Его талантом восхищалась вся страна...
amarok_man — 13.06.2024
Николай Олялин родился в деревне Опихалино Вологодской области,
в простой семье. Его отец работал портным, мама была домохозяйкой.
В семье Олялиных было трое детей и все — мальчики. Коля был самым
младшим. В детский драматический кружок Коля записался вслед за
своим старшим братом. Мальчика взяли, потому что в кружке как раз
нужны были ребята на эпизодические роли — без слов или с одной —
двумя фразами. Так что, будучи ещё совсем юным, мальчик пересмотрел
по нескольку раз сотни отечественных и импортных картин, начиная от
«Чапаева» и кончая «Тарзаном». Именно тогда он дал себе слово, что
обязательно станет артистом, чего бы это ему ни стоило.
Между тем никто в семье Олялиных не воспринимал всерьез
заявлений Николая о том, что он будет артистом. Он тогда очень
сильно, по-вологодски, окал, и этот изъян родственники считали
главным препятствием на его пути в искусство. Поэтому, когда в 1959
году он собрался ехать в Ленинград, чтобы поступить в Институт
театра, музыки и кино, вся родня отговаривала его делать это. «Ну
какой из тебя артист с таким говором!» — заявляли они Николаю. А он
все равно поехал и, надо же, поступил с первого захода.
Замечательный педагог Александр Александрович Ян увидел в нем
задатки будущего талантливого актера и взял на свой курс, хотя тому
потом вплоть до третьего курса пришлось бороться с оканьем под
руководством педагога по сценарной речи. И эта борьба завершилась
успехом.
Окончив институт в 1964 году, Николай Олялин вместе со всем
курсом был брошен на «поднятие периферии» — студентов послали в
Красноярский ТЮЗ. К сожалению, у молодого актера сложились неважные
отношения с главным режиссером. Как признается Николай
Владимирович, причиной тому был его неуживчивый характер. Олялину
доставались в основном эпизоды, как, например, слуга Брандуан в
«Полоумном Журдене». Но и в маленьких ролях Николай привлекал
внимание зрителей, он даже был признан лучшим комиком Красноярского
края.
Тогда же появились первые поклонницы. Среди них оказалась и та
единственная, которая стала спутницей Николая на всю жизнь —
очаровательная девушка по имени Нелли. История его любви выглядит
достаточно романтично. Однажды в их театр пришла девушка, которая
работала вторым секретарем райкома комсомола. Ей надо было отобрать
актеров для выступления на праздничном вечере. В числе этих актеров
оказался и Николай. По его словам, для того, чтобы полюбить друг
друга, им хватило всего лишь одного дня! На следующий после
знакомства день они пошли в ЗАГС и расписались. По словам Н.
Олялина: «Слава Богу, меня миновал дамоклов меч развода — просто не
в силах представить, что моя дочь или мой сын какого-то другого,
постороннего мужчину стали называть папой...». У Николая и Нелли
родились двое детей — Владимир и Ольга. Сегодня они уже взрослые,
живут самостоятельно. Никто из них не пошел по стопам отца, чему
сам Олялин даже рад. «В семье, нормальной советской семье,
достаточно одного артиста», — считает Николай Владимирович.
В 1965 году он дебютировал в кино в роли солдата Болдырева
(фильм «Дни летные»). С 1968 года Николай Олялин начал работать на
киностудии имени Довженко. В том же году Олялин был приглашен
режиссером Юрием Озеровым на одну из ведущих ролей в киноэпопее
«Освобождение». Позже Олялин снялся в фильмах: «Бег» (1970),
«Обратной дороги нет» (1970), «Джентльмены удачи» («Мировой парень»
(1971), «Пропавшая экспедиция» (1975), «Золотая речка» (1976),
«Долг» (1977), «Россия молодая» (1982), «Биндюжник и король»
(1989), «Князь Юрий Долгорукий» (1998).
