
«Дюна». Фильм vs сценарий


Но, посмотрев фильм я, все же, не могу не отметить некоторые изменения, о которых я решил вкратце рассказать. В конце концов, мне кажется достаточно интересно следить, как меняется сюжет в процессе пре-продакшна и пытаться понять, чем вызвано то или иное изменение.
Стоит начать с того, что объем сценария «Дюны» составлял 132 страницы. По общему правилу, одна страница скрипта примерно соответствует одной минуте фильма. Ключевое слово здесь «примерно» — экшн-сцены на бумаге зачастую занимают немного места, в то время как в случае с диалогами все наоборот. Но все же, если только кино сильно не порезали в монтажной, обычно это соотношение более-менее выдерживается. В качестве наиболее наглядного примера такого соответствия можно привести творчество Кристофера Нолана, который практически никогда не отходит от сценария даже в мелочах. Вот, например, съемочный сценарий «Начала» насчитывал 147 страниц при длительности фильма в 148 минут.

Тот сценарий «Дюны», что я прочитал, открывался прологом, в которой нам рассказывали о древнем восстании машин, после которого человечество навсегда отказалось от роботов и компьютеров. Далее следовал небольшой, но зрелищный эпизод, в котором Дункан Айдахо десантировался на все еще контролируемый Харконненами Арракис с целью наладить контакты с фременами. В фильме нас знакомят с этим персонажем, когда он только готовится вылететь, а саму высадку не показывают. Могу предположить, что это изменение было сделано, чтобы лучше установить эмоциональную связь между Полом и Дунканом. Ну и плюс, это наверно сэкономило бюджет.

Из пары других небольших, но любопытных отличий — перед сценой тренировки Гурни Халлек действительно исполнял небольшую песню Полу. А при прибытии на Арракис, Атрейдесы находили у городской стены множество крестов, на которых были распяты враги дома Харконненов.

Кроме того, в середине скрипта была большая сцена торжественного приема Атрейдесов, где мы знакомились с несколькими персонажами (вроде чиновников и лидера контрабандистов), которые я так подозреваю, должны были появиться в сиквеле. С другой стороны, в работе не было эпизода разговора Преподобной Матери с бароном Харконненом, в которой она сообщала ему, что Пол и Джессика находятся под защитой ордена Бене Гессерит и он не может их убить.
Основные же отличия между сценарием и фильмом связаны с финальной частью. А точнее говоря, с вырезанием некоторых эпизодов. Вот, что было на бумаге, но не попало в кино (по крайней мере, в театральную версию):
- Отряду Гурни Халека удавалось пробиться через силы Харконненов и добраться до поселения контрабандистов.
- После штурма дворца, Барон Харконнен навещал Леди Джессику. А после гибели своего ментата Питера де Вриза, он предлагал плененному Суфиру Хавата перейти к нему на службу и, заодно, сообщал, что предательницей была Джессика.
- Из фильма полностью пропал небольшой подсюжет (которого, правда, не было в книге). После покушения на Пола, герцог Лето санкционировал ответную акцию возмездия. Небольшой отряд коммандос Атрейдесов десантировался на Гиди Прайм и взрывал главные хранилища спайса, что ставило Харконненов на грань банкротства. Из-за этого, барону приходилось дать указание Рабану выдоить досуха Арракис не считаясь ни с чем. Интересно, что в сценарии также имелась пометка, что лидер коммандос появится в сиквеле в качестве раба, с которым ради потехи будет драться Фейд-Раута.
- Картина Вильнева завершается тем, что после поединка Пол и Джессика направляются к ситчу. Однако сценарий на этом не заканчивался. В нем, герои достигали цели. Нам показывали, что в распоряжении фременов имеется огромный резервуар накопленной воды (и такие же имеются у других племен). Леди Джессика принимали предложение стать новой Преподобной матерью фременов и выпивала «воду жизни», после чего открывала свою наследственную память. Кроме того, эта процедура влияла на ее нерожденную дочь. Что касается Пола, то он занимался любовью с Чани. Собственно, на этом сценарий и заканчивался.

С другой стороны, с ними кино бы наверняка шло больше трех часов. Вряд ли стоит объяснять, почему студия не поставила бы такую версию в кино. Лично я люблю фильмы, создатели которых тратят время на создание атмосферы и выстраивание сюжета. Но, в то же время, я отлично понимаю, что не все разделяют такое мнение — а трехчасовой хронометраж способен отпугнуть многих потенциальных зрителей.
Другим обстоятельством может быть то, что многие удаленные эпизоды закладывали фундамент сюжета сиквела. Тут могло сработать и как то обстоятельство, что Вильнев не был уверен в том, что он все же состоится, так и то, что режиссер решил оставить себе возможность в будущем несколько отойти от книги.

|
</> |
