил главную роль в фильме "Робокоп".

Фильм сняли, фильм вышел, и неожиданно для своих авторов пришелся очень по нраву публике. У фильма до сих пор, спустя почти 40 лет, есть свои поклонники. Что на самом деле неудивительно, ибо фильм действительно до сих пор смотрится. В нем чувствуется режиссерский стиль. В нем есть моменты, которые в своей натуралистичности даже сейчас могут показаться чрезмерными. Речь о сцене убийства Мерфи - эпизод и вправду очень жестокий. Продемонстрированная жестокость очень четко проставляет акценты, раз и навсегда пропечатав на преступниках и убийцах клеймо исключительной мразоты. Главарь банды отвратителен до дрожи.

Его зовут Мерфи robocop5.jpg

Да, боевик - отрицать этот факт было бы глупо. Да, фантастика. Но такая ли уж?.. Если всмотреться пристальней, то за ширмой стандартного боевика про добро с кулаками, прорисовываются куда более глубокие нюансы, детали и подтекст.

Во-первых, фильм почти пророчески предсказал судьбу Детройта - некогда главного центра автомобилестроения всея Америка. Сейчас если посмотреть видео на Ютубчике, то можно даже заметить, что настоящий современный Детройт местами выглядит хуже, чем киношно-фантастический.

Во-вторых, в фильме полно отрицательных героев, а из положительных - ну разве только что сам робокоп и его напарница. Что еще интересней, здесь есть герои, которые вроде как движимы прогрессивными идеями и хотят сделать что-то правильное и положительное, но по факту оказываются ничуть не лучше откровенно отрицательных персонажей. Это люди из разряда причиняющих добро.

В-третьих, это фильм мрачный, темный, жесткий, без привычного и подсознательно ожидаемого зрителем радостного финала. Вроде как все и заканчивается на некой плюсовой ноте, однако эта нота явно отдает горечью - как хмель.

И, в-четвертых, главное: робокоп это машина или все же человек? Если машина, то зачем ему выводить всех и вся на чистую воду без указаний на то сверху, по собственной инициативе? И потом... разве у машин бывают инициативы?

Его зовут Мерфи

А если он все же человек, то каково это - быть им в теле машины? Все понимать, чувствовать, осознавать и знать, что не сможешь больше никогда вернуться к семье? Ведь жене уже сказали, вручив свернутый аккуратным треугольником звездно-полосатый флаг: "Нам очень жаль, мэм... Ваш муж был отличным парнем".

Позволительно ли вообще каким-то там богатым и крутым решать за человека, кем ему быть - покойником или получеловеческой машиной?

В первый раз, правда, такими вопросами не задаешься. В первый раз, особенно, если ты неизбалованный советский школяр, для которого роботы это Вертер и Электроник, смотришь разинув рот.

При первом просмотре фильм произвел величайшее впечатление. Это по всем статьям и в абсолютно всех смыслах была фантастика. У нас тогда такого не снимали - просто не умели еще. Кажись, это был мой первый фильм "про Америку" и тогда-то словарный запас и общие знания обогатились названием "Детройт". А этот робот? До чего ж красив, чертяка!

Его зовут Мерфи

После первого просмотра неплохо рисующий отец был замучан просьбами нарисовать робокопа. Тот рисунок не сохранился, но визуально я его помню - на листке тетрадной странички в клеточку.

Старый, но до сих пор актуальный фильм, выдержавший проверку временем. Фильм настолько зашел публике, что во время первого сеанса, в финальной сцене, зрители опередили главного героя с ответом на вопрос.

- Отлично стреляешь, сынок. Как тебя зовут?

И прежде, чем он сам успел произнести хоть слово, зал восторженно заорал:

- Мерфи!

Разумеется,  главный и неофициальный конкурент "Робокопа" "Терминатор" тоже был мною просмотрен. Даже с продолжением. Однако, признаться, никак меня не тронул и не зацепил.  Ну "Терминатор"... Масштабно. Профессионально. Круто. Квадратная челюсть. Отсутствие мимики.

Ну и что?

Нет, все же фантастика - не мое. Однако невзирая на этот факт, я нежно люблю "Робокопа". Хотя бы даже просто потому, что в отличие от Т-800, Мерфи умеет улыбаться.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
44 года назад я получил письмо от девушки, которая практически прощала мне позорное бегство почти двумя месяцами ранее, когда я не пожелал взять на себя ответственность за то, чтобы уже в реальности, а не по переписке поддержать возникшие чувства. Но я ничего не ответил, поскольку не ...
Она пока не проявилась в полной мере. Она ждет в засаде ноября - темного времени года, чтобы попытаться нанести удар.Кто "она" и как с ней бороться? В начале 90-х годов начали появляться сообщения, которые постепенно стали встречаться все чаще и ...
Впервые такое ощущение посетило меня во время Олимпиады в Сочи. И это было связано не только с событиями на майдане. Во время Олимпиады был еще целый ряд внутрироссийских новостей, которые свидетельствовали о том, что не все, мягко говоря, хорошо в государстве российском. Или во всяком ...
Объясните мне такую вещь - а что, никак невозможно определить, откуда украинцы обстреливают АЭС? И это стратегической авиацией тоже не лечится? Потому, что кагбэ заявлять о подготовке Киевом провокации можно хоть ежедневно, но позволять ее реализовывать-то ...
В Великой Отечественной войне было ранено 46 млн советских граждан. Из них, по данным Военно-медицинского музея Санкт-Петербурга, 10 млн вернулись инвалидами, включая 3 млн с одной и 1,1 млн без обеих рук. Инвалиды заполняли улицы городов и сёл. Передвигавшихся на колёсной площадке, ...