«Эффект Конкорда»: как возникает ловушка невозвратных затрат

Например, расходы на билет в кино не могут быть возмещены независимо от того, пойти на просмотр фильма или нет.
Следовательно, принимать текущие решения, обосновывая их уже понесенными затратами, иррационально.
Рационально учитывать только будущие затраты и выгоды – продолжая пример с кино, это время на просмотр фильма и удовольствие от этого просмотра, и если через полчаса фильм так и не заинтересовал, рациональным выбором будет не тратить на него дальнейшее время.
Многие инвесторы попадают в ловушку невозвратных затрат, отказываясь признаться самим себе в неудачном вложении.
Вместо того чтобы сократить потери, они продолжают держать или даже дополнительно инвестировать в неудачный актив, основываясь на нежелании потерять уже вложенные в него ресурсы и чтобы оправдать свое первоначальное решение.
Он даже имеет второе название – «эффект Конкорда», по наименованию совместного проекта правительств Великобритании и Франции, ставшего самым известным примером ловушки невозвратных затрат и того, как она влияет на масштабные системные решения.
Еще до того, как «Конкорд» начали выпускать, 16 авиакомпаний заказали более 70 таких самолетов.
Но довольно быстро стало очевидно, что проект не окупит своих затрат, однако суммы, уже вложенные в него, служили для стран-участниц оправданием того, почему нужно продолжать вкладывать, что и происходило три десятилетия. Затраты на разработку, которые в начале оценивались в $130 млн,
При этом самолет оказался слишком шумным и из-за звукового удара не мог летать на максимальной скорости над землей – только над водным пространством, но из-за недостаточной дальности полета не мог использоваться для перелетов над Тихим океаном – только над Атлантикой.
.
Билеты на него стоили слишком дорого для широкой публики; кроме того, он перевозил лишь сотню пассажиров, а топлива требовал вчетверо больше, чем способный перевозить более 400 человек Boeing 747.
С 1969 г., когда «Конкорд» совершил первый полет, за следующие 30 лет было выпущено только 14 самолетов для двух авиакомпаний, Air France и British Airways. Проект был закрыт в 2003 г.
.
.
Например, семья, заплатившая за дорогие билеты на матч по баскетболу на стадионе в 100 км от дома, готова ехать на игру, даже если в этот день будет снежный буран, – но если бы билеты достались ей бесплатно, она осталась бы дома;
любитель тенниса, вступивший в клуб и заплативший $300, готов продолжать посещать клуб и играть, даже если повредил руку, – лишь бы не выбрасывать деньги на ветер.
Так, в одном из их экспериментов участникам предлагали рассмотреть гипотетическую ситуацию: вы купили готовый обед по акции за $3, чтобы съесть его за просмотром интересной телепередачи, а потом решили пригласить в гости друга и купили для него точно такой же обед – но за $5, поскольку акция уже закончилась.
Однако, когда оба обеда были уже разогреты, друг позвонил и сообщил, что не сможет прийти.
Съесть можно только один обед, а второй, по условиям задачи, придется выбросить.
Какой из двух совершенно одинаковых обедов съесть – тот, что за $3, или тот, то за $5, или же все равно какой?
Поскольку затраты и выгоды выбора из одинаковых обедов также абсолютно одинаковы, рациональным экономическим решением был бы ответ «все равно какой», но примерно четверть участников выбрали обед за $5 – объясняя это тем, что выбросить его в помойку было бы более расточительно, поскольку он дороже.
В результате человек может полагать, что уже сделанные инвестиции в проект, будь то деньги или время, могут быть потеряны, если будет принято решение отказаться от этого проекта. Отказ довести до конца дело – даже не приносящее прибыли или других «призов» – может восприниматься как общая неудача и потеря.
Так, время, потраченное на просмотр неинтересного фильма, можно было бы потратить на что-то более интересное.
В основе эскалации вовлеченности – процесс самооправдания, в котором люди стремятся рационализировать свое предыдущее поведение и тем самым избежать связанных с ним негативных эмоций – вины или стыда за неудачу, объяснял психолог Барри Стоу (Северо-Западный университет).
1) не хотеть показаться расточительными;
2) хотеть придерживаться своих планов;
3) не хотеть мириться с потерями и поэтому стремиться идти до конца.
.
.
Хотя игнорировать эмоции трудно, можно попытаться сосредоточиться на текущих и будущих затратах и выгодах, а не на понесенных в прошлом расходах, и на конкретных действиях, а не на чувстве расточительности или вины за отказ от ранее принятых обязательств.
Исследования показывают: если человек воздерживается от принятия решений на основе эмоций, последствия ловушки невозвратных затрат уменьшаются.
В данном случае человек беспокоится о том, что он уже «заплатил», а не о том, что он получит в будущем.
Хорошие решения должны указывать на будущие выгоды, поэтому не следует слишком усердствовать, оправдывая прошлое, когда можно получить больше пользы, двигаясь вперед, отмечал Лихи.
Важно держать в голове общую, более масштабную картину, стратегическую цель – это позволит сосредоточиться на выборе возможных вариантов и, если один не сработает, перейти к другим, а не фиксироваться на единственном способе, ощущая себя связанным невозвратными затратами.
Отказ от начинания требует силы и мужества, но лучше признать неудачу на ранней стадии, чем потом разгребать гораздо худшие последствия: можно отнестись к каждой инвестиции как к возможности поэкспериментировать с новым продуктом, протестировать новую услугу и т.д. – а не как к обязательству заставить эту инвестицию работать во что бы то ни стало.