"Дюна"
red_atomic_tank — 16.09.2021 Я не должен бояться Вильнева.Страх убивает разум.
Страх это малая смерть, влекущая за собой полное уничтожение.
Я куплю билет и во тьме кинотеатра встречусь лицом к лицу со своим страхом.
Итак, пострадал я за грехи ваши тяжкiя, сходил на фильму сию в настоящий кинотеатр. Кстати, хорошо в кинотеатре, таки "магия кино" работает, если только вычесть 20 минут рекламы перед сеансом.
Для начала сразу выдам краткое резюме для тех, кто хочет итог и не хочет вникать в многабукаф.
Нет, это не так плохо как можно было ожидать, я не выбежал из кинотеатра с воплями ужаса и криком "Линч непризнанный гений!". Но... нет, это и не хорошо. Новая "Дюна" такая же кривая и поломанная как ее предшественники, просто это свои, оригинальные поломки.
Вильнев фактически переснял "Бегущего" - материал иной, приемы те же самые, включая , прости господи, музыкальное сопровождение. Дорогой (при этом очень дешево выглядящий, о чем речь потом отдельно), пафосный арт-хаус. Кому вкатил БР2049 (да, такие люди есть) - может идти на "Дюну" смело, вкатит и она. Кому не очень - есть повод не торопиться и пособирать отзывы, впечатления могут... не порадовать.
А теперь давайте подробнее.
Итак, говно? Нет, светлые моменты имеют место быть.
Первый и главный - это таки "Дюна", причем снятая за нормальный прайс. Здесь нет ни упорото-дегенеративной отсебятины Линча (акустическое оружие Атридесов), ни старательного нищебродства авторов сериала. Вильнев постарался как можно ближе к оригиналу пересказать события вплоть до встречи Пола/Джессики с фрименами, дуэли и совместного похода в
Сразу отмечу, в разных обсуждениях часто мелькал тезис, что, дескать, аффтарам надо простить любые отступления от оригинала, потому что экранизация ориентируется в первую очередь на
Ну и посмотреть здесь есть на что (хотя бы временами), поскольку Вильнев - визионерЪ и регулярно выдает красивую картинку. Особенно мне понравились орнитоптеры. Концепция стрекозиного вертолета далековата от описания в первоисточнике, но почему бы и нет? Кузяво, эффектно, машет крылышками, все как положено.
Актеры...
И вот здесь все становится сложно, потому что сильный (не весь, но во многом) актерский состав не является сильным местом фильма. Как же так, спросите вы? А вот так. Потому что Вильнев.
Так что переходим к проблемам экранизации.
Итак, первое и, пожалуй, главное.
Бич современного кинематографа (и сериалов в т.ч.) - боязнь сложного. Ориентация на [подростковую] аудиторию, которая не поймет. Вынужденное сосредоточение на предельно простых и понятных концептах, превращение любой истории в повесть об отношеньках, потому что собирательная аудитория воспринимает лишь примитивные раздражители "он меня нинавидит, а я его люблю расрасрас".
И здесь то же самое. "Дюна" 21 года это трагический пример того как авторы постарались как-то перенести на экран интригу, но с прицелом на среднестатистического зрителя. Сохранить фабулу, однако навазелинить ее так, чтобы проскочило.
Здесь можно долго и подробно расписывать, что получилось на практике, но, чтобы не умножать словеса, покажу на простом примере.
Как все (и я в том числе) радовались Скарсгарду в роли Барона - дескать, наконец то мы увидим истинного Харконнена! Так вот - забудьте. Барон появляется буквально в трех коротеньких сценках, причем бОльшую часть экранного времени его попросту не видно (барон в банном пару, барон расфокусирован, ноги барона крупным планом, барон летает на дальнем плане, барон плавает в нефтяной жиже). Да, я не шучу, Харконнен не строит хитрые планы, не раскрывает сложную интригу. Он маячит и невнятно бурчит от силы десяток фраз в стиле "Халк убивать!" И все. ВСЕ, БЛДЖАД!!!
А, ну еще он собственноручно режет доктора Юэ. При том, что Питер стоит рядом. Зачем? Надо же как-то показать, что барон по-настоящему злобен.
И так во всем.
Вы ждали Питера Антифриза, гения извращенной интриги, ценителя пыток? Хуйнаны, у него ровно одна полусамостоятельная сцена и буквально две пустые фразы.
