Дюжина шагов вперед для Екатеринбурга

топ 100 блогов leonwolf21.08.2011Политика В аккурат ко дню города закончил работу над текстом, который анонсировал еще в отпуске - текстом о небольших, но абсолютно реальных усовершенствованиях, которые могли бы существенно изменить облик нашего любимого Екатеринбурга и качество жизни в нем. Я планировал назвать этот текст "10 шагов для Екатеринбурга", но получилось в итоге немного больше. 

В этом тексте сконцентрирован в первую очередь опыт двух с лишним лет работы моей депутатской приемной; большинство предложений, которые я высказываю, были впервые внесены посетителями во время приемов. Я выражаю огромную благодарность за помощь в работе над этим материалом всем жителям 10-го округа, и моим помощникам Дмитрию Базанову, Максиму Сусоеву, Наталье Бычковой.

Введение.
Для начала мне бы хотелось сделать несколько вводных замечаний, чтобы обозначить границы того, о чем в этом тексте речь не пойдет.
Во-первых, в нем не пойдет речь о долгосрочных, стратегических вещах. Я не готов взяться за планирование развития города на 10-20 лет вперед, более того, я полагаю, что в этом нет необходимости. По крайней мере, сейчас я вижу, что всё (или почти всё) стратегическое планирование города ограничивается перекладыванием бумажек и переливанием из пустого в порожнее. Ничего конкретного из этих манипуляций не вытекает. Именно поэтому в свой перечень шагов я включил те вещи, которые можно сделать за 1-2 года.
Во-вторых, я опирался на те шаги, которые можно сделать для города за не очень большие деньги. Понятно, что при наличии бесконечного бюджета можно делать все, что угодно, но в реальной жизни такого бюджета нет. Я уже неоднократно писал о том, что бюджет развития Екатеринбурга, то есть, те деньги, которые можно более-менее свободно тратить на изменение города (а не на поддержание его в текущем состоянии), составляет не более 4-5 млрд руб в год. Таким образом, если говорить о десяти добрых делах для города, то верхняя планка каждого должна составлять примерно 100-200 млн руб, тогда весь план можно воплотить в жизнь за год.
В-третьих, я ограничивался компетенциями местного самоуправления. Да, может быть, мне бы хотелось поднять пенсию всем пенсионерам, но местное самоуправление — это 28 полномочий городской власти, предусмотренных законом 131-ФЗ, именно о них и пойдет речь.
В-четвертых, в своем плане я брался только за те проблемы, которые можно решить, поэтому покрытие получилось неравномерным. Например, я не знаю, что можно сделать с водоснабжением в городе. Екатеринбург — полуторамиллионный город, который расположен в верховьях трех чахлых речек; вода в нем плохая, трубы ржавые. На сегодняшний день существует программа Водоканала по улучшению ситуации стоимостью 60 млрд руб, но она не очень хороша и многих - меня в том числе, - не устраивает. Однако я не могу предложить лучшую программу, тем более, с учетом принятого выше ограничения финансовых параметров: я не знаю, что хорошего можно сделать с водой в Екатеринбурге за 100 или 200 млн руб в год.
Наконец, в-пятых, я включаю в свой перечень только такие изменения, которые можно осуществить, не импортируя горожан из Швейцарии. Самый простой способ улучшить ситуацию с транспортом в центре города — это заставить милиционеров работать, то есть, штрафовать водителей за неправильную парковку и эвакуировать машины. Однако опыт элементарного наблюдения за человеческой психологией показывает, что постановка подобной задачи (заставить милиционеров работать), по большому счету, бессмысленна; милиционерам все равно будет выгодней сидеть в кустах и вымогать взятки, и эта ситуация не может быть изменена на уровне города, только в масштабах страны.

Короче говоря, в моем плане речь пойдет исключительно о тех вещах, которые можно купить за деньги, и о тех мероприятиях, которые можно реализовать с нынешними чиновниками, с нынешними горожанами без перевоспитания тех или иных, но которые помогли бы сделать Екатеринбург более комфортным городом для жизни.
В предисловии я специально ограничил рамки размаха, чтобы вы не ждали от моего плана слишком многого. Предлагаемые мероприятия не покрывают все сферы городского бытия, тем не менее, это лучшее, что я могу предложить по результатам размышлений над своим 2,5-летним опытом депутатской работы, за время которой я познакомился со всеми сферами городского хозяйства и организацией городской жизни.
