Эдвард Бернейс.
grafoman62 — 28.11.2023"Сознательное и умелое манипулирование упорядоченными привычками и вкусами масс является важной составляющей демократического общества. Приводит в движение этот невидимый общественный механизм невидимое правительство, которое является истинной правящей силой в нашей стране. Нами правят, наше сознание программируют, наши вкусы предопределяют, наши идеи нам предлагают – и все это делают в основном люди, о которых мы никогда и не слыхивали. Таков логичный результат организации нашего демократического общества. Именно такое взаимодействие необходимо для мирного сосуществования людей в эффективно функционирующем обществе."
Это цитата из книги Эдварда Бернейса "Пропаганда". Очень, конечно, высокопарно, но мне тут больше всего понравилось то, что наши вкусы, идеи, наше сознание предопределяют люди, о которых мы знать не знаем и даже, пожалуй, и не слыхивали. Забавно, но справедливо.
Но, тем не менее, когда мы видим, как состоятельные и вроде неглупые дамы покупают идиотскую авоську за 40 000 (сорок тысяч) долларов (это я не шучу, а рассказываю о сумках Birkin. У некоторых цена доходит до 80 тысяч.), да ещё в очередь записываются, чтобы иметь возможность всё это чудо приобрести, то как-то начинаешь немножко задумываться о многих вещах, и, в частности, о том, что мы теперь называем "воздействием на общественное сознание".
Я вот постоянно наблюдаю один и тот же сюжет: вроде не совсем
слабоумные женщины: сначала покупают дорогущую обувь на каблуках
или на каких то безумных платформах, в которой мало того, что
невозможно ходить, но она ещё и ноги так калечит, что потом после
50, а то и после 40 лет начинают долго и безнадёжно лечить - то
артрит, то какие-то косточки на стопах, то хрен знает что,
продолжая при этом опять платить какие-то неимоверные тысячи... Во
имя чего? Имеется ввиду, что в этих колодках ты становишься
стройной и прекрасной и оно того стоит.(Ведь я этого достойна!)
Потом дамы обкалывают свою физиономию токсином, который парализует
нервные окончания, после чего лицо становится похожим на маску
зомби и через какое-то время начинает сползать вниз. Такое
вот безудержное стремление к красоте. (Про силиконовые сиси и попы
я уже не буду...)
Словом, глядя на все эти безумства, невольно начинаешь размышлять:
а кто же "эти таинственные незнакомцы", которые так удачно умеют
срать нам в мозг?
Хочу рассказать тут про одного.
Итак - "отец-основатель" пиара, Макиавелли ХХ
века, и, главное — родоначальник "обществом потребления"! Я говорю
о Эдварде Бернейсе.
Родился он ещё в 19 веке - 22 ноября 1891 года. Был племянником
самого Фрейда: его мать - Анна Фрейд была родной сестрой Зигмунда
Фрейда. (Скорее всего именно идеи своего дяди он и
использовал при создании "науки массового убеждения",
основанной не на разуме и интеллекте, а на манипуляции
подсознательными чувствами и импульсами.)
Журнал «Лайф» включил его в число ста наиболее влиятельных
американцев XX века. Гений пиара - самая частая его
характеристика.
Судите сами: как заставить людей покупать кучу новых шмоток,
только потому, что предыдущие, совершенно новые, - вышли из
моды?
Как вынудит почти нищих людей тратить кучу денег на
совершенно ненужный хлам. Ладно тут с барахлом, а вот
как приучить почтенных пуританских домохозяек курить как паровоз -
вот это уже целая наука! И это достойно гения.
Начну по порядку.
Считается, что вершиной "творчества" Бернейса была
работа на табачные фабрики. А одну из них — это Лаки Страйк
(Lucky Strike) — так он просто озолотил. Одной из самых известных
его кампаний было продвижение идеи курения для женщин в
1920-е годы.
Дело в том, что в те времена курение женщин на публике
считалось в Америке табу — верхом непристойности. Дамам можно было
курить только в специально отведённых местах или не дозволено
вообще. Женщины, попавшиеся на нарушении этого правила,
арестовывались.
Один из табачных магнатов обратился к Бернейсу со
словами: "Мы теряем половину потенциального рынка".
Психоаналитическое исследование показало, что наибольшего успеха у
потребителей-женщин можно добиться, сделав сигарету символом
равноправия полов.
В 1929 году на Пасхальном параде в Нью-Йорке Бернейс
организовал некую постановку: престижные топ- модели внезапно
откуда-то достали сигареты Лаки Страйк и стали демонстративно
курить. Всё это они назвали «факелами свободы» и преподносилось как
некая борьба за равноправие. (Я ничего не имею против равноправия,
но считаю, что для этого вовсе не обязательно губить своё здоровье,
да ещё и быть статистом в чужих и чаще всего - мужских
играх.)