Суфир Хават - то же самое. Гурни - то же самое.
И так далее.
Почему я, собственно, начал критическую часть с того, что актеры не рулят - им нечего играть. Стилгар - тупое бычье, которое в глаза хамит герцогу. Джессика - рыдающая овца. Герцог страдает и умоляет Льетку Кайнзу. Кстати, парадокс - благодаря такому подходу афровагинальная планетолог_ка смотрится вполне нормально, ее просто слишком мало. Два-три коротеньких появления и в расход.
Шломо... скажу просто: в фильме он смотрится еще более жалко, чем в трейлерах. Да, в это сложно поверить, но таков печальный факт.
Второе - очень странный визуальный стиль. Пресловутая "груда камней" давно стала мемом, однако здесь это как раз норма и стандарт. В жизни персонажей нет ничего бытового, обыденного, жизненного. Все на пафосе и гигантомании. Это порождает странное впечатление: хотя фильм явно стоил пароход денег, он выглядит дешево. Так, словно у группы хватило денег на базовые декорации, а затем бюджет кончился, и бытовые сценки пришлось разгрывать в монументальных антуражах. И так во всем, от жилых помещений до заводских комплексов.
Честное слово, несколько раз я легкой ностальгией вспомнил давний сериал - да, там все стоило копейки, и это чувствовалось во всем, но авторы честно старались показать быт, обжитость локаций.
Причем Вильнев даже пустыню ухитрился снять скучно, серенько и камерно.
Третье.
Тут небольшое отступление, чтобы на контрасте было понятнее, о чем речь. Помните истории о том как мистер Камерон снимал тех же "Чужих"? Амуниция, которую актеры сами расписывали, превращая реквизит в Вещи. Или о том как боевые шагоходы из "Аватара" проектировали настоящие промышленные дизайнеры, скурпулезно, вплоть до рисунка протекторов?
Да, вот именно. Любая хорошая история - это Стиль. Это множество мелочей, которые, сочетаясь между собой, создают образ мира, в который мы верим или нет. И с этим у "Дюны" полная жопа.
Я не знаю, может действительно бабло кончилось, и не хватило на работу хороших реквизиторов. А может (что вернее) Вильнев типа визионер, но визионер бездарный, который, судя по всему, не понял, что он снимает. Но так или иначе, "Дюна" - пример фантастически халатной работы с реквизитом и образами. Персонажи выглядят и поступают так, как они ни при каких обстоятельствах не могли бы выглядеть и поступать, ни согласно первоисточнику, ни духу сеттинга. И тут можно расписывать страницами: оружие, манеры, скафандры, дискомбы, одежда, диалоги, украшения....провал во всем.
Опять же, для понимания, простой пример. Как вы думаете, что делает Стилгар в момент ночной встречи с Полом и Джессикой? Сурово хмурится? Демонстрирует альфа-самца в суровой позе? Целится из-за укрытия? Даже не пытайтесь угадать, вы не сможете. Он манерно лежит. Да, я не шучу, на скале, как патриций, опираясь на локоть. А потом так же манерно встает, не хватает лишь ремарки в стиле "противные, ваши задницы теперь мои!".
И вообще, если вы рассчитываете увидеть гордых "пиратов пустыни" - не рассчитывайте, Вильнев демонстративно сделал фрименов обезьяноподобными - повадки, пластика, позы, поведение в ходе боя... На это просто неприятно смотреть.
Что тут еще можно добавить...
Боевка - полный пиздец. Во всех отношениях, от масштабных сцен до дуэлей. Просто серия иллюстраций на тему "как делать нельзя", опять же во всех аспектах, от снаряжения и оружия до постановки. И я не понимаю, почему нельзя было хотя бы натаскать актеров физически.
Музыка... очень на любителя, все, что мы уже слышали в БР2049, только доведенное до предела. Фактически музыкальное сопровождение тут представлено в двух видах. Первый - тебе в ухо страшно гудят духовые. Второй - в уши орет хор. Все.
Итого...
В целом это не разочарование года, главным образом потому, что я не питал никаких иллюзий относительно Вильнева. И я не возьмусь категорически заявлять, что даже случайно увидев афишу вам следует сразу промыть глаза спиртом. Но скажу, что кино-похода это не стоит. Дома, на экране, с ползунком перемотки и чашкой кофию под рукой - нормально, на разик, а может и два сгодится. Но не более того.
|
</> |