Последнее вводное замечание: нумерация шагов введена исключительно для удобства ссылок, и не означает никакого ранжирования по приоритетности. Порядок, в котором перечислены шаги - абсолютно случаен. 

Шаг 1. Опорная сеть велодорожек. 
Пересадить всех екатеринбуржцев на велосипеды — задача утопичная, уже хотя бы потому, что у нас для этого слишком длинная зима (хотя на велосипедах ездят и в Монреале и в Копенгагене, которые находятся примерно на тех же широтах, что и наш город): сеть подогреваемых велодорожек существенно выйдет за пределы тех сумм, рамками которых я сам себя ограничил. Тем не менее, при создании условий для того, чтобы Екатеринбург стал более комфортным для тех горожан, которые хотят передвигаться на велосипедах, можно обойтись малой кровью. Кроме того, наличие велодорожек позволит сделать наш город более европейским и чуть менее пробочным, поскольку, даже пересадив на велосипеды 5-6% жителей, мы получим ощутимое уменьшение количества пробок (5-6% - это годовой рост автомобилизации у нас).
Ключевая идея заключается в создании опорной сети велодорожек. Мы не можем быстро и в одно действие дойти до того уровня развития инфраструктуры, которая сложилась в таких велосипедных странах, как Дания или Голландия, где велодорожками снабжена каждая улица. У нас выделить подобную зону из улицы зачастую просто невозможно. Однако для быстрого и комфортного передвижения по городу на велосипеде это и не нужно, достаточно спроектировать и набросить на город опорную сеть велодорожек, которые располагались бы с севера на юг и с запада на восток с примерным шагом в 1,5-2 км. Такой шаг гарантирует, что из любой точки города до этой сети расстояние будет не более 1 км, то есть, не более 3-4 минут езды на велосипеде. Иными словами, велосипедисты будут преодолевать не более 1 км пути с трудностями, затем по сети хороших дорожек добираться из точки А как можно ближе к точке Б, ну и потом еще в самом худшем случае ехать примерно 1 км по не очень комфортной дороге. Таким образом, получается разумный компромисс между скоростью, качеством передвижения и возможностями городской инфраструктуры. Екатеринбург — город компактный, и обычно это преподносится как недостаток, но с точки зрения передвижения на велосипеде и создания велоинфраструктуры — это одно сплошное преимущество. Велодорожек потребуется мало, город у нас в основном укладывается в рамки 20 на 20 км, то есть, покрытие всего города велодорожками с шагом в 2 км ограничится 10 "вертикальными" и 10 "горизонтальными" дорожками, и можно будет легко добираться из точки А в точку Б. Для дорожек с шагом в 1-2 км выбрать место на карте города уже не представит особого труда. Да, по каждой улице их сделать не получится, а вот выбрать из нескольких параллельных улиц одну, на которой расположен самый широкий нефункциональный газон, который превращается весной и осенью в раскатанное машинами месиво, и отрезать от этого газона пространство под велодорожку, гораздо легче. Так можно сделать практически со всеми направлениями и улицами города. Возможно, где-то велодорожка будет перескакивать с улицы на улицу, следуя за ограничениями места, но, если она будет обеспечивать быстрое и качественное передвижение велосипедистов без прыжков по поребрикам и прочих неудобств, то такая инфраструктура окажется востребованной.
Шаг 2.Обособление трамвайных путей.
Об этом шаге я уже много раз писал. Самое забавное, что реализация этой идеи была предусмотрена еще в стратегическом плане развития Екатеринбурга на 2005-2009 года; тогда стоимость проекта оценивалась в 92 млн рублей. 
Обособление трамвайных путей — это первый шаг на пути к большой теме создания скоростного трамвая. Этот шаг можно сделать меньше, чем за год, и он даст незамедлительный эффект, поскольку средняя маршрутная скорость трамваев сразу увеличится, и, следовательно, снизится их заполненность, и они станут более комфортным видом транспорта. Потом будут следующие шаги: перекладка рельсов, натяжение проводов, замена подвижного состава и т.д. Однако именно с обособления путей надо начать реализацию идеи повышения роли общественного транспорта, формирования европейской "транспортной культуры" в рамках нашего города. Транспортные проблемы города можно решить только посредством развития общественного транспорта.
