"Его из школы исключили". Почему герой фильма "Гостья из будущего" оказался без
ygashae_zvezdu — 30.08.202430 августа отмечал день рождения Алексей Фомкин (1969 — 1996), Коля Герасимов из чуть ли не последнего всесоюзного кинохита телевидения СССР «Гостья из будущего» ("ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО" ДАЛЕКО НЕ ЛУЧШИЙ ЕГО ФИЛЬМ).
После преждевременной смерти репутацию парню нарисовали, мама не горюй: не выдержал славы, подсел на наркотики, сгорел к чертям.
Трагедия его, однако, имеет нюансы и слава богу, что на фоне попугайских рассказов, перетолмачивающих ничем не подтвержденные домыслы, появился сайт Алексея Фомкина, где собрана информация из первых уст — http://alexey-fomkin.ru/.
Уже в первом классе Фомкин занимался в Детском театре кукол при заводе «Динамо». В третьем попал в Театральную студию Дворца культуры ЗИЛа. На фоне рассуждений, что Фомкин был фактурным мальчиком, которому просто повезло сняться в приличном фильме, диссонансом звучат признания людей, сталкивающихся с ним в работе. Все как один отмечают профессионализм Алексея, четко поставленную сценическую речь, умение разграничивать реальную жизнь и актерство. Руководитель ДК Николай Новожилов вообще одной из главных своих ошибок считал рекомендацию Фомкина на студию Горького, ибо кино закрутило парня всерьез, и Новожилов потерял лучшего ученика.
Можно спорить о деталях (кто именно, когда и куда рекомендовал Фомкина), но этапы его славы прослеживаются четко. Из ДК мальчик попал на правительственный концерт, где читал стихи перед Брежневым и компанией. Сие мероприятие транслировалось по телевизору на всю страну.
Потом был «Ералаш», где Фомкин по праву занял место одного из ведущих актеров.
Из «Ералаша» перекочевал в «Гостью из будущего».
Фомкин и до громкой славы (занятости) учился не блестяще, а уж когда пошла занятость…
И все же, как он дошел до ситуации при которой из школы его выпустили без документа о среднем образовании, со справкой гласящей, что, мол, прослушал курс?
И какие последствия это имело?
Дабы сие понять придется совершить небольшой экскурс в историю.
Фомкин учился с 1976 по 1986, я с 1980 по 1990 годы.
Школы у нас были типовые, без уклонов.
Что поражало в моей школе, так это полное раздолье двоечников, хулиганов и просто лоботрясов. С ними никто ничего не мог поделать, действуя пряником увещеваний. Для кнута же не существовало никаких предпосылок. Оставить на второй год, значит испортить показатели. Да и кому нужен проблемный ученик, чтобы лишний год с ним возиться? Следует потерпеть его до восьмого класса, а там сплавить в ПТУ…
В 1984 началась школьная реформа в ходе которой принялись бороться с приписками учителей, с натягиванием дурачков на тройбаны. Здесь и дали старт такой специфической вещи как справка о прослушанном курсе. Спорить не буду, может она практиковалась и до этого, но до 1984 широко не применялась.
С угрозой справки восстановилась какая-никакая, а дисциплина, ибо даже самые оголтелые пофигисты понимали, что выход из школы без диплома о неоконченном среднем равен социальной гибели. Тебя даже в ПТУ не примут. Никуда на работу не возьмут. Придется либо диплом покупать, либо садится за парту вечерней школы.
Вылететь после восьмого класса (тогда учились 10 лет) со справкой было сложно. Помню, какую прожарку устроили ряду моих одноклассников на выпускных экзаменах. Ярким возмутителям спокойствия влепили двойки, толкая к получению справки. Родители двоечников подали апелляцию. Переэкзаменовка. Снова — параши. Новая переэкзаменовка с привлечением представителей ГОРОНО. Через полтора месяца противостояния и вздрюченные двоечники знали предмет на тройку, и учителям пришла пора уходить в отпуск. Дипломы все же выдали.
Фомкин по воспоминаниям одноклассников, мог отсутствовать в школе неделями, отставая по ряду предметов. Но его как-то вытягивали.
Во всяком случае, в девятый класс Фомкин прошел.
