Ё-мобиль
i_future — 28.02.2014Газета.ру написала о закрытии ("переносе на неопределённый срок") проекта Ё-мобиль, сославшись на анонимный источник внутри компании. Официальные источники пока молчат. На пике PR-кампании проекту завели представительства во всех возможных социальных сетях, но большая их часть застыла ещё летом.
Захотелось что-то сказать об этих смешных автомобильчиках с узнаваемо чуждыми обводами корпусов и отечественными буквами на носах. Аватарах амбиций, неопределённости, подозрений, сомнений, а также скрытой надежды. Они были мне симпатичны.
Ё-мобиль был очень странным проектом. С одной стороны это, конечно, инновации™, смелый ход и почти частный проект. Но с другой — инновации эти были какими-то странными. Такими, что местами уже и иновациями-то считаться перестали.
Некоторые вещи, которыми был славен Ё-мобиль:
Рекуперация
Из раздела вопросов и ответов на сайте Ё-мобиля:
Расход топлива, КПД и выбросы в атмосферу — звенья одной цепи. При этом мы говорим о КПД всего ё-мобиля, учитывая уменьшенный вес, рекуперацию энергии при торможении, которую никто ранее не использовал, свободную энергию генератора, когда электродвигатели потребляют её меньше (для этого используется накопитель), а также оптимальный режим работы ДВС, поскольку пиковые нагрузки покрываются накопленной энергией.
Я позволю себе придраться к части про никогда и никем не рекуперированную энергию торможениия. Неужели в Ё и правда считали, что до них об этом никто не задумывался?
О начале работ над Ё-мобилем объявили на презентации 12 апреля 2010. А примерно за десять дней до неё Nissan объявил о начале приёма заказов на свой электровоз LEAF, который, конечно, тоже не бог весть какой инновационный, но оное рекуперативное торможение ему уже было не чуждо.
Ещё раньше, в 1997 году Toyota начала выпускать свои гибридные Приусы. Помимо действующей и эффективной гибридной схемы, Приус уже тогда мог похвастаться тем, что мог заряжать аккумуляторы, превращая лишнюю кинетическую энергию торможения в электричество. Хотя создавался без особой инновационной шумихи, как суровый коммерческий продукт.
Роторно-лопастной двигатель
Из тех же вопросов-ответов:
Как мы уже неоднократно подчёркивали, на начальном этапе серийного производства будет использован отвечающий самым высоким технологическим требованиям четырёхтактный ДВС от одной из ведущих автомобильных компаний. Вместе с тем, мы продолжаем планомерную исследовательскую работу по нескольким перспективным источникам электропитания автомобиля, в том числе по доводке роторно-лопастного двигателя (РЛД). Окончательное решение будет целиком зависеть от всестороннего анализа результатов проводимых исследований и испытаний. Весьма важное значение при этом имеет то, что наша концептуальная модульная конструкция легко позволит использовать любой принятый вариант без каких-либо дополнительных затрат или переделок.
Разбор проблем диковинного роторно-лопастного ДВС писали здесь. Кому лень читать ссылку — там говорится, что при всей теоретической крутости, у таких двигателей есть ряд проблем. Главная из них заключается в том, что схеме уже сто лет (без преувеличения), а эффективного механизма, который бы позволил использовать её в автомобилях, у нас нет до сих пор. Нужен механизм, который бы преобразовывал неравномерное пульсирующее вращение РЛД в равномерное непрерывное вращение выходного вала. Возможно, стоит задуматься над внедрением в Ё механизма от фонарика-эспандера...
Вообще, было бы просто замечательно, если бы отечественная компания, пусть даже без всякого автомобиля, придумала и запатентовала рабочее решение, позволяющее использовать РЛД в качестве автомобильного движка. Это уже был бы супер-прорыв. Но с наполеоновскими планами создать целый автомобиль, нагромоздив на платформу сразу несколько требующих доработки технологий, всё обернулось не круто.
К чести Ё-авто стоит сказать, что экзотический движок и не обещали вот так взять и сразу поставить в машину. Для обозримого будущего Ё разрабатывался под обычный, ничем не инновационный ДВС и роторно-лопастной мог получить в перспективе, если бы технология хорошо себя показала.
И ещё забавный момент из интервью с Андреем Гинзбургом:
Внезапно — Газпром. Но зачем? Ради всего, зачем заранее ограничивать конструкторские решения таким странным требованием? Это ведь только для того, чтобы в перспективе (возможно, когда-нибудь, если всё прокатит) иметь возможность порекламировать Газпром, в рекламе особо не нуждающийся.
Супеконденсаторы
О них мало что могу сказать. Ионисторы отличные. Но ни один производитель электроавтомобилей ими не пользуется. На форуме Tesla Motors обсуждали, что если заменить аккумулятор Теслы, на котором она проезжает чуть меньше 500 км суперконденсатором, машина превратится в грузовичок весом тонн эдак в 10.
А ещё конструкторы Ё-мобиля горели странной идеей использовать ионисторы отечественного производства. Но для тестовых образцов всё же признали, что российские сильно уступают корейским и не стали поддерживать отечественного производителя в ущерб технологии.
Тот же анонимный источник Газеты сказал: "Для Прохорова сейчас стоит вопрос: как выйти из проекта с минимальным ущербом, прежде всего имиджевым." Хм, может, попробовать для начала дать честное официальное заявление по поводу происходящего, а не молчать и делать вид, будто всё идёт по плану?
Жаль, конечно, машинку. И жаль большую идею (а я считаю, ею занимались не с целью создания видимости бурной работы). Но что поделать. Может, теперь обратят внимание на другие, даже более частные инновации в этой стране.
Да, дисклеймер вот. Если кто ещё не понял, я не разбираюсь, могу ошибаться, пишу на основе сетевых материалов и не убеждаю вас ни в чём.