Шаг 3.Переход на использование евроконтейнеров.
В Екатеринбурге функционирует что-то около 1 тыс контейнерных площадок, на которых находится около 5 тыс мусорных контейнеров. Один евроконтейнер на колесиках с закрывающейся крышкой стоит в пределах 20 тыс руб, то есть, обеспечение всех дворов города евроконтейнерами обойдется как раз в 100 млн руб. Удобство контейнера на колесиках заключается в том, мусороуборочная машина не обязана подъезжать вплотную к контейнерной площадке; наоборот, к ней можно подкатить контейнер, чтобы ссыпать мусор. Таким образом, исчезает нынешнее обязательно требование о наличии во дворе разворотного круга для мусороуборочной машины, что освобождает пространство для озеленения и благоустройства дворов, а также для дополнительных парковочных мест. Кроме того, закрывающийся контейнер более вместителен: вместо 0,75 кубометров стандартного железного контейнера, который используется сейчас, евроконтейнер имеет емкость в 1,1 кубометра мусора. Таким образом, вместительность увеличивается в 1,5 раза, что позволит соответственно разгрузить площадки от мусора. И самое главное, закрывающиеся евроконтейнеры резко ограничивают размножение крыс и бродячих собак, тем самым делая условия жизни в городе более экологичными и комфортными, менее опасными с точки зрения распространения различных болезней.
Переход на использование евроконтейнеров должен осуществляться параллельно с переходом на соответствующие мусороуборочные машины. Наши нынешние мусороуборочные машины рассчитаны на боковую погрузку мусора, а машины, работающие с евроконтейнерами, осуществляют погрузку мусора сзади. Более того, такие машины оборудованы прессом, с помощью которого мусор сжимается в 5-6 раз на этапе погрузки, таким образом, существенно уменьшается количество пробегов мусоровозов, и таких машин на город потребуется меньше. Конечно, эти машины достаточно дороги, и полный переход на новые мусоровозы растянется примерно на 3-4 года (если ограничиться бюджетом в 150-200 млн рублей в год), но эти сроки кажутся вполне приемлемыми. 
Шаг 4.Изменение подхода к уборке тротуаров.
Поддержание проезжей части городских дорог в благоустроенном состоянии находится в ведении муниципалитета, и в этой сфере постоянно что-то делается. Да, каждую зиму мы по-прежнему ругаемся, что очередной обильный снегопад застал город врасплох, и что снег вовремя не вывозится. Тем не менее этим летом многие заметили, что центральные улицы мыли практически каждую ночь, улучшилась ситуация с пылью и грязью, существенно увеличился объем вывоза мусора с лотков проезжей части. На зиму подготовлены временные места для свалки снега, чтобы не возить его слишком далеко на полигоны - таким образом, машины успеют чаще обернуться в течение дня, и вывезти больше снега. Короче говоря - какой-то прогресс есть... но только от поребрика и до поребрика! А дальше, на тротуарах, зона ответственности муниципалитета почему-то заканчивается. Тротуары находятся в ведении управляющих компаний и/или офисов на первых этажах прилегающих домов, и на них и возлагаются все обязательства по содержанию тротуаров в порядке. 
Мне кажется, что такой подход себя в целом не оправдывает; есть примеры других городов, где уборка тротуаров находится в зоне ответственности муниципалитета, и этот подход более эффективен. Чисто экономически: сейчас каждый из арендаторов на первом этаже нанимает собственного дворника, который всю зиму уныло ковыряется в плотном снеге деревянной лопатой, а все лето не менее уныло машет метлой. Муниципалитет тот же тротуар - на всем его протяжении! - может убирать при помощи специальной машины, и это будет гораздо дешевле. В общем, мое предложение заключается в том, чтобы централизовать уборку тротуаров; если угодно - заменить для владельцев офисов и управляющих компаний барщину (унылого дворника) оброком (финансовыми отчислениями). Это будет выгоднее и для них, и для муниципалитета, и для всех горожан.