Удивительно, но артист, ставший популярным именно в военных
ролях, в армии так и не служил. Еще в институте Олялина трижды
вызывали в военкомат, и трижды военком отправлял его продолжать
учиться. И уже после выхода «Освобождения» Николай обнаружил в
почтовом ящике маленький лист бумаги. Это была очередная повестка
из военкомата. Но теперь уже сам актер к военкому не пошел. Николай
Олялин вспоминает: «Нелька расстроенная вся идет в военкомат,
говорит: «У нас только сын родился, давайте мы его на ноги
поставим, потом возьмете». Говорят: «Да нет. Не хотим мы его в
армию брать, нам стыдно — на экране он майор, а у нас солдат. Мы
ему хотели сержанта дать...».
Во второй половине 70-х Олялина уже знала и любила вся страна.
Многочисленные поклонницы буквально одолевали актера, в Киеве
пройти по улице было просто невозможно. Можно себе представить,
каково было жене артиста, обладающего такой внешностью и такой
популярностью. Николай Владимирович признавался, что на пике славы
не избежал мимолетных влюбленностей. Дошло до того, что у них с
Нелли назревал разрыв. Но жена Николая Владимировича все же сумела
достойно выдержать все: и ночные дежурства поклонниц в подъезде, и
телефонные звонки, и сотни писем. Популярностью пользовался Николай
Олялин и у официальных властей. Актер вспоминает такой случай:
«...вот мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже
достаю. А милиционеры почему-то отдают честь и пропускают
меня».
Не каждому под силу выдержать свалившуюся на него славу. Вот и
Олялина постепенно стало затягивать в омут. Бесконечный банкеты,
вина, коньяки... Одно время даже шла речь о его увольнении со
студии Довженко. Все катилось по наклонной, спасало только то, что
Нелли всегда оставалась рядом. А вот недоброжелатели, которые
всегда наготове, нажаловались на Олялина Владимиру Щербицкому. Но
первый секретарь ЦК Компартии Украины, поклонник артиста, решил
помочь Олялину. Николая Владимировича чуть ли не в приказном
порядке вызвали в 4 управление Минздрава, к наркологу. Удивительно,
но его вылечили раз и навсегда.
И в 80-е годы Николай Олялин продолжал много сниматься в кино.
За это десятилетие вышло одиннадцать картин с его участием, среди
них и известный всем исторический сериал «Россия молодая», где
актер исполнил роль Молчана.
Все резко изменилось, после распада Советского Союза. В одно
мгновение огромное количество талантливых актеров осталось без
работы. По словам Олялина: «Пришло уничтожение, то есть наше
поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все,
даже ехать некуда, предел». В 1990 году Олялин выступил как
режиссер двух картин — «Теплая мозаика ретро и чуть-чуть...» и
«Неотстрелянная музыка». Но его работы так и остались
невостребованными — ни среди прокатчиков, ни среди телевизионщиков
эти добрые фильмы о любви не смогли найти спроса.
От всего этого можно было впасть в полное отчаяние. Надежду на
лучшее, по словам самого актера, возродили в нем ролики «Русского
проекта». Простые и незамысловатые они вернули на экран потерянных
кумиров, вызвали у людей неожиданную волну тепла и веры в будущее.
В одном из этих роликов снялся и Николай Олялин. Долгие годы
Николай Олялин вообще не снимался в кино. «Кино сейчас не
творческое, а материальное. Погоду заказывают малопонимающие в
искусстве господа, именующие себя продюсерами, для них главное —
получить деньги.
А кино им любить или хотя бы знать совсем не обязательно. Идти
на поводу у такой “методы” я не могу», — объяснял он свою позицию.
Николай Владимирович писал очерки о коллегах, пробовал себя в
качестве сценариста.
Перипетии последних лет не могли не отразиться на здоровье
артиста. Олялин пережил сложную операцию. Как ни печально об этом
говорить, но средства на операцию пришлось брать взаймы у друзей и
даже просить у совершенно незнакомых людей.
Николай Олялин скончался 17 ноября 2009 года.
отсюда: https://aleks070565.livejournal.com/8058020.html