«Единство, в котором рождается разнообразие» — как устроен мир балета
libfl — 11.05.2022
С 3 по 11 июня в Москве на сцене Большого театра России пройдёт XIV Международный
конкурс артистов балета. Это ежегодное большое событие, которое
даёт возможность юниорам и опытным артистам показать свой талант и
способности. В этом году конкурс посвящён 95-летию со дня рождения
известного балетмейстера, народного артиста СССР и председателя
жюри конкурса Юрия Григоровича.
Балет — это не только хрупкое и утончённое искусство, как кажется
на первый взгляд. Прежде всего, это труд огромного количества людей
— артистов, хореографов, костюмеров и художников. Вместе с
исследователем современной хореографии, историком танца, автором
телеграм канала @westsidestory и
проекта nofixedpoints.com, Витой
Хлоповой разбираемся в тонкостях мировых балетных школ, их
сходствах и различиях, а также узнаём про национальный танец в
современном балете и читаем книги, которые можно найти в фондах
«Иностранки».

«Считается, что балет зародился в Италии, но достиг своего
совершенства во Франции: и не просто так, а благодаря любви к
танцеванию короля Франции Людовика XIV. Балетная школа, указ об
открытии которой он подписал, является старейшей в мире и
насчитывает почти четыре века развития.
Ещё одна сильнейшая балетная школа — русская — почти на 100 лет
моложе, но если присмотреться поближе, то можно увидеть, что
состоит она из набора европейских техник. Ведь именно французы и
итальянцы стояли у истоков великого русского балета.
Зато в XX веке русский балет отдаёт долг не только французскому
балету, вдохнув в него новую жизнь благодаря антрепризе Сергея
Дягилева, но ещё и стоит у истоков создания балетного искусства
многих других стран. Без «Русского балета Дягилева» и Америка бы
пошла совсем другим путём, и Англия, такие отдалённые страны, как
Новая Зеландия и Австралия.
Французы до сих пор строго охраняют свой балетный храм: практически
нереально поступить на службу в Opéra de Paris, не окончив их
школу. Американцы охраняют наследие и сложнейшую технику Джорджа
Баланчина, которые в 30-е года приехал строить американский балет.
Для датчан священным именем является имя Августа Бурнонвиля, чья
техника и 200 лет спустя является катастрофически сложной в
исполнении. Москва негласно соревнуется с Петербургом, но все же
эталоном русской школы является методика Агриппины Вагановой, чьё
имя сейчас носит академия русского балета в
Санкт-Петербурге.»
Вита Хлопова
1. Understanding ballet: The steps of the dance from classroom to stage, John Gregory
Погружаться в тему балета советуем именно с этой книги.
Understanding ballet — своеобразная мини-энциклопедия, которая
рассказывает историю балетного искусства, периоды его развития, а
также даёт основные термины, которыми пользуются профессионалы.
Джон Грегори основал Harlequin Ballet — гастролирующую труппу,
которая впервые поставила балет на Британских островах. Джон не
просто передаёт свой накопленный опыт и делится закулисной балетной
жизнь, он учит читателя чувствовать это искусство, понимать его
шаги.
В книге представлены фотографии Майка Дэвиса, известного фотографа,
который выпустил более 20 книг о балете и сотни репортажей со
спектаклей. В Understanding ballet он показывает несколько разных
балетных школ и делает фокус на разноплановых фотографиях. Он
снимает не только мировых звёзд, для Майка главное — артист и его
талант, а не класс.
2. The American Ballet, Olga Maynard
Официально первая балетная школа открылась в Америке в XX веке.
Особое влияние на американский балет оказал русско-грузинский
хореограф Джордж Баланчин. Он положил начало американскому балету и
современному неоклассическому балетному искусству. Проработав
хореографом в труппе Дягилева, Баланчин решил создать своё — и это
была безумная идея, потому что европейская и русская школы имели
вековую историю, тогда как в Америке ничего подобного не было.
Но автор книги считает, что всё начинается в 1767 году, когда в
Нью-Йорке поставили спектакль Harlequin’s Vagaries для 10 индийских
офицеров. Он считает — американская балетная школа зародилась в
колониях.
Книга разделена на 5 частей, в которых повествуется об американских
театрах балета, значимых хореографах, балетных школах, постановках.
Ольга Майнард пишет о влиянии различных течений на американский
балет, в том числе затрагивает русскую балетную школу и русских
артистов балета.
Полный текст подборки доступен на сайте Библиотеки.
|
|
</> |
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
Закон о бродячих собаках-3
«Фордзон-Путиловец»
Военная быль № 4
"Небоскребы небоскребы а я маленький такой..."
Умер Эрик Булатов — художник, который превратил слова в решётку, а небо — в
"О бедном гусаре замолвите слово"
Отпускная среда