Очевидно, придется создать специализированное муниципальное предприятие, замкнуть его на финансирование из городского бюджета - на платежи муниципальной аренды, и с управляющих компаний собрать деньги - в пределах тех сумм, которые сейчас у них уходят на эту же работу по уборке тротуаров. Ну и дальше действовать, как с уборкой проезжей части - играть конкурсы среди подрядных организаций, контролировать качество и т.д. Особенно хорошо и ощутимо эта схема будет работать в зимний период, поскольку сейчас уборка тротуаров зимой осуществляется волнами: где-то почистили, где-то забыли, тут поработали скребочком, тут лопаткой, а здесь вообще весь снег свалили на соседний участок. А люди по этим волнам прыгают. Мне кажется, этого можно было бы избежать. 
Шаг 5.Приведение в порядок дворов через поддержку местных инициатив и поддержку развития ТСЖ.
Большая проблема нашего ЖКХ заключается в том, что люди разобщены, не умеют и не хотят договариваться, и живут по принципу «моя хата с краю». Надо сказать, что эта проблема вообще характерна для России, но в сфере ЖКХ она проявляется особенно рельефно. Очень мало домов, где созданы ТСЖ, очень мало проводится общих собраний, на которых реально принимаются какие-то решения, направленные на улучшение жизни горожан. В этой ситуации начинать надо с малого: вопросы содержания дома бывают очень конфликтными, поскольку зачастую у жильцов наблюдается пересечение интересов, а вот вопрос приведение в порядок дворов – это то, в чем заинтересованы все. На сегодня эту проблему по-своему, по-медвежьи, решает «Единая Россия» своим проектом «1000 дворов», который существует исключительно ради выборов. Не спрашивая мнения жильцов, а иногда и против их воли, их облагодетельствуют - стоит задача освоить по несколько миллионов рублей на каждом дворе, и вот уже вместо вполне благополучных гранитных бордюров появляются красивые, дорогие, но недолговечные бехатоновые.  
Между тем, благоустройство дворов: качели, скамейки, деревья и тд. – это недорого. Сейчас деньги, спускаемые сверху, расходуются крайне неэффективно, а мне почему-то верится, что именно в этой сфере можно добиться отличных результатов по благоустройству, если переложить часть ответственности на самих жильцов. Давайте возьмем мои виртуальные 100 млн руб в год, которые я предлагаю тратить, и разобьем их на 200 грантов по 500 тыс руб каждый. С точки зрения капитального ремонта дома 500 тыс руб – это смешная сумма, а с точки зрения обустройства двора – это достаточная сумма. На эти деньги можно и оформлять парковки, и сажать деревья, и менять мусорные баки, и ставить малые архитектурные формы, да хоть фонтаны можно устраивать! Итак, мы получаем 200 грантов в год – и вперед, можно запускать конкурс в поддержку местных инициатив. 200 грантов – это что-то около 10% от всех дворов Екатеринбурга, таким образом, за 10 лет мы сможем облагородить все дворы в городе. Кроме того, это обеспечит хорошую коммуникацию между людьми, ведь им необходимо будет собраться, разработать проект того, что они хотят видеть в своем дворе, найти консенсус и поддержать его большинством. Только тогда заявка может быть представлена на конкурс, рассмотрена, и могут быть получены эти довольно серьезные деньги на приведение двора в порядок так, как этого хочется жителям. Короче говоря, главное в этой идее - даже не дворы привести в порядок, а людей заставить (буквально заставить!) взаимодействовать между собой... 
Аналогичным методом я бы предложил действовать и в части создания и развития ТСЖ: выделяя серьезные гранты на развитие домов, при условии создания ТСЖ и принятия ими консенсусных решений. 
Шаг 6.Капитальный ремонт ливневой канализации.
Если честно, то об этом шаге я немного побаиваюсь писать, поскольку я не уверен, что он укладывается в мои собственные критерии, в 100-200 млн руб - возможно, он будет стоить существенно дороже. Но шаг этот очевидно перезрел. 
Все мы знаем, что ливневка в городе как бы есть; правда, представляет она собой неуклюжие решетки, вокруг которых лежит вспученный асфальт, зато они есть на каждой дороге. Тем не менее, в ливневку ничего не стекает - весной город стоит, идет и едет по колено в воде, и после каждого мало-мальски сильного дождя тоже. Почему? Рабочая гипотеза, которая опирается на мои скромные познания в этой области, заключается в том, что ливневку просто не поддерживают в должном состоянии. Понятно, что перекладывать всю канализацию в городе очень дорого, стоимость одного километра новой канализации - это миллионы или даже десятки миллионов рублей, но привести в порядок и почистить существующую канализацию, убрав тем самым огромное количество грязи на улицах города, можно за меньшие деньги. И это может стать действительно очень эффективным их вложением.  