Специфика обучения в старших классах немного отличалась. Даже во времена дореформенной вольницы там никого не держали. То бишь, если восемь лет тебя уговаривали учиться, то здесь уговоры заканчивались. Не хочешь, ступай в ПТУ. Уже само зачисление в девятый происходило на конкурсной основе. Скажем, мой девятый класс формировали из трех восьмых.
Обратимся к воспоминаниям свидетелей учебы Фомкина.
Учитель математики:
«Конфликтов с учителями у него не было, я не помню такого. Наоборот, старались натягивать оценки, иногда хоть до троечки. Потому что ну математика, что математика, Пушкин вот тоже не был силён в математике».
Учитель химии:
«Позволял себе по полгода не появляться в школе и, в конце концов, посчитал, что эта школа недостойна, чтобы он здесь учился. Алеша ушел…»
Один из одноклассников:
«А в десятом он уже не доучился даже до зимы, за неуспеваемость и непосещаемость его из школы исключили. То есть ушёл он без аттестата».
О нешуточности конфликта свидетельствует тот факт, что Фомкину запретили даже появляться в школе, когда его класс праздновал выпускной.
Допускаю, что уходил Фомкин в эйфории, под него на студии Горького написали сценарий «Плюмбум, или Опасная игра». Но чего-то не срослось. Фомкин оказался на больничной койке, а Плюмбума сыграл Антон Андросов.
Что значило для Фомкина отчисление со справкой? Невозможность сходу поступить на актерский факультет.
Что следовало делать? Сдаваться в вечернюю школу или искать выходы в занятиях при театральных студиях.
Вместо этого Фомкин ждет у моря погоды (приглашений на съемки), а его никуда не зовут.
Пишут, что юный, нетерпеливый, утративший разом все перспективы Фомкин сам пошел в армию. То есть, как это сам? Ему исполнилось восемнадцать, отсрочки не полагалось от слова никак, его призвали, он и пошел. Другое дело, что армия, возможно, виделась ему выходом из сложившейся ситуации.
Выходом армия, конечно, не была. За два года службы об Алексее забыли окончательно, а пока он служил, его родня сделала финт, отрезающий парня и от столицы.
Кстати, пару слов о родителях Фомкина. Конечно, хвала им, что отдали мальчика на актерские занятия, но как школу-то прощелкали? Как не объяснили, что на данном этапе учеба важнее всего? В семье Фомкина складывался тот еще микроклимат, если, согласно воспоминаниям помощницы режиссера фильма «Гостьи из будущего», четырнадцатилетний парень порой ночевал на улице, поскольку его домой не пускали.
Так вот, пока Алексей был в армии семья совершила родственный обмен, обменяв две квартиры на одну побольше. Если до этого обмена у Алексея была надежда на отдельную жилплощадь в виде квартиры бабушки, то теперь ему предстояло жить до синих соплей с бабушкой и мамой. Жить с ними он не смог. Не в поисках же смысла парень уехал в глухую деревню Безводное (Владимирская область), где у бабушки был дом, игравший во времена Алешиного детства роль дачи для летнего отдыха? Видимо, в доме родителей было так «хорошо», что лучше оказалось в деревне, которая летом туда-сюда, а зимой просто вымирала.
Поражает, однако, инфантилизм Алексея, который не пробовал даже получить корочку о среднем и продолжить обучение. Да, в стране был развал, кино стояло, ну так хоть какие-то подвижки надо было делать.
Тут-то и возникает тема запрещенных веществ и алкоголя. С чего-то обиженный на семью Фомкиных Борис Грачевский так вообще бросался в эфире фразами: «Из токсикомана он превратился в наркомана и умер».
Свечку никто не держал, но заметим, что именно алкоголь вкупе с наркотиками является основным гасителем волевых усилий.
Тем не менее, как-то Алексей жизнь обустроить пытался. Познакомился во Владимире с Леной, матерью-одиночкой, воспитывающей 12-летнего сына. Женился, перебрался из деревушки к ней в город.
23 февраля 1996 года Алексей и Лена встречали у друзей, там же и остались ночевать. Ночью возник пожар. Всем, кроме Алексея удалось спастись, парень же задохнулся в дыму.
Светлая память!