После парада женщины стали курить больше, чем когда-либо
прежде. Именно благодаря Бернейсу женское курение стало социально
приемлемым. Кампания, заказанная табачной индустрией, была
преподнесена Бернейсом как новость, чем она на самом деле не была.
Бернейс был убеждён, что именно новости, а не реклама —
лучшее средство для донесения рекламного сообщения ничего не
подозревающему населению.
Потом Lucky Strike заказала ему же кампанию по продвижению своего
товара как символа женской независимости, врачи наперебой заявляли
о пользе никотина, а оперные певицы — о его благотворном влиянии на
голос.
А это уже из его некролога, он у него знатный:
"Бернейс помог табачной промышленности преодолеть одно из
самых больших социальных табу того времени: женщины, курящие в
общественном месте. Именно ему она обязана своим сверхдоходам!"
( Хотя сам Бернейс, как мы уже поняли, дураком явно не был и своим
собственным призывам точно не следовал, отчего и прожил в богатстве
и комфорте 105 лет.)
Бернейс был в первую очередь практиком. Это ему
принадлежат ключевые идеи современной рекламы:
1) Покупка новых вещей не по мере прихождения старых в
негодность, а вместе со сменой трендов; выбор одежды, как выражение
индивидуальности человека.
2) Продажа товаров не как функциональных предметов, а как символов
престижа и успеха; использование в рекламе авторитетных
специалистов - врачей, учёных и т.д.; увязывание брендов с именами
"звёзд" (причём и звёзды, и владельцы брендов были клиентами самого
Бернейса - - «Мы знаем, что вам нужно» — им же придуманный слоган.
)
3) Применение психоанализа при исследовании целевой аудитории и
т.д. "Если вы не хотите менять цвет пачки, измените цвет моды
- на зелёный." - цитата.
Вот ещё из хроник:
"Это Бернейс сделал яичницу с беконом самым популярным
завтраком в Америке. Заказ поступил от производителей мяса,
задыхавшихся в конкурентной борьбе с производителями кукурузных
хлопьев. Бернейс разослал пяти тысячам врачей вопрос о
преимуществах разных видов завтраков. Вопрос был сформулирован
таким образом, что единственный возможный ответ звучал: "Мясо
лучше". После чего, ссылаясь на мнение пяти тысяч специалистов,
Бернейс развернул национальную кампанию по популяризации бекона."
«4500 врачей настоятельно рекомендуют более плотные завтраки». В
газетах утверждалось, что бекон и яичница должны быть основными его
компонентами. В результате этих действий продажи бекона пошли
вверх.
( Может и поэтому количество людей, страдающих ожирением и
повышенным холестерином тогда тоже резко пошло вверх. А так же
смертей от инфарктов. Но кто думает о таких пустяках, когда речь
идёт о сверхприбыли.)
Он же убедил нацию в безопасности фтора (по заказу производителей
зубной пасты) и во многих других вещах.
Умер "гений" в 1995, прожив в комфорте и здравии больше ста
лет.
В некрологе его величали«пионером» в области "связей с
общественностью" и еще — «отцом общественных отношений».
Кстати, откуда это навязшая в зубах фраза: "связи с
общественностью"? Тоже Бернейс придумал. После Первой мировой войны
слово "пропаганда" у людей вызывала нехорошие ассоциации и его
заменили на синоним — «связи с общественностью».
Так что вот как-то так. Мне кажется, что нам всем важно
помнить, что не всегда то, что мы считаем своими мыслями и своими
потребностями — таковыми являются на самом деле. Вполне
возможно эти "файлы" в нас кто-то загрузил и "авторами" у них могут
быть какие-то " таинственные незнакомцы".
Манипуляция и индоктринация — вот ключевые слова
современности!
Поэтому, когда вам кажется, что вот без этой кружевной кофточки и
без этих розовых босоножек со стразами я жить не смогу, то
подумайте: "я точно так думаю или мне кто-то всё это вложил в
мозг?"
Пример с босоножками и кофточкой — он безобиден. Есть
варианты и покруче, например: " Как же она, бедняжка одна, без
мужика живёт..." или "ой, у неё даже парня нет, бедняжка..." Самая
смешное, что все эти "сочувствия" исходят от замотанных и
припаханных тёток, ишащих на двух работах, после чего впахивающих у
плиты обслуживая какого-то мутного мужика. Люди жизни себе ломают,
следуя какому-то непонятному социальному протоколу.
Задайте себе вопрос: это действительно ваши мысли или вы
транслируете программу, вложенную в вас патриархатом? Вам
действительно так плохо без "большой любви", или кому-то очень
надо, чтобы именно так вы и думали?
А по поводу "искренних переживаний". Давайте посмотрим на похороны
вождей в Северной Корее. Люди там совершенно искренне рыдают и
бьются в истерике. Но мы же, глядя на всё это со стороны, понимаем,
что у всего этого есть программисты, которые и прописывают все эти
"скрипты".
Давайте уже освобождаться от всего этого.
|
</> |