Во-первых, эта мера поможет резко продлить срок службы асфальта, поскольку вода не будет скапливаться на проезжей части, (замерзая и приводя к трещинам в асфальте). Во-вторых, в городе станет гораздо чище; ту грязь, которая скапливается на дорогах, мы с вами сейчас разносим не только по городу, но и по собственным квартирам.
Шаг 7.Пересмотр роли газонов в городской среде.
От советского градостроительного планирования Екатеринбургу досталось огромное количество газонов, которыми узкая проезжая часть отделяется от широких тротуаров. Не будучи ограниченными поребриками должной высоты, газоны повсеместно становятся несанкционированными парковками. Таким образом, в современном Екатеринбурге газоны не играют никакой полезной роли в городской среде, они не способствуют озеленению города, а просто превращаются в грязь. Вместе с тем, Екатеринбург – довольно зеленый город, он окружен кольцом лесопарков, есть (пока еще) парки и скверы и в центральной части города. В центре европейских городов вы не увидите газонов, вместо них вы увидите много садиков, а на улицах лежит обыкновенный камень.
Полагаю, что и для нашего города это более практично: где-то газоны могут быть переработаны в велодорожки, где-то – в парковочные карманы. Естественно, речь идет только об искоренении газонов, но не деревьях; просто нефункциональных участков земли с травой, которая превращается в грязь при первом удобном случае, в городе быть не должно, а вокруг деревьев, конечно, можно и нужно оставлять небольшие участки грунта. В принципе, это уже сейчас делается на многих улицах города.
Шаг 8.Пересмотр подходов к рекламным конструкциям.
Первое, что бросается в глаза иностранцу, который приезжает в Екатеринбург, да и вообще в любой современный российский крупный город — это чрезвычайное обилие наружной рекламы. Рекламы действительно очень много, она искажает архитектурный облик города, навязчиво бросаясь в глаза жителям. Кроме того, зачастую она создает помехи движению транспорта, заслоняя дорожные знаки и просто отвлекая водителей. Наша реклама не укладывается ни в какие нормативы, ни в международные, ни в российские. Много раз уже звучали следующие данные: если просто привести состояние рынка наружной рекламы в соответствие с действующими российскими нормативами, то количество конструкций, которые можно было бы установить на улицах города, не нарушая закона, уменьшилось бы примерно в 10 раз. Но каждый раз, когда пытаются подступить к решению этой задачи, раздаются возмущенные возгласы со стороны многочисленных и сильных участников рекламного рынка. Они апеллируют к тому, что эта мера их похоронит, или, по крайней мере, резко затормозит развитие рекламного бизнеса.
Конечно, это неправда. Объем рынка наружной рекламы — величина слабоэластичная к таким вещам, как изменение количества поверхностей, на которых может размещаться реклама. В том случае, если поверхностей будет в 2 раза меньше, то просто в 2 раза повысится конкуренция и цена, при этом объем рынка останется прежним. Мне кажется, что в этой ситуации произойдет некое перераспределение, в результате которого какие-то рекламные агентства окажутся в проигрыше, а какие-то — в выигрыше. Я не думаю, что интересы горожан должны ставится ниже интересов рекламных агентств, которые рискуют проиграть в этой конкурентной борьбе.
Мера, которую я предлагаю, не носит, впрочем, чисто административный характер. Да, действительно, с уменьшением количества мест, где разрешена установка рекламных конструкций, могут сократиться и соответствующие поступления в городской бюджет. Однако, надо сказать, они и сейчас невелики, поскольку рекламные места сейчас распределяются крайне непрозрачно (значительную часть площадей ЕКУГИ распределяет через контролируемое членами семьи А.Чернецкого ООО "Екатеринбургский центр размещения рекламы", при этом городской бюджет не получает почти ничего).
Если же после того, как перечень мест, пригодных для установки рекламных конструкций будет сокращен и переопределен, необходимо будет провести аукционы на аренду этих мест, в ходе которых определятся их новые эксплуатанты. Если аукцион удастся сделать достаточно прозрачным, поступления в городской бюджет не снизятся, а, может, и вырастут. 
