Эфес



Эфес — один из немногих древних городов, по которому сегодня можно пройтись.
В нём хорошо сохранились улицы: Куретов, Мраморная и Портовая, по которым мы прогулялись.

В период наивысшего расцвета в Эфесе проживало четверть миллиона человек.
Назвать древний Эфес мёртвым язык не поворачивается, потому как каждый день он оживает, наполняясь многоязыкой речью туристов, гуляющих по его улицам.
От Верхних ворот вниз по холму к Библиотеке Цельса по улице Куретов ежедневно проходят группы туристов, слушая занимательные рассказы гидов, щелкая фотоаппаратами и пытаясь запечатлеть все достопримечательности или просто рассматривая архитектурные сооружения прошлых веков, полуразрушенные, раскопанные археологами и вновь представшие миру как доказательство безграничности полета фантазии человека.

А две тысячи лет назад каждую весну по этой улице к храму Артемиды шествовали жрецы, облаченные в праздничные одежды, чтобы принести приношения богине...
Словом "куреты" в Эфесе называли священнослужителей Храма Артемиды, который, хоть и входил в состав полиса, все же оставался совершенно независимым.
Вдоль всей улицы были установлены статуи богов римского пантеона, императоров и почётных граждан города. Все они находятся сейчас в музее города Сельчук.

В отличие от святилища Артемиды античный Эфес прекрасно сохранился. В нем можно увидеть храмы, фонтаны, амфитеатр на тысячи зрителей, знаменитую библиотеку.
В городе существовало правило: все путники должны были заходить в город вымытыми и отдохнувшими.

Римские бани Вария.
Вода в город подавалась по таким керамическим трубам.

За банями располагались женские гимназии. В обязательную программу обучения входили образовательный курс и физическая подготовка.
Малый театр - Одеон (II век н.э.) состоит из 25 горизонтальных рядов и рассчитан на 1500 человек.
Нижние ряды предназначались для самых богатых граждан города. Служил булевтерий местом для заседаний городского Сената, использовали его и для собраний и театральных представлений. Нижние ярусы мраморных скамеек оригинальные, остальные - реконструкции.

Напротив одеона находилась центральная площадь древнего города - Агора.
В античных городах агора - место, где собирались полноправные жители древней Греции и решали важные вопросы городской жизни (торговые, судебные, военные). Размещались здесь и торговые ряды. Здесь и рабов продавали, и собрания по случаям религиозных и светских праздников проводились. Сейчас здесь лишь камни да деревья.
Прогуливаясь по античным улицам и рассматривая архитектурные памятники, можно получить представление о былом великолепии греческого полиса.
Ощущение причастности к истории сохраняется во все время прогулки по улицам, которые была погребены под толстым слоем земли почти две тысячи лет и лишь чуть более двух веков тому назад раскопаны археологами.
Уже то, что сама Дева Мария ступала по мраморным плитам городских улиц Эфеса, вызывает душевный трепет. Она, как любая женщина, жившая в то время, ходила по городу по своим делам — что-то купить для хозяйства, с кем-то поговорить или послушать, что говорят, когда одна, когда в сопровождении Иоанна Богослова, который по наставлению Иисуса стал ей приемным сыном.
На одной из сторон агоры можно найти ранний христианский символ, предвестник креста.

Древние греки использовали слово "ихтис" как аббревиатуру к фразе "Иисус Христос - сын Бога Спасителя". Без расшифровки это слово означает "рыба".
Жил в этом городе и греческий философ Гераклит, заложивший основы диалектики. Именно ему принадлежит выражение: "Всё течёт, всё меняется". А еще он считал:"Глаза - более точные свидетели, чем уши". Идём дальше и смотрим.

Коринфская мраморная капитель.
Мавзолей Меммия, внука императора Суллы. Сула считается римским героем после победы над Митридатом под его командованием. Меммия горожане уважали - он был не только политический деятель, военачальник, но и поэт, и оратор.


Гермес.
А это знак ( посох Асклепия), что здание рядом с ним - больница. Говорят, безнадежных пациентов врачи отправляли домой, поэтому в больнице никто не умирал.

По легенде, древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий, шёл, опираясь на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея, и Асклепий убил её. Следом явилась вторая змея с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею. Асклепий нашел эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых.
Ворота Геркулеса ограничивали въезд транспортных средств - дальше улица была доступна только для пешеходов. На колонне ворот - барельеф, изображающий бога силы и могущества Геркулеса, несущего поверженного льва. Надпись на колонне предупреждает: "Если заходишь сюда со злым сердцем, будешь умерщвлен, как этот лев". Тюрем в городе не было. Преступников помещали в ямы, накрытые решетками, и каждый горожанин мог плюнуть в яму и посмотреть в глаза заключенному.

В городе можно пройтись по следам великих императоров: Траяна, Домициана, Нерона, Адриана и, конечно же, самого Александра Македонского.

Площадь Домициана.
Барельеф древнегреческой богини победы Ники.





В древнем Эфесе было много фонтанов, позволяющих жителям и многочисленным гостям города утолить жажду в жаркий день. Фонтан Траяна - двухъярусный источник с водой, высотой 12 метров - был возведен в честь римского императора Траяна. Император в скульптуре был запечатлен, опирающимся ногой о земной шар. Похоже, греки знали, что Земля круглая! Фонтан украшали статуи Афродиты, Диониса, Сатира и членов семьи императора. Кроме того было два декоративных бассейна.


Дома с террасами.
В городе сохранились 6 домов и 62 комнаты, в которых проживала местная знать. У богачей, кроме водопровода и мозаичных полов, были еще и ванны. В домах на террасах жили не только богачи, но и средний класс, и у среднего класса водопровод тоже был. Роскошь ограничивали законодательно : нельзя было римским красавицам иметь больше половины унции золота, носить разноцветную одежду и ездить в повозках по городам на расстоянии мили. Были законы и про ограничение пиров и гостей на них, так что жили скромно, ограничивая себя и других.
А с законами города можно было ознакомиться, прочитав их на мраморных плитах.





Развалины римской агоры и Малого театра, термы, фонтаны и богатые кварталы особняков впечатляют внушительными размерами и искусством исполнения.
Храм Адриана был построен во IIвеке н.э. в честь императора, который посещал Эфес.

Над аркой - покровительница торгового города Тихея, символ переменчивости удачи, счастливый случай. Её атрибуты - колесо (что было вверху, будет внизу) и рог изобилия.


Медуза.

Барельеф Фортуны, богини счастья и удачи.

На фризе храма - легенда об основании Эфеса.

.

Латрины - общественные уборные - строили римляне в великом множестве. Эти заведения выглядели как комнаты, в которых по периметру располагались каменные сиденья с отверстиями, похожими на замочные скважины. Под скамьями проходила канализация. Нечистоты смывались проточной водой из терм. От запахов использовались цитрусовые . Справляли нужду коллективно. Туалет был на 38 посадочных мест без перегородок. Посещение латрин было формой развлечения граждан. Обстановка располагала к отдыху, играла музыка. Чтобы согреть мрамор сидений, состоятельные граждане посылали специальных рабов, чьи зады работали грелками для хозяев. Без отрыва от производства там заключались сделки, люди встречались, знакомились - общались.



Улица Куретов, как видите, многолюдна в вечернее время - в половине седьмого здесь теперь включается подсветка, и посетители спешат в библиотеке Цельса, чтобы застать этот момент.
Продолжение следует.