Шаг 9.Информатизация.
На страницах этого журнала уже не раз предлагались комплексные решения по информатизации местного самоуправления. Я не буду сейчас существенно повторяться, поскольку мне кажется, что описанная система электронных муниципальных услуг, которую я с вашей помощью разрабатывал и здесь представлял, является достаточно подробной. Сейчас мне бы хотелось обратить внимание на то, что в основе функционирования этой системы лежит прозрачность муниципальных информационных ресурсов. Есть несколько сфер городского хозяйства, в которых прозрачность этих ресурсов может оказать не просто существенное, но и решающее положительное влияние на упорядоченность жизни города в этих сферах. Приведу пример, который уже звучал в этом блоге ранее — реестр муниципальной собственности, а также информация об арендаторах и условиях заключения договоров аренды. На сегодняшний день эта информация абсолютно закрыта, поэтому в сфере муниципальной аренды процветает коррупция, используются многочисленные фирмы-прокладки, близкие к чиновникам и ЕКУГИ (ныне ДУМИ). Через эти фирмы идет субаренда конечным арендаторам, а городской бюджет недосчитывается существенных денег. Публикация реестра помещений, плюс публикация реестра контрактов на аренду муниципальных помещений, плюс проведение аукционов в открытой форме на заключение этих контрактов — вот три решения из области информационных технологий, которые позволят не только сделать рынок муниципальной аренды честным и прозрачным, но и увеличить денежные поступления в бюджет Екатеринбурга. Точно так же, через информатизацию и открытые данные, можно будет улучшить ситуацию с распределением земельных участков, тех же упомянутых выше рекламных конструкций и во многих других сферах (вплоть до размещения рекламы на бортах муниципального транспорта).
Нынешний объем финансирования программы "Электронный Екатеринбург" составляет смешные 13 млн рублей в год; десятикратно увеличив этот объем и правильно приложив средства к приведению в порядок и повышению открытости муниципальных информационных ресурсов, можно было бы добиться очень многого. 
Шаг 10.Приспособление города для передвижения людей с ограниченными возможностями.
Может быть, этот шаг звучит чересчур общо, я и до конца не уверен в том, что его надо ставить в один ряд с предыдущими мерами, поскольку сейчас речь пойдет не столько о проблеме нашего города, сколько об общероссийской проблеме. Но если наш город не на словах, а на деле хочет соответствовать любому из своих броских слоганов - как там было, "Возможности без границ?" - он в первую очередь обязан решать проблему людей с ограниченными возможностями. 
Первое, что бросается в глаза при посещении любого европейского города, - огромное количество инвалидов на улицах. Причем, это не обязательно люди в инвалидных колясках, легко можно встретить людей на электрокарах или еще на каких-то специальных устройствах для передвижения. Для них не существует проблемы свободного перемещения по улицам города. В первую очередь в Европе активно используются широкие пандусы, которые действительно удобны в использовании (у нас же нередко можно встретить пандусы с углом наклона в 45 градусов - там, где они вообще есть; свежий пример - Вознесенская горка, подъем со стороны ул.Мамина-Сибиряка; иначе, как издевательством, это не назвать).
Да, сейчас в центральной части города на нескольких ключевых улицах были произведены реконструкции тротуаров, и сделаны плавные съезды с понижением бордюрного камня, чтобы было удобно пересекать перекрестки. Правда, некоторые съезды были сделаны слишком узкими, и они не всегда поддерживаются в должном состоянии: часто после перекладки асфальта выясняется, что спуск обрывается над проезжей частью или под ней. Между тем, такие понижения бордюрного камня и обустройство плавных переходов стоят недорого, равно как и оборудование пандусами муниципальных учреждений. Другое дело, что эти меры не решат проблему в корне, и Екатеринбург не станет городом для инвалидов. В частности, у нас нет низкопольного транспорта, и эту проблему нельзя решить малой кровью - полное обновление парка общественного транспорта обойдется очень дорого. Кроме того, у нас исходно не спроектированы лифты для метро (совершенно дикая вещь по европейским меркам), нет у нас и лифтов для инвалидов в подавляющем большинстве домов и различных учреждениях. Нет и туалетов для инвалидов. Именно поэтому качество жизни людей, которые испытывают проблемы с передвижением (а это до 10% екатеринбуржцев) - ужасно. Они вынуждены сидеть дома практически безвылазно.
Но если проблему быстро не решить, если до лифтов-туалетов нам еще многие годы, почему тогда стоит делать часть работы и заниматься обустройством тротуаров и пандусов? Ведь та мера, хотя и может быть реализована "малой кровью", не решит проблему инвалидов, и существенно больше их на улицах не станет... Тем не менее, я решил включить этот пункт в общий список, поскольку эта элементарная мера учитывает не только интересы инвалидов. По городу передвигаются и велосипедисты, и родители с колясками, и, в конце концов, люди с чемоданами на колесиках — всем им нужна безбарьерная среда для передвижения по дорожной сети. Надо начинать двигаться в эту сторону. 
Шаг 11. Поддержка массового спорта.
Тема профессионального спорта всегда способствует популярности политика, а под выборы особенно: неслучайно у нас на днях губернатор возглавил попечительские советы футбольного и хоккейного клубов. Но вопрос о том, почему город или регион должны за бюджетные средства содержать команду мастеров для меня, признаться, остается открытым. По крайней мере, в городской среде профессиональная команда никак не заметно; то ли дело - массовый спорт. 
Безусловно, в городе существует система детско-юношеских спортивных школ, клубов по месту жительства, и всякого такого прочего; и хотя сейчас в фаворе у властей такие "массовые" виды спорта, как теннис и конный спорт (ну, у самих-то тоже дети и внуки растут, ага), но и другие виды детского спорта как-то выживают. Но ведь спортом хотят заниматься не только дети! Удивительно, но обращение типа "мы в таком-то дворе с мужиками каждую зиму заливаем корт и играем в хоккей, нам бы выделить какой-то подвал под раздевалку" является одним из самых популярных в нашей депутатской приемной! Речь, опять же, идет об элементарной инфраструктуре, не о создании каких-то новых ставок тренеров или инструкторов, не о постоянных расходах. Выделить, действительно, какие-то помещения из огромного перечня простаивающей муниципальной собственности под раздевалки и хранение инвентаря; расчистить какие-то площадки; учредить небольшие призы и организовать турниры дворовых команд в разных возрастах и в разных видах спорта по районам, по городу в целом... (Сейчас, насколько я знаю, только футбольный турнир есть. Но в европейском городе такого же размера, футбольных лиг будет штуки три общегородских, и в каждом районе парочка, а еще по волейболу, баскетболу, я уж не говорю про дартс или шахматы). В пределе - финансирование поездок команд (как детских, так и взрослых) на региональные и межрегиональные соревнования. В целом, финансирование массового спорта находится в ужасающем состоянии - и это создает возможность за 20% вложений добиться в этой сфере 80% результата.   
Шаг 12.Площадки для выгула собак.
В городе существует значительное количество пустырей, которые не могут быть приспособлены под какое бы то ни было полезное использование в силу того, что под ними проходят те или иные коммуникации - трубопроводы, линии связи... Там даже спортивный корт  не всегда можно оборудовать, потому что всегда есть риск того, что придется копать большую траншею. Думаю, отличным вариантом использования для многих из них стало бы их оборудование в качестве площадок для выгула собак: все что надо, это небольшой заборчик с калиткой, столбик с пакетиками и урну поставить. 
И это очень хороший способ проверить, кто прав в вечном споре о том, что первично: спрос или инфраструктура. (Нужно ли строить инфраструктуру только тогда, когда есть спрос, или, напротив, созданная инфраструктура способна породить и спрос на нее). Я уже как-то отвечал на этот вопрос на примере велоинфраструктуры: люди начинают ездить, когда есть дорожки и парковки. Так и в случае с площадками для собак: ну не верю я, что горожанам так нравится весной ходить по "минным полям"; уверен, что если площадки будут, то ими будут пользоваться. 

Заключение.
Очень надеюсь, что вы нашли время и терпение дочитать до этого места. Очень благодарю вас за это. Текст получился крайней объемным, и, боюсь, количество ценных мыслей в нем не так уж и велико - в принципе, ничего нового я не сказал; всё это уже так или иначе не раз обсуждалось. Но представьте себе, на миг, что все эти шаги реализованы! Станет наш город существенно лучше? Да. С гораздо большими основаниями тогда он сможет смотреть в лицо Европе, говорить про "объединение континентов"... И главное - все эти шаги абсолютно реальны. Если бы у нас были выборы мэра - это была бы готовая предвыборная программа, причем такая, за которую не стыдно - выполнить эти шаги можно за год, не насилуя при этом городской бюджет.

Но выборов мэра у нас нет - зачем же я это писал? Что ж, во многом потому, что меня до безумия раздражает гигантомания наших властей, их постоянная мечта о "стройках века". Напомню: 25 млрд рублей в год у нас составляет городской бюджет, из них 20 млрд - обязательные расходы типа зарплаты десятков тысяч бюджетников, поддержания в условно-живом состоянии дорожной сети и системы ЖКХ. Даже этих-то 20 млрд хватает только на очень скромное существование муниципальной сферы, но все равно на реализацию программ развития города остается не более 5 млрд рублей в год... А мы на полном серьезе обсуждаем строительство одной-единственной дорожной развязки за 6.5 млрд! реконструкцию сетей Водоканала за 56 млрд! строительство второй линии метро (7 станций, 10 километров) за 81 млрд! строительство Экспо-2020 за 300 млрд! Это все, конечно, очень привлекательно звучит (особенно для чиновников, которым предстоит осваивать эти суммы), но только горожанам это не нужно... Ждать результатов строек века по колено в грязи, в пробках, в коммунальном аду - это, конечно, нам очень привычно; у нас за плечами 70-летний опыт строительства коммунизма... Но "привычно" - это ведь еще не то же самое, что "единственно верно", не так ли?   

Безусловно, предложенный список шагов не является единственно возможным. Думаю, пользуясь пятью критериями, которые изложены во введении (ограничиться компетенциями местного самоуправления, не замахиваться на десятилетия, не замахиваться на миллиарды, не пытаться решить нерешаемые проблемы и не надеяться на изменение психологии людей), каждый из моих читателей сможет предложить и обосновать свой набор шагов - буду за это признателен; наверняка, я многое упустил! Если какие-то из моих шагов кажутся неверными - что ж, аргументированно критикуйте. 

И еще. Конечно, когда я брался за этот текст, мной двигало и желание ответить на вечную неумную придирку в духе "оппозиция никогда ничего не делает, а только критикует". (Я, правда, уже много раз писал о бессмысленности этой придирки: власть должна делать, оппозиция должна критиковать - это их работа, до тех пор, пока они не поменяются местами). Но все-таки хотелось показать абсолютно реальную и абсолютно конструктивную программу действий. Так вот, какими бы ни были политические реалии, буду очень рад, если эти шаги (или некоторые из них) выполнят любые городские власти, вне зависимости от их партийной принадлежности. Местное самоуправление - это не политика; я всегда об этом говорил, и мои "12 шагов" очень наглядно это иллюстрируют - ничего политического в них нет. 

Спасибо за внимание, буду рад конструктивной критике, комментариям, популяризации, вопросам, замечаниям. 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Либералы решили опробовать новые, невиданные по креативности методы политической консолидации масс с целью свалить Путина. Для этого они разрабатывают интеренет-ресурс, который будет представлять из себя игровой сервер, к которому должны по ...
Нынешняя паразитирующая власть и ее подельники всех уровней относятся к народу не как к единой семье, взаимно уважаемых граждан, избравших из своей среды достойного лидера и помощников в придачу, а как к бесправным рабам, беспрекословно исполняющим волю лидера. Лидера оказавшегося, ...
Газеты пестрят сообщениями о том, что МТС запустил в Узбекистане сеть четвертого поколения. Все сообщения основаны на пресс-релизе МТС и комментариях пресс-секретаря Иры Осадчей. Замечательная история, в которой есть несколько подводных ...
Я впервые написала в сообщество, показав свое платье с летнего корпоратива 2010 года. В этом году Бал состоялся в сентябре и дресс-код был красным, соблюли его далеко не все, но я постаралась) Платье - Barbara Schwarzer Клатч - Zara Браслет и кольца - Tiffany ...
Как известно, поэт в России больше чем поэт, особенно когда он говорит о всяких мерзопакостях. А даже в том случае, если речь идет не о самой России, а о ее осколках, таких, как эмигранты или отколовшиеся территории. Вот и следующая песня «Бахыт компота» при формальной